Десять дней, отпущенные председателем Палестинской автономии Абу-Мазеном лидерам движения ХАМАС на обсуждение вопроса о признании так называемой хартии заключенных и изменение своих традиционных позиций, незаметно подошли к концу.
Карикатура ''Мы говорим ''да!'' национальному диалогу о примирении''
''Аль-Айам'', ПА
Во время незабываемого выступления в Рамалле в прошлый четверг, к великому удивлению участников ''Национального диалога примирения'' как из ФАТХа, так и из ХАМАСа, обычно скучный и сухой оратор, Абу-Мазен точно сформулировал то, о чем говорят сегодня все палестинцы, вне зависимости от того, за ХАМАС они голосовали или нет: промедление смерти подобно! Экономический кризис угрожает палестинскому настоящему, а застой в политическом процессе угрожает палестинскому будущему, так как пока ХАМАС торгуется с ФАТХом, Эхуд Ольмерт обсуждает с Джорджем Бушем варианты проведения второго этапа программы размежевания, объясняя необходимость своих действий отсутствием палестинского партнера для возобновления мирных переговоров. Таким образом, не сегодня - завтра от исторической Палестины палестинцам останется уже не 22 процента, а 11, а то и вообще ничего, сказал Абу-Мазен присутствующим, используя примеры из истории палестинского народа, метафоры и гиперболы. Абу-Мазену аплодировали стоя, смеялись его шуткам и энергично кивали головами, однако буквально на следующий же день руководство ''Исламского джихада'' заявило, что не собирается даже рассматривать ультиматум Абу-Мазена и намерено продолжать борьбу с сионистским врагом до победного конца.
В ХАМАСе заявления Абу-Мазена вначале прокомментировали так осторожно и дипломатично, что некоторые аналитики даже подумали, что исламисты вот-вот действительно одумаются, осознают свои ошибки и примут условия ''раиса''.
Однако всего через несколько дней Махмуд аз-Захар, министр иностранных дел ПА заявил, что ''хартия заключенных'' неприемлема для ХАМАСа, более того, она не отражает истинные позиции участников этого движения, сидящих в израильских тюрьмах. Ультиматум, выдвинутый Абу-Мазеном, истекает всего через несколько дней, а в ХАМАСе уже поговаривают о возможном бойкоте референдума, который, в соответствии с условиями, заявленными председателем, должен пройти в течение 45 дней после окончания десятидневного периода, отпущенного на размышления.
Кстати, совсем не так давно лидеры ХАМАСа сами обсуждали возможность проведения всенародного референдума по вопросу о признании Израиля. Пятый пункт политической программы правительства Исмаила Хании гласит: ''Вопрос о признании Израиля не может быть решением... одной партии. Этот вопрос должен решаться всем палестинским народом''. Однако несмотря на такое многообещающее начало, Хания продолжает повторять ошибки своих предшественников: муфтия Хаджа Амина аль-Хусейни - в 30-х годах, Ахмада Шукейри - в 50-х и Ясера Арафата - на протяжении второй половины ХХ столетия. Лидеры ХАМАСа до сих пор действуют не как главы государства и дипломаты, а как лидеры народного движения, которым закон не писан, которые привыкли решать свои конфликты методом конфронтации и вооруженной борьбы. Для ХАМАСа пойти сейчас навстречу Абу-Мазену и изменить свои принципиальные позиции означает потерять лицо на ''палестинской улице''. Даже путь всенародного референдума, который, казалось бы, может помочь руководству ХАМАСа выйти с достоинством из того самого угла, в который оно само себя загнало, сегодня неприемлем для тех, кто ставит своей целью не благо народа, а успех исламистского движения в Палестинской автономии. Точно так же, как Арафат во время Кэмп-Дэвидских соглашений, Хания и его министры стоят сегодня насмерть на своих принципах, так как не верят в дипломатический подход, не верят в уступки и в то, что сегодня принято называть real-politic. Лидер ХАМАСа и его соратники готовы играть только по собственным правилам, поэтому какой бы блестящей и убедительной ни была речь Абу-Мазена, она не способна заставить их проявить гибкость и дипломатичность. Само по себе участие в парламентских выборах еще не делает ХАМАС полноценной политической партией в полном смысле этого слова. Точно так же, как это произошло в прошлом и с ФАТХом. В ХАМАСе нет партийной дисциплины - ни один лидер этого движения не задумывается перед тем как опровергнуть слова своего соратника. У ХАМАСа нет ни четкого представления о том, как действуют дипломатические механизмы в 21 веке, ни понятия о том, насколько реальность отличается от той идеалистической картинки, которую они успели нарисовать перед выборами и в которую успели поверить.
К сожалению, к ФАТХу осознание того, что уступки необходимы, если он хочет получить хоть какую-то часть желанного пирога, также пришло слишком поздно - на том этапе, когда прагматизм Абу-Мазена не способен повернуть колесо истории вспять и изменить результаты парламентских выборов в ПА.
У лидеров ХАМАСа остается несколько дней для того чтобы пересмотреть свое мнение и пойти на диалог с Абу-Мазеном и ФАТХом. Однако шансы на то, что исламисты сумеют ухватиться за предложение и использовать его в свою пользу, крайне невелики. Не исключено, что в долгосрочном плане эта политическая недальновидность ХАМАСа приведет к лучшему, так как его успех - это успех исламистских движений во всем регионе, а проигрыш ХАМАСа - это, соответственно, их проигрыш. В общем и целом же на то, что в ПА воцарятся стабильность и спокойствие, пока надеяться не приходится.
Арабески
Эмираты против Дон Жуанов
Эмиратские законы крайне серьезно относятся к сексуальным домогательствам и оскорблению женщин как на рабочих местах, так и на улицах. Новый закон, недавно принятый в Эмиратах, предусматривает санкции относительно всех действий со стороны мужчин, так или иначе ущемляющих права прекрасного пола. Это касается не только явных приставаний и хождений по пятам, но и оскорблений, как словесных, так и действиями.
Приставучих эмиратцев мужского пола, попавшихся на деянии впервые, будут хорошенько штрафовать. Тех, кто попадется на этом повторно, ожидают штрафы вплоть до 15 тысяч долларов и год тюремного заключения.
Несмотря на то, что в Эмиратах женщины всегда имели право без особых объяснений пожаловаться на обидчика в полицию, отныне они защищены еще и юридически. Полицейские настаивают на том, чтобы им сообщали обо всех инцидентах: это поможет стражам порядка разбираться с каждым обидчиком отдельно.
Инициаторами нового закона выступили представители генерального директората полиции Абу-Даби, обеспокоенные стремительным увеличением количества жалоб от женщин на неадекватное поведение сильного пола в общественных местах. По статистике столичных полицейских, за первые месяцы 2006 года в Абу-Даби задержано более 60 мужчин, проявивших явное неуважение к женщинам.
Эмиратские полицейские надеются, что новый закон заставит представителей сильного пола задуматься, прежде чем открывать рот или щурить глаза.
Кто сыграет гимн?
Несмотря на то, что в Афганистане гражданская война далека от окончания и столкновения между сторонниками талибов и американскими войсками до сих пор ведутся в районе Кабула и Кандахара, страна постепенно выходит из средневековья, в котором она находилась весь период правления талибов. Через четыре года с начала войны у афганцев наконец-то дошли руки до национального гимна. Была написана мелодия, утверждены слова. Трудности начались тогда, когда слова нужно было подкрепить делом. Оказалось, что в Кабуле нет музыкантов, которые смогли бы профессионально сыграть национальный гимн страны! Пока что афганские чиновники нашли оригинальное решение этой проблемы - они ставят фонограмму, а музыканты, которые заново учатся играть на своих инструментах, делают вид, что изо всех сил ударяют по тарелкам и барабанам. Через несколько месяцев, обещают в афганском министерстве культуры, гимн впервые прозвучит вживую.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)