Как и следовало ожидать, весьма напряженные отношения, довольно давно установившиеся между ФАТХом и ХАМАСом, после победы исламистов на выборах быстро переросли в вооруженный конфликт.
Карикатура: ''Мирный план Эхуда Ольмерта''
''Аль-Айам'', ПА
Активисты одной организации средь бела дня забрасывают своих собратьев гранатами, ранее, судя по всему, предназначавшимися ''сионистам'', и расстреливают в упор машины иностранных дипломатов. Их противники отвечают обстрелом из гранатометов и полуавтоматического оружия, совершенно не считаясь с тем, что баталии, как правило, происходят в густонаселенных жилых кварталах. Того и гляди, скоро ракеты ''касам'' полетят с севера Газы не на юг Израиля, а на юг самой Газы, который давно поделен обеими враждующими организациями на зоны влияния.
До сих пор в роли возмутителей спокойствия, как правило, выступали боевики ФАТХа, которые не упускали возможности совершить ту или иную провокацию против длиннобородых исламистов. Весь предвыборный период и в течение нескольких месяцев после выборов ХАМАС держал необходимую паузу, делая попытки сформировать правительство национального единства.
Сегодня всем совершенно ясно: эти попытки ни к чему не привели. Новые хозяева автономии поняли, что за завоеванную территорию еще придется побороться. Новая силовая структура, которую вывел на улицы министр внутренних дел Саид Сиам, стала первым признаком того, что в ХАМАСе к вопросам контроля над безопасностью относятся крайне серьезно и отныне не собираются спускать ФАТХу дерзкие вылазки и провокации.
Интересно, что параллельно с уличной войной на улицах Газы, разумеется, полностью санкционированной руководством обеих организаций, лидеры ФАТХа, ХАМАСа и Народного фронта все еще пытаются соблюсти приличия и, несмотря на растущий список жертв с обеих сторон, призывают друг друга, а также своих сторонников, ''воздержаться от проявлений насилия, так как гражданская война - это та красная линия, которую ни в коем случае нельзя преступить''.
Однако когда на улицах Газы, Рафиаха и Хан-Юнеса палестинские полицейские стоят с одной стороны, сотрудники новой силовой структуры ХАМАСа - с другой, а боевики ''Батальонов мучеников Аль-Аксы'' и ''Бригад Абу-Риша'' тем временем обстреливают и тех и других с крыш высотных домов, вероятность того, что кто-нибудь из них добровольно сложит оружие и уступит дорогу противнику, весьма невелика.
По большому счету, и Абу-Мазен, и Исмаил Хания прекрасно понимают, что лобового столкновения избежать никак нельзя, так как борьба между ФАТХом и ХАМАСом - это что-то гораздо большее, чем перестрелки между локальными вооруженными группировками.
Речь идет о столкновении между исламистами и светскими националистами. Последние, строго говоря, уже проиграли битву за сердца людей, однако пользуются поддержкой и доверием Запада, который в ужасе смотрит на неудачный демократический опыт Палестинской автономии. В связи с этим крайне интересны обзоры арабских СМИ на данную тему, а также сводки, поступающие из Газы на арабские спутниковые телеканалы.
Как говорят, сердцу не прикажешь, и поэтому те репортеры, которые приближены к правящим кругам ФАТХа или ХАМАСа, как бы невзначай проводят официальную линию ''своей'' организации, опуская важные факты, вследствие чего можно прийти к совершенно ошибочным сведениям. Что же касается официальных изданий таких стран как Иордания, Египет и Саудовская Аравия, то и тут все ясно.
Симпатии главных редакторов в Аммане и Каире однозначно не на стороне ХАМАСа, поскольку поддержка палестинских исламистов означала бы де-факто и признание своих собственных исламистов, против которых Иордания и Египет уже десятки лет ведут войну не на жизнь, а на смерть.
В этот понедельник египетский премьер-министр Ахмед Назиф заявил, что движение ''Мусульманские братья'' по-прежнему является незаконным, тогда как Египет, оказывается, светское государство! Это в стране, где парламентарии от ''Мусульманских братьев'' занимают треть мест в Национальной ассамблее, а основой законодательства является шариат!
Вот и получается, что, скрепив сердце, арабские официозы поддерживают хулиганов и провокаторов из ФАТХа, осуждая действия законно избранного правительства Исмаила Хании и активистов ХАМАСа, которые причастны к столкновениям в Газе ничуть не больше, чем их собратья из ФАТХа.
Примечательно также, что в последние месяцы все меньше и меньше арабские СМИ уделяют собственно палестино-израильскому конфликту. Обвинить Израиль в междоусобице на улицах Газы пока что никто не рискует, а к экономическому кризису в автономии причастны кроме Израиля также США и Евросоюз, выступать против которых себе дороже.
Вот и получается, что баталии в Газе становятся внутрипалестинским вопросом, который сегодня интересуют зрителей в арабских странах куда меньше, чем потепление в отношениях Ливии и США, расследование обстоятельств убийства Рафика аль-Харири, действия ''Аль-Каэды'' в Иордании, а также противостояние исламистов и правительства в Египте. На худой конец есть еще непрекращающаяся гражданская война в Ираке и кризис в Судане. Таким образом, до тех пор, пока Израиль не вмешивается в дела Газы, происходящее там отодвигается на второй план. Как ни парадоксально, тревожная ситуация в ПА внезапно обернулась информационной передышкой для Израиля, который наконец-то оказался не в центре событий, - возможно, впервые за последние 15 лет, прошедших после Мадридской конференции.
Арабески
Новая сказка о золотой рыбке
Что должен сделать простой кенийский рыбак, чтобы прославиться? Всего-навсего поймать рыбу, которую в его сети послал сам Аллах! Выходя, как обычно, в море у берегов Момбасы (Кения), Омар Мохаммед Авад и представить себе не мог, что в скором времени на его улов будут дивиться тысячи правоверных мусульман. Когда Омар сортировал добычу по возвращении с рыбалки, его внимание привлекла довольно заурядная, в общем-то, рыбешка - двухкилограммовый тунец, чешуя которого показалась рыбаку нестандартной. ''Я не сразу различил на чешуе арабскую вязь - просто не мог поверить в то, что мне это не снится. Затем решил отнести рыбу в ближайшую мечеть'', - рассказывает Омар, кениец по национальности, который говорит только на суахили. Покопавшись в словарях, местные богословы установили, что буквы на чешуе действительно арабские. Более того, эти буквы образуют кораническую строфу! ''Эта рыба - знак, посланный нам самим Аллахом'', - уверяет сотрудник Кенийского национального музея в Момбасе Мохаммед Хасан. Пока что ''святая'' рыба хранится в холодильнике счастливого рыбака Омара. Так как она хоть и святая, но все же рыба, и на кенийской жаре стухнуть может, как самая обыкновенная сардина!
Доступ к телу открыт
До недавних пор с трудоустройством женщин в Саудовской Аравии было сложно. Трудолюбивым жительницам королевства приходилось довольствоваться должностями учительниц в женских школах, полицейских, которые досматривают женщин в аэропортах, и медсестер, под присмотром которых, конечно же, находятся только женщины. И вот, начиная с этой недели, на саудовском дамском горизонте забрезжили новые перспективы: отныне они смогут реализовать себя и в других сферах. Например в торговле. Специальный указ, подписанный министром труда Рази Гусайби, гласит, что ''женщинам разрешено работать продавщицами в магазинах женского белья - в том случае, если витрина затемнена или в магазине есть отдельный вход для женщин''. Саудовская пресса сообщает, что в скором времени местные женщины смогут работать не только в магазинах нижнего белья, но и в магазинах женской одежды. Маленький вроде бы шаг для человечества, зато большой - для саудовских женщин!
Средневековье за углом
Несмотря на то, что Пакистан уже несколько лет состоит в престижном ''ядерном клубе'', а в бюджете государства ежегодно уделяется все больше и больше внимания разработке высоких технологий и развитию местного хай-тека, большинство жителей страны продолжают жить по законам средневековья, особенно в удаленных от центра горных районах. Решения о женитьбе, работе, образе жизни и погребении здесь принимаются на местном племенном совете ''джирга'', решение которого опротестовать нельзя, каким бы жестоким или нелепым оно ни было. Особенно щепетильно такие советы относятся к вопросам морали и отношений между полами. На прошлой неделе в разврате и нарушении законов шариата была уличена пара несовершеннолетних любовников - 13-летняя девочка и 10-летний мальчик, которых якобы застукали прямо на месте событий. ''Джирга'' присудила малолетнему развратнику штраф в размере 2500 долларов и изгнала его из деревни на полгода, а семье девочки велела найти ей подходящего жениха и выдать замуж в течение шести месяцев. Местные правозащитные организации, прослышав о приговоре, обратились за помощью к министру по делам провинций Рауфу Сиддики, утверждая, что ''джирга'' опирается на племенные традиции, а не на шариат, следовательно, этот приговор противоречит законам страны.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)