Слыхали новость? Палестинцы ищут сокровища! Все большую популярность в Газе, Рамалле, Шхеме и далее везде приобретает поиск древних монет.
Пока международное сообщество договаривается с президентом Абу-Мазеном о том, каким финансовым механизмом воспользоваться, чтобы переводить зарплату служащим автономии, а количество пропусков для палестинских рабочих с ''территорий'' в Израиль остается весьма незначительным, некоторые особо предприимчивые... роют землю. После завершения ''размежевания'' контроль над археологическими работами ослаб, и у усердных землекопов появился шанс заработать на жизнь новым старым способом: откопать древнюю безделушку, продать ее - и жить хорошо, не оглядываясь на то, что происходит в палестинской буче, боевой, кипучей.
...Поздний вечер. В сумерках сверкает огнями гостиница ''Кинг Давид''. В фойе проходят солидные люди с не менее солидными ''кейсами'', они устраиваются в уютных креслах, проверяют все ли готово к встречам. Вечер - лучшее время для деловых свиданий, люди уже немного расслабились, журналистов нет, поэтому можно чувствовать себя свободнее. Среди этой публики ничем не выделяется и поставщик древностей. Современного вида парень с дорогим портфелем. У многих его коллег вместо тощих замусоленных удостоверений с ''территорий'' - солидные заграничные паспорта: на случай, если остановят израильские ''битахонщики''. Вот он открывает портфель и демонстрирует бронзовую древнеримскую монетку. Клянется, что подлинная. Такими монетками у него набит портфель. Начинается обсуждение цены.
Приятель, давно интересующийся судьбой древностей, познакомил меня здесь со своим поставщиком ценностей, - назовем его Ахмадом. На условиях анонимности тот согласился рассказать об археологических пристрастиях своих собратьев.
- Люди знающие утверждают, - задаю я свой первый вопрос Ахмаду, - что самым большим ценителем и коллекционером древностей в Израиле был генерал Даян. Это так?
- В арабских семьях, - говорит Ахмад, - любят рассказывать историю возвышения рода Арикатов. В тот момент, когда Моше Даян и Ицхак Рабин впервые совершали прогулку по Старому городу Иерусалима, после завершения Шестидневной войны, одноглазый генерал подошел к лавке предметов старины. Сама лавка была закрыта на замок, зато у дверей ее сидел мальчишка, и перед ним на земле лежало несколько древних монет. Моше Даян спросил мальчика, сколько стоит его товар, и ребенок, трясясь от страха, назвал очень небольшую сумму. Арабы хорошо знали одноглазого генерала и побаивались его. Даян заплатил гораздо больше, чем просил мальчик, и попросил его принести еще что-нибудь. Через час перед ним лежало еще несколько любопытных вещиц. Так семейство стало собирать древности для знаменитого израильского военачальника, и он не остался в долгу: похлопотал о выдаче разрешений для этой арабской семьи на открытие антикварных магазинов в Тель-Авиве, Иерусалиме, Шхеме. Коллекция генерала Даяна, на которую работал весь клан Арикатов - в основном бесплатно, - впоследствии частично досталась Музею Рокфеллера. Ее оценили в 3,5 миллиона долларов. Конечно, на эту семью другие соплеменники смотрели с завистью, и многие арабы были тоже не прочь начать копать землю в поисках древних ценностей, но не могли этого сделать, потому что Управление древностей жестко контролировало ситуацию, и за продажу предмета древней иудаики можно было схлопотать серьезное наказание - не только штраф, но и тюремное заключение. Вот это обстоятельство и не позволяло палестинскому населению самостоятельно искать клады.
- Клады? Какой клад могут сегодня мечтать обнаружить арабы в земле, на которой живут?
- Многие из них до сих пор верят, что золото, которое вынес Моисей (в арабской версии - Муса) со своими соплеменниками из Египта, все еще ждет своего открывателя. В священных текстах есть упоминание о том, что золото, которое евреи заработали в Египте, они унесли с собой. Помните, потом они еще сделали из него золотого тельца, но потом - вновь расплавили. Сказано, что золото не было внесено в Израиль. Так что возникает вопрос, где оно. Палестинские ''дехкане'' неутомимы в поисках этого древнего клада Мусы, и они готовы буквально носом землю рыть, чтобы найти его. Вот теперь, когда ''размежевание'' завершилось и сектор Газы приобрел большую самостоятельность, большое число людей пристрастилось поисками сокровищ. Тем более, что сейчас там полный хаос, работы нет, денег никто не платит, а продав монетки, всегда можно заработать на кусок хлеба для семьи.
- А каким образом древние предметы продаются?
- Ищут их, как уже было сказано, крестьяне, или крестьянские ребятишки. Потом относят их к посредникам, а у тех - свои знакомства с израильскими любителями древностей. Дальше все найденное выставляется на продажу в интернет - и мгновенно сбывается. Раньше, например, монеты в том виде, в каком они были найдены, вывозить за границу не удавалось. Поэтому из них делали серьги, бусы и только так переправляли для свободной торговли на Запад. Сейчас эти процедуры упростились, количество желающих приобрести в собственность древности, растет. Эта земля не имеет нефти, но в ней все еще залегают настоящие пласты сокровищ - монет разных государств древности, от Рима до Иудеи, старинных украшений...
- Чтобы там ни отыскивали ваши старательные землекопы, но бытует устойчивое мнение, что из Газы привозятся в основном подделки. Что вы на это скажете?
- Не стану отрицать: подделки конечно, встречаются, - но и подлинных вещей хватает. Причем их так много, что порой даже профессионалы не успевают подробно разобраться в подлинной цене предмета. Так, недавно один из торговцев древностями из Газы крупно просчитался. Какой-то пастушок привез ему огромный глиняный кувшин, набитый землей. Земля засохла, и вытащить ее из кувшина казалось очень сложно. Потому торговец решил не мучиться, не обременять себя лишним трудом, к тому же у него в этот день было очень много других дел, и принес красавец-кувшин к покупателю прямо так, как нашел, слегка отряхнув пыль с сосуда. Он показал свою находку, заломив, надо сказать, при этом немалую цену - две тысячи долларов, - и был рад, что покупатель согласился на нее и даже вызвался сам привести кувшин в надлежащий вид. Торговец счел, что совершил отличную сделку. Но когда покупатель решил очистить свое приобретение от земли, он решил сделать это как можно более аккуратно. Он взял специальный тонкий нож и осторожно, по миллиметру стал выковыривать из сосуда окаменевшую глину. И вдруг под ножом что-то блеснуло. Каково же было его изумление, когда выяснилось, что сосуд был полон старинных золотых монет. Произошла эта история совсем недавно, каких-нибудь две-три недели назад. И кувшин, и находившиеся в нем золотые монеты уже проданы через интернет. Говорят - за триста тысяч долларов, не меньше. Несчастный продавец кусает себе локти, а новые кладоискатели удвоили усилия в поисках подобных находок. Они совершенно уверены: кто ищет, тот всегда найдет.
- И все-таки, вернемся к проблеме подделок. Каким же образом можно подделать старинную монету?
- Технологии, позволяющие это сделать, разработаны достаточно хорошо. Со старинной монеты снимают две копии, с лицевой и изнаночной стороны, а потом их соединяют. Это очень тонкая работа. И лучшие подделки практически невозможно распознать - это зачастую не удается даже специалистам. Конечно, встречаются такие хозяйственные искатели, что, найдя ту или иную ценность, тут же на всякий случай делают с нее штук двести копий. Но это не столь частый вариант. И с приобретением подделок связано множество разных историй. Некоторое время назад один из известных американских собирателей приобрел 26 серебряных монет, - как его уверяли, очень древних. Только впоследствии он с помощью рентгеноскопии выяснил, что их возраст - около года, а не три тысячи лет, как ему доказывали. Но все-таки короли подделок - это бедуины, а не палестинцы, поэтому к последним все же больше доверия.
Бизнес этот сейчас среди палестинцев на подъеме, поскольку много свободных рук, а с другой стороны, интернет дал этому направлению совершенно новое развитие. Люди, торгующие антиквариатом, скупают бронзовые монетки оптом. Потом очищают их от патины и выставляют на продажу. Самые азартные покупатели старинных монет - это итальянцы, китайцы и японцы. У них сегодня история Святой земли и ее предметы старины - в большой моде. Так что напрасно мировые лидеры беспокоятся за палестинцев. Эта земля - настоящая ценность, и прокормить она их еще сможет.
Управление древностей, в свою очередь, так прокомментировало создавшуюся ситуацию: ''Мы контролируем только то, что происходит в пределах ''зеленой черты'', поэтому нам трудно судить, расхищаются ли сейчас древние сокровища на ''территориях'' или нет''.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)