Основоположником коммунизма был Карл Маркс. Основоположником «аль-каидизма» стал Сейид Кутб.
Большинство из нас понятия не имеет, кто это такой. И, тем не менее, идеология, взрастившая современный исламский экстремизм и породившая целый ряд движений, исповедующих насилие - от «Хизбаллы» до «Аль-Каиды» - родилась в 1952 г., когда египетский писатель Кутб вернулся на родину из США, где он изучал американскую литературу в Университете северного Колорадо.
Из стороннего наблюдателя в идеолога экстремизма он превратился, побывав на танцах, организованных в одной из церквей Грили. В книге «Америка, какой я ее видел» Кутб вспоминает, как пастор убавил освещение и включил чувственную мелодию «Малышка, на улице холодно»: хит из фильма MGM «Дочь Нептуна» - мелодрамы, построенной по принципу «мужчина, девушка, пляж» с Эстер Уильямс и Риккардо Монтальбаном. «По всему залу, - пишет Кутб - замелькали ноги, руки обхватившие бедра; губы соприкасались, тела прижимались друг к другу». Это зрелище заставило его отвернуться от американской - и вообще западной - цивилизации и обратиться к исламскому фундаментализму.
«В Америке, - отмечал Кутб, - девушки отлично знают, какая сила соблазна заключена в их телах. . . в их лицах, зазывных взглядах и жадных губах. Они знают, что соблазн - это крепкие круглые груди, полные ягодицы и стройные ноги - и все это они не пытаются скрыть, а выставляют напоказ».
Как саркастически заметил Дуг Сондерс на страницах канадской Globe and Mail, «если бы он прожил в Америке еще пару лет, и услышал ту же песню в совсем уж «забойном» исполнении Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд, джихад, наверно, начался бы гораздо раньше». А если серьезно, то давайте вспомним слова президента Буша: «Они ненавидят нас за наши свободы и нашу демократию». Все, однако, не так просто. Они считают, что ими движет не слепой фанатизм, а вполне рациональная программа - просто отличная от нашей.
Заявления в духе «борьбы добра и зла» или параноидальная риторика Майкла Мура лишь упрощают проблему. Ненависть Кутба к Америке имеет те же идейные корни, что и взгляды американцев, ненавидящих собственную страну. Мир в начале 1950-х гг., в его восприятии, был поражен декадентством, разложением, угнетением, он постоянно рождал насилие и войны - и все из-за капиталистической алчности, совращавшей с пути истинного венец творения - человека. Схожими мотивами в свое время оправдывалась и большевистская революция 1917 г.
Идеологический «призыв к оружию» Кутба стал ответом на стремление Гамаля Абделя Насера отодвинуть ислам на второй план - в частности, президент Египта подверг репрессиям организацию «Братьев-мусульман», известную в просторечии как «братья», выступавшую под лозунгом «Бог - наш идеал, Пророк - наш вождь. Джихад - средство достижения цели, смерть во имя Аллаха - наша заветная мечта». Кутб - весьма плодовитый публицист - стал главным теоретиком «Братьев» - и героем для всех экстремистских исламских движений, возникавших впоследствии. Покойный иранский диктатор аятолла Рухолла Хомейни, будучи суннитом, преклонялся перед шиитом Кутбом, считая его мучеником и титаном ислама - он даже распорядился выпустить почтовую марку с его портретом. При талибах произведения Кутба входили в обязательную программу афганских школ. Усама бин Ладен в свое время учился у его брата, Мохаммеда Кутба, а позднее тот редактировал его статьи.
Организация братьев-мусульман, созданная в 1928 г. двадцатидвухлетним учителем начальной школы Хасаном Аль-Банна, заполнила вакуум, образовавшийся в результате крушения Османской империи и последовавшей за этим отмены «халифатской» системы управления, многие века объединявшей мусульман.
Историки сравнивают памфлет Кутба «Вехи на пути» с ленинской работой «Что делать?»: в ней изложены вопросы тактики и стратегии, призванной демонтировать национальные государства и объединить «умму» (исламский мир) под властью законов шариата, предписанных самим Аллахом. Для Усамы бен Ладена Кутб сыграл ту же роль, что Маркс для Ленина (ведь именно Маркс обосновал необходимость диктатуры пролетариата).
В 1954 г. Насер бросил Кутба и других лидеров «Братьев» за решетку, но спустя 10 лет объявил им амнистию. Это привело к трем покушениям на жизнь Насера, и в 1966 г. диктатор Объединенной арабской республики приказал казнить шестидесятилетнего Кутба и его приспешников. Преемник Насера Анвар Садат пообещал «братьям», что в Египте будут введены законы шариата, и разрешил им издавать ежемесячный журнал, клеймивший главных врагов ислама - «крестоносцев» (западных христиан), коммунистов, атеистов и сионистов. Однако после сближения Садата с Израилем «Братья» стали его противниками, и в 1981 г. он был убит четырьмя членами этой организации.
Преемник Садата президент Хосни Мубарак позволил «Братьям» вернуться на политическую арену, а их представителям - участвовать в парламентских выборах в качестве независимых кандидатов. Организация получила 20% депутатских мандатов. Кроме того, ее представители занимают руководящие посты в ряде профсоюзов.
Для исламского фундаментализма Кутб - нечто вроде «святого покровителя». На 4000 страниц книги «Под сенью Корана» - этого исламистского эквивалента марксовского «Капитала» - он ни разу не выступает в поддержку терроризма или убийства неверных. Тем не менее Кутб пророчит «тотальную войну» - «конфликт космического масштаба, как политический, так и духовный», в результате которого возникнет новый мир, поклоняющийся только Богу. Главным врагом он считает «джахилийя» - невежество. Люди решили, что могут принимать решения вместо Бога: потому-то в мире «царит материализм, животные обычаи и нравы». Евреи - об этом не трудно догадаться - по мнению Кутба «поддерживают самые зловредные теории, призванные разрушить все ценности, все, что свято для человечества». Поэтому сосуществование различных религий «невозможно, разве что в виде временного тактического приема . . . на пути к созданию всемирного исламского государства, основанного на законах шариата».
Для джихадистов и их сторонников-фундаменталистов, столкновение цивилизаций - давно свершившийся факт. По сравнению с ним «холодная война» с советской империей выглядит краткосрочным конфликтом.
Арно де Борчгрейв - автор передовых статей в Washington Times и United Press International.