Убийцы разгуливают по палестинским территориям – и они метят не только по израильским врагам. Ширятся опасения по поводу "полного хаоса".
Поначалу угрозы, попадавшие в штаб-квартиру палестинской разведки в Газе, казались детскими шалостями. Оперативники посмеивались над хамасовским сайтом, где была опубликована карикатура на их босса, главу разведки Тарика Абу-Раджаба: исламисты цифровыми методами "насадили" собачью голову на тело лоялиста ФАТХа. Но затем агенты разведки, прослушивавшие радиочастоту ХАМАСа, перехватили сообщение, которое показалось до ужаса серьезным. "В пятницу, – протрещал голос на арабском языке, – пес будет мертв".
В ту пятницу босса в офисе не было. Но на следующее утро, 20 мая, глава разведки вошел в свой частный лифт и нажал кнопку четвертого этажа. Через мгновение после того, как двери лифта закрылись, в 10:10 утра, взрыв бомбы проделал дыру в его стальных дверях, выплюнув в коридор огненное пламя и густое облако пепла. Задыхаясь от вони горящих волос, Хайтам Хамид, один из телохранителей Абу-Раджаба, пополз в сторону лифта. В шахте он увидел свисающий труп другого телохранителя. Сам Абу-Раджаб выжил, упав на нижний этаж. Он был ранен, но все же жив. Когда Абу-Раджаба мчали в госпиталь, Хамид заметил неясные очертания бородатых боевиков, поливавших машины конвоя огнем. "Я понял сразу, – позднее рассказал Хамид Newsweek, – это мог быть только ХАМАС.
Абу-Раджаб до сих пор лечится в каирском госпитале. Однако за месяц, прошедший после взрыва, конфликт между сотрудниками службы безопасности, лояльными ФАТХу, такими как Абу-Раджаб, и их исламистскими противниками в ХАМАСе стал еще более кровавым. За прошлый месяц в ходе гражданского насилия было убито более двух десятков сотрудников безопасности, а на прошлой неделе Международная группа по предотвращению кризисов выпустила мрачный доклад, предсказывая, что "сектор Газа находится в одном шаге от полного хаоса". Если убийцам удастся уничтожить хотя бы одну высокопоставленную политическую фигуру, тогда "свист пуль можно будет слышать даже в Штатах", говорит высокопоставленный представитель палестинской разведки, попросивший сохранить анонимность, чтобы он сам не стал мишенью для покушения.
Израильские чиновники не сомневаются в том, какую сторону поддерживают они. Цель Израиля – "свергнуть ХАМАС, добиться смены режима", отметил один высокопоставленный источник в израильских службах безопасности, попросивший не называть его имени, чтобы его не уволили. На прошлой неделе премьер-министр Эхуд Ольмерт объявил, что одобрил поставку из Иордании в ПА стрелкового оружия – предположительно сотен единиц американского автомата M-16 – с целью вооружения членов "Отряда 17" Махмуда Аббаса. Агентство Reuters передавало, что охранники Аббаса также получили четыре новых бронированных автомобиля стоимостью 100 тыс. каждый (помощники Аббаса отрицают факт получения какого бы то ни было оружия или транспорта). "Мы хотим укрепить позиции Абу-Мазена, чтобы он смог справиться с ХАМАСом, – заявил Ольмерт журналистам в Лондоне. – Время на исходе".
Однако некоторые израильские чиновники беспокоятся, что подготовка к войне иногда дает толчок собственной жестокой логике. Дав волю хаосу, его сложно обуздать. "Если ХАМАС потерпит крах, то кто придет к власти?" – задумывается вышеупомянутый израильский чиновник. Публичное одобрение военных поставок Аббасу лишь укрепляет взгляд, согласно которому политики ФАТХа – коррумпированные инструменты в руках израильских повелителей, что является одним из моментов, который и привел ХАМАС к власти. "Мы должны быть очень осторожны, чтобы не выставить Аббаса израильским коллаборационистом", – говорит Ами Аялон, бывший директор израильского разведывательного агентства "Шин Бет". Говорить открыто о военных поставках – это "огромная ошибка", подчеркивает он. "Я не понимаю логики этого решения".
ФАТХ и ХАМАС по-прежнему ведут переговоры с целью предотвращения гражданской войны и достижения соглашения о том, как строить отношения с Израилем на условиях, которые удовлетворят международное сообщество. Этот процесс поддерживает палестинское общественное мнение, и многие в секторе Газа верят в то, что племенные и семейные связи помогут предотвратить полномасштабную войну. Халед Абу-Хилаль, пресс-секретарь министерства внутренних дел, настаивает, что "в каждой семье есть члены и ФАТХа, и ХАМАСа. Однако Абу-Хилаль держит в ящике своего стола 9-миллиметровый Smith & Wesson – так, на всякий случай. А палестинский торговец оружием в Рамалле, пожелавший не называть себя и предложивший продать корреспонденту Newsweek пистолет-пулемет MP5, говорит, что после прихода к власти ХАМАСа цена на американские M-16 на черном рынке удвоилась, поднявшись с 5 до 10 тыс. долларов. "Хамасовцы скупают их как безумные", – поделился торговец.
Обе стороны наращивают ополчения и занимаются другими приготовлениями. Как удалось узнать Newsweek, управление разведки Абу-Раджаба начало обучение 500 новых элитных солдат, набранных из числа "Бригад мучеников Аль-Аксы" – группировки, лояльной ФАТХу. На дислоцированное в Газе подразделение службы безопасности, известное как "исполнительная сила" тайной полиции, будет возложена задача защищать лидеров организации, а также заниматься сбором разведданных, сообщили три источника в палестинской разведке.
Нынешний конфликт принял серьезный оборот всего через неделю после прихода к власти нового правительства ХАМАСа в конце марта. Премьер-министр Исмаил Хания назначил лоялиста ХАМАСа Саида Сиама министром внутренних дел ПА, технически командующим лучшими подразделениями палестинских сил безопасности. Однако всего через неделю, 6 апреля, Аббас назначил своего человека, Рашида Абу-Шбака, на только что учрежденный пост "директора внутренней безопасности", по сути сделав его теневым министром внутренних дел. ХАМАС ответил сосредоточением своих боевых сил в секторе Газа, которые быстро вступили в конфронтацию со службой превентивной безопасности Абу-Шбака.
Убийцы пришли за Абу-Шбаком на следующее утро после того, как провалилось покушение на Абу-Раджаба в штаб-квартире разведки. Убить Абу-Шбака пытались уже не впервые. "Но я так и не привык к этому", – рассказывал он Newsweek позднее, сидя в большом кожаном кресле в своем офисе в Газе. Шторы остекления были плотно задвинуты, предположительно для того, чтобы ослепить тех же самых потенциальных убийц, что заложили мощный фугас под груду песка на пути Абу-Шбака 21 мая. Тогда телохранителям шефа безопасности удалось найти и обезвредить устройство, прежде чем нападавшие смогли нажать на кнопку дистанционного управления детонатором. Однако решительность этого охотника удивила Абу-Шбака. Заряда в 150 фунтов "хватило бы, чтобы взорвать танк", заметил он.
Абу-Шбаку, может, и не нравится быть мишенью, однако его люди из службы превентивной безопасности тоже славятся крутыми методами. Один из отрядов службы превентивной безопасности, который стращает жителей сектора Газа, теперь называют не иначе как "отряд смерти". Члены ХАМАСа полагают, что это подразделение было сформировано специально для охоты на них.
20-летний Салах Гдейх, член хамасовской группировки "Аз Ад-Дин Аль-Кассам", рассказал, как в прошлом месяце, когда он стоял и спокойно разговаривал со своими коллегами в Хан-Юнисе, на них набросились человек десять в масках. Они надели ему на голову черный мешок, затолкали вместе с двоюродным братом Салемом в багажник машины и увезли. Когда машина остановилась в укромной роще, похитители, которыми, как уверен Гдейх, были члены превентивной безопасности, заставили его лечь на живот. Затем они принялись избивать его прутьями, молотом и толстым шлангом. "Они били меня и все время проклинали", – вспоминал Гдейх позднее в своем доме в лагере беженцев Хан-Юнис. Его кузену Салему сломали челюсть, а затем застрелили.
Пока Гдейх рассказывал свою историю корреспонденту Newsweek, послушать его собралась толпа из нескольких десятков родственников. Разгорелась дискуссия о Абу Мусабе аз-Заркави, убитом тем утром в Ираке. Патриарх семьи, 58-летний Абдалла Гдейх, осудил лидера "Аль-Каиды", раскритиковав террориста за убийства мусульман. Однако затем в комнату просунул голову молодой человек, и 23-летний Фади Гдейх заявил, что не согласен со стариком. "Нам нужен кто-то такой же и здесь, – сказал Фади о Заркави. – Кто-то, кто режет глотки".
Кое-кто думает, что правительство во главе с ХАМАСом – хуже не придумаешь. Может быть, стоит подумать еще раз.