Портал ISRAland - израильские новости


23 Ноября 2024 [22 Хешвана, 5785 г.] В Иерусалиме
Взгляд: В Израиле
Архив статей

Израильские скинхеды и "русский" вопрос

21.06.2006 | 21:49


Галина Маламант, ''Новости недели''

Двое друзей - Даниэль и Арсений (здесь и далее имена героев изменены). В прошлом году на них было заведено уголовное дело. Обвинение представило их как членов нацистской организации, совершивших преступление против еврейского народа.


В итоге оба были осуждены за нападение на ортодоксов и кражу, получив по 9 месяцев тюрьмы. За примерное поведение они были условно-досрочно освобождены. Сегодня их матери, Лика (1967 г.р.) и Нина (1957 г.р.), высказывают свое мнение о произошедшем.

Монолог Лики

''Я с двумя детьми приехала в Израиль в 1998 году из одной из среднеазиатских республик бывшего Союза, поселились в Петах-Тикве. Сыну тогда было 10 лет, дочери - 4 года. ''Спасибо'' нашему правительству: учиться или переучиваться матерям-одиночкам в Израиле не дано, пришлось осваивать швабру, тряпку и ведро. Первые годы Даня занимался хорошо, а в 9-м классе вдруг невзлюбил школу, стал пропускать занятия. При этом дома во всем оставался послушным. Думала - ленится. Пришлось прикрикивать, чтобы утром поднять в школу. По окончании 9 класса началось: бритье головы, слушание ''Раммштейна'' (немецкая музыкальная группа), интерес ко всему немецкому, поклонение Гитлеру как сильной личности...

По сей день не знаю, как он вышел на эту компанию. Я и сейчас только догадываюсь: среди десятка таких же несовершеннолетних ребят, как Даня, был взрослый человек, который рассказывал им, как в Израиле плохо репатриантам и какие мы здесь обделенные. Новая компания отсеяла всех прежних друзей и знакомых Дани, культивировала у него ненависть к Израилю, хотя каждому из них не за что ненавидеть нашу страну и ее людей. Словно кто-то бросил зараженное семя в их детские души, и оно проросло.

Я, разумеется, виню и себя: много работала. Но мне надо было как-то тянуть детей. Если бы СМИ поменьше трещали, какие нехорошие религиозные люди, как они живут за счет простых граждан, то, возможно, ничего бы и не было.

Сын и его компания считают себя скинхедами, - они просто не понимают, что это за люди и за что борются. Они собирались по вечерам, выпивали и нападали на религиозных - толкали, задирали их, - за то, что те нигде не работают, в то время как их родители пашут денно и нощно, платят налоги. За то, что ''досы'' не служат в армии, а ''русских'' солдат, погибших в военных действиях, хоронят за забором кладбищ...

Как-то вечером мимо них проходили их религиозные сверстники. Мой сын спросил у них:

- Деньги есть?

- Нет, - ответил один из них.

- Ты что, ножа захотел? - спрашивает Даня.

''Датишные'' ребята испугались, стали убегать, и у одного из кармана выпал дискмен. Сеня, подросток из компании, побежал следом, чтобы вернуть ему дискмен, но не догнал и остался с ним в руках. Но уже была вызвана полиция, и Сеню арестовали прямо на улице. А за Даней явились в 4 утра. Это случилось 21 января 2005 года.

Моего сына продержали за решеткой в течение пяти месяцев. А вот араба, который ударил его ножом в 2004 году, даже не задержали. Возле петах-тиквинского рынка есть место, где арабы продают наркотики. Когда Даня с компанией проходили мимо, арабы стали отпускать грязные ругательства в адрес девчонок из их компании. Началась потасовка. Пока Даня дрался с одним из наркодилеров, другой пробил ему ножом легкое. Даня сел на траву, друзья бросились ему помогать. Арабы, распылив слезоточивый газ, сбежали. Друзья сына, придя в себя, вызвали ''скорую''. Даня с ранением средней тяжести был госпитализирован. Полиция даже не удосужилась прийти к нему в больницу, где он пробыл 9 дней, чтобы выяснить, кто нападал. Уже после больницы сын был в полицейском участке, где ему показывали фото разных типов, но он никого не опознал. Дело быстренько закрыли. С той поры сын утвердился во мнении, что в Израиле человека могут ударить ножом, зарезать, - и это останется безнаказанным. Зато троих из их компании - Даню, Сеню и Славу - отдали под суд за нападение и кражу. Это было уже после того случая. Они были представлены в суде фашистами, нацистами.

Для меня стало новостью, что ''харедим'' - это весь еврейский народ. Если люди светские, и они - не еврейский народ? Два моих деда воевали, отец был в блокадном Ленинграде. Мое сердце плачет по 20 миллионам погибших, неважно, какой они национальности: я плачу и по евреям, и по русским. Мой сын об этом не раз слышал, он на этом воспитан. Когда его назвали в суде нацистом, он ответил:

- Хорошо, пусть буду нацистом. Если назовете насильником, - и с этим соглашусь...

Я по отцу - еврейка, по матери - русская, отец Дани - армянин. То есть в моем сыне течет три крови, и он никак не мог понять, кто он. Я ему объяснила: ''Есть две национальности - хороший и плохой человек. Просто будь хорошим человеком!''

Мы переехали на Юг страны - жаль, что не сделали этого раньше. Я нашла довольно престижную работу, она дает хороший заработок, стала чувствовать себя человеком. И даже мои дети благодаря этому стали относиться ко мне с большим уважением. Надеюсь, что и для сына переезд сыграет благую роль.

Думаю, что в свое время Даня просто поддался моде на скинхедов, и теперь она ему уже стала надоедать. ''Мне хочется другого окружения'', - сказал он мне... Мы с ним ведем беседы, я привожу факты, аргументы, которые ему нечем крыть. Умом уже начал понимать, что все далеко не так, как ему это вбили в голову. Например, он полагал, что если бы Германия выиграла войну, то освободила бы из тюрем всех, кого упекли туда большевики. Я ему объяснила, что тогда бы он, внук еврея, попал бы в концлагерь.

Обиднее всего, что до Израиля мы были евреями, испытывая дискриминацию на себе, а здесь стали русскими. Вот Даня и стал идентифицировать себя с русскими. Россия представляется ему этакой неприступной крепостью, которую никому не одолеть, страной, которая может за него постоять, как старший брат. Может, потому что здесь он не чувствует уверенности в себе? А в последнее время, после всех этих событий, и вовсе понял, что не нужен Израилю. Дане недавно исполнилось 18 лет, но в армию его, с уголовным прошлым, скорее всего не возьмут. Я считаю, что ему бы это необходимо. Если бы сыну дали такой шанс, он служил бы хорошо.

Хотя после двух третей срока Даню освободили условно-досрочно за хорошее поведение, он вышел из тюрьмы раздавленным. По условиям освобождения ему следовало в течение четырех месяцев проходить лечение от алкогольной зависимости в специализированном реабилитационном центре, но он не выдержал. Там собрали сплошных наркоманов. Даня сказал мне, что если бы он там остался, то волей-неволей не удержался бы от наркотиков. Сейчас он ожидает суда, который вынесет ему за это наказание. Если оно будет умеренным, то у него есть шанс попасть на курсы. Он хочет учиться, работать. Я думаю, что его помыслы покинуть Израиль развеются. Тем более, что ему нравится здесь, особенно на новом месте жительства. Он говорит мне: ''Вот если бы я работал, мы могли бы домик купить...''

Монолог Нины

''Минимальные зарплаты не обеспечивают даже прожиточного минимума. Как дать детям необходимое, учесть их желания? Моя дочь, например, ходила в танцевальный кружок, так надо было платить 250 шекелей в месяц. Поэтому многие репатрианты заняты добычей денег, а дети предоставлены сами себе. Если бы для них были открыты субсидированные кружки, курсы, - у нашей страны было бы меньше проблем с подростками.

Я приехала в Израиль в 1998 году с мужем, 11-летним сыном и 5-летней дочерью. О дипломе о высшем образовании пришлось забыть.

Так случилось, что в 2002 году мы с мужем развелись. Хотя и говорят, что мать-одиночка имеет льготы в Израиле, я на себе их не почувствовала. Даже в оплате школьных мероприятий - на охрану, турпоездки - мне не дали скидку, хотя должны были.

Не секрет, что в Израиле не любят русских, - в кавычках и без таковых. Сколько раз религиозные подростки забрасывали мою дочь камнями, ''датишные'' мужчины солидного возраста говорил вслед: ''Руси масриах'', - и все это не считается преступлением.

Я слушала высказывания многих политиков, которые критикуют религиозных, - почему-то этих критиканов, и еще очень многих, которые также не любят ''датишных'', не считают фашистами и антисемитами. Зато моего сына и его приятелей кем только не называли в суде - и фашистами, и нацистами!.. Извините, но у Сени есть много друзей-евреев. Разве евреи - только религиозные?

Началось все в сентябре 2004 года. Парни и девочки сидели в парке, неподалеку от синагоги, курили кальян. Слава, один из них, снял с религиозного шляпу и бросил ее на асфальт. Мой сын поднял шляпу, отдал мужчине, а тот в ответ дал ему пощечину, развернулся и ушел. Религиозные подростки тем временем сломали кальян, после чего все убежали в синагогу. Тот мужчина, с которого снияли шляпу, возвратился с ножом и устроил кровавую разборку, после чего снова скрылся в синагоге. Компания ребят направилась за ним, чтобы разобраться. Слава стал рвать священные книги, Сеня просто стоял. Полицейские, когда приехали, сказали мужчине, который орудовал ножом, чтобы он ушел, и лишь потом стали разбираться.

Трое детей после случившегося были госпитализированы с ножевыми ранениями, одному из них делали сложную операцию. Но в итоге нападавшего ''не нашли'', а дело даже не открывали. Когда наши дети видят такую несправедливость, разве они могут к этому спокойно относиться? Нападавший так и остался безнаказанным, а моему сыну припомнили этот случай, когда его арестовали по другому поводу: в январе 2005 года Сеня с компанией отобрали плеер у религиозных подростков, и те вызвали полицию.

Я не оправдываю сына за хулиганский поступок. Но меня поразило, как велось следствие, как шло слушание дела: на них кричали, угрожали, никто не предоставил адвоката, на допросе не присутствовали социальные работники, хотя все были несовершеннолетними. Но самое главное: причем здесь антисемитизм, фашизм и нацизм? Три пацана - это фашистская организация, которая подрывает устои Израиля? Сыну присудили 9 месяцев тюрьмы, через 5 месяцев выпустили за примерное поведение. А на время слушания дела обвиняемых даже под домашний арест не выпускали - как преступников, опасных для общества.

Сене уже 18,5 лет, он повзрослел, осознал, что вел себя по-детски. Он работает - на стройке не интересуются, есть ли уголовное прошлое. В тюрьме Сеня сдал три предмета за 10-й класс, набрал от 93 до 100 баллов. Сейчас по вечерам продолжает учебу, сдает экзамены.

Надо ждать, пока пройдут три года условного заключения, которое над ним висит. Когда все будет позади, он определится, как и где ему жить. Главное, чтобы его не дергали по каждому поводу. Сеня давным-давно обходит стороной религиозных. Но едва в нашем городе случилось ЧП - 3 мая в синагоге нарисовали свастики и подписались: ''Раммштейн'', - как тут же за ним приехала полиция. На него пытались навесить это дело: ''Мы знаем, это ты сделал!'' Когда он стал говорить, что был на занятиях и не мог быть на месте происшествия, его стали провоцировать: ''У нас есть видеокассета!''

- Покажите! - ответил им Сеня.

Показывать им нечего, вот и ищут крайнего.

- Мы знаем, что у тебя на теле фашистский знак, и такой же ты нарисовал в синагоге...

Пришлось Сене раздеться, чтобы доказать: нет на его теле свастики!

Пока он сидел в тюрьме, сделал себе татуировку на плече в виде креста.

- Ты что, христианин? - спрашивают его.

- Меня в Израиле не признают евреем, почему тогда мне не стать христианином? - у нас свобода религий...

Ничего не имею против креста, но я против какой бы-то ни было татуировки на теле: считаю, что они уродуют человека.

В конце концов полиция разобралась, и Сеню опустили. Потом неожиданно приехала бригада полицейских из Рамле - их подключили к этому делу. И что же? Сеню опять вызвали в участок!.. Моему сыну теперь, видимо, по каждому поводу придется обспечивать себе алиби.

Сеня должен был служить в армии. На призывном пункте он не скрывал, что у него ''тик плили'' (уголовное дело).

- Мы в курсе, - ответили ему, - не волнуйся.

В течение нескольких месяцев сын проходил всевозможные проверки, и вдруг - отказ. Мотивировка - ''тик плили''.

Он написал письмо в ЦАХАЛ, надеется что все-таки его призовут на службу. А без армии он чувствует себя на задворках общества. Значит, он не нужен стране, и в таком случае ему лучше покинуть Израиль. Если он окончательно надумает покинуть страну, я препятствовать не стану, хотя хотела бы, чтобы мы жили рядом. Ну а я здесь прижилась и уезжать не собираюсь.

Мой вывод таков: пока жителей Израиля будут делить на евреев и неевреев, подобное будет продолжаться. Мои дети - четвертое поколение евреев, и они не являются гражданами Израиля. Ни в Сохнуте, ни в посольстве нас не предупреждали, что дети в Израиле не будут иметь гражданства. Зачем тогда надо было принимать Закон о возвращении, рассчитанный только на третье поколение? Следовало сразу разрешать репатриацию только евреям по Галахе, и тогда не приходилось бы слышать оскорбительное: ''Сколько гоев понаехало!''.

Сеня живет в Израиле с 10 лет, говорит преимущественно на иврите, но он никогда не будет гражданином страны. На него это очень отрицательно повлияло. Мой племянник отслужил в армии 3 года, был ранен, пролил кровь за Израиль, но и он - четвертое поколение. Если бы моему сыну дали гражданство, его бы это морально возвысило. Все это - политика правительства, но не рядовых граждан. Мне, например, на работе никто не сказал, что я - ''гойка'', не такая, как все. И все сочувствуют, что у моих детей будут проблемы, когда они надумают обзаводиться семьей. Что будет у пятого поколения, если четвертое страной не признаётся? В программе ''Кадимы'' написано: ''Мы хотим сделать так, чтобы Израиль был родным домом для всех еврееев''. А где остальные? Разве этот пункт - не националистический? Правительство само порождает проблемы, а потом подключает все силы полиции, чтобы с ними бороться''.

Комментарий социолога Моше Кенигштейна

''Я неоднократно общался с участниками этой истории, обсуждал её со специалистами. У каждого - своя версия и объяснение этой драмы. Мамы подростков говорят о них как о бесправных жертвах полиции и суда, юристы говорят о правовом невежестве репатриантов, психологи - о возрастных аномалиях психики, социальные работники - об общественной самоизоляции некоторых групп репатриантов и т.д. С моей точки зрения, понять случившееся можно, рассматривая его в широком социальном контексте - общественном, семейном, групповом и межличностном. В течение короткого периода обе семьи прошли через тяжелые испытания: во-первых, резкое снижение социального статуса и уровня жизни в стране исхода, что привело к решению об эмиграции. Во-вторых, развод родителей и уход отцов, который особенно травмировал мальчиков-подростков. В-третьих, обе семьи пережили так называемый культурный шок, связанный с эмиграцией. В-четвертых, у подростков с самого начала было естественное стремление интегрироваться - Даня даже взял еврейское имя, - но их попытки стать ''своими'' в школьной и городской среде оказались безуспешными. Они превратились в изгоев, местные сверстники их не приняли. В результате молодые эмигранты оказались в социальной изоляции - в период, когда им, как никогда, необходимо ощущение принадлежности к группе, чувство защищенности и уверенности в себе. В подобной ситуации оказываются тысячи подростков-эмигрантов, не сумевших интегрироваться в новой социальной среде. Они, как правило, объединяются в молодежные ''тусовки'', групповая солидарность которых основана на негативном отношении к ''чужим'' - к ''местным'', к арабам, к религиозным ортодоксам (''досам''), к ''марокканцам'' и т.п. Диапазон культурных интересов и идеологических ориентаций таких молодежных групп весьма широк: от музыкальных до криминальных, от оккультизма до нацизма. Инфраструктура общения в этих группах - ''свои'' сайты, чаты и форумы в интернете, мобильная связь, ''свои'' кафе и дискотеки, ''свои'' места на улицах и в парках. Граница между нормальным и криминальным поведением у них весьма неустойчива, многие совершают правонарушения, не особенно задумываясь о последствиях. Неудивительно, что полицейская статистика указывает на устойчивый рост правонарушений среди молодых ''русских'' эмигрантов.

С точки зрения судьи, отправившего за решетку подростков-репатриантов, они ответили черной неблагодарностью за все, что получили в Израиле. Драку мальчишек с религиозными прокурор представил в суде как преступление нацистской организации против еврейского народа! Благодаря профессиональной защите русскоязычного адвоката-араба (!), это страшное обвинение не было принято судом и подростки ''лишь'' несколько месяцев провели в тюрьме. Тем не менее их жизни уже в самом начале оказались искалеченными.

Даня и Сеня - вполне нормальные, ''вменяемые'' молодые люди. Их любят мамы и младшие сестры, уважают друзья. Сеня работает и учится, Даня пока не у дел, но тоже очень хочет выправить то, что случилось. Оба хотели бы служить в армии - предпринять еще одну попытку интеграции в Израиле. Для Сени это особенно важно еще и потому, что у него - как правнука еврея - нет израильского гражданства. К сожалению, армия не хочет иметь дела с бывшими заключенными.
Будущее молодых эмигрантов в Израиле во многом зависит от того, поддержит ли их общество или останется равнодушным к их судьбе''.

Комментарий писателя Эфраима Бауха

''Мать говорит, что не знает, как ее сын попал в компанию бритоголовых. Она что, не видела, что ребенок не просто чудит, переживая трудный подростковый возраст, а попадает под влияние самой страшной доктрины, которая привела к гибели многих миллионов людей и могла привести к уничтожению всего человечества?

А из ненависти к религиозным и выросла нацистская зараза, ибо большая часть европейских евреев выглядела именно так. А потом все евреи - и светские, и религиозные, и ненавистники евреев из своей же среды - стояли в одной очереди в газовую печь.

Откуда пришла к матери новость, что, мол, ''харедим'' и есть весь еврейский народ? Незнание места, в котором живешь, порождает немало бед. Живут религиозные обособленно, среди них весьма редки драки и поножовщина, и не все они не работают, и не все не служат в армии, и есть среди них, пусть это тоже для мамы будет новостью, истинные герои войн Израиля.

Непонятны разговоры о разной крови. У евреев нет понятия крови вообще. Любой, кто хочет быть евреем, должен пройти обряд гиюра - и всё. Евреи, как сказал поэт Юлиан Тувим, родственны по одной крови - крови, текущей из жил.

И что это за комплекс - ''не любят русских''. Что за самовнушение? Как говорила одна девушка: ''Мне не нужно, чтобы меня любили все. Меня должны любить мама, папа, брат, друг, и всё. Я человек самостоятельный, и мне не нужна любовь как снисхождение''.

"Новости недели"

При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)

Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Реклама в Израиле


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп | Новости в фото | Новости за вчера
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции сайта новостей ISRA.com.
При перепечатке гиперссылка на сайт Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2024 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

последние новости США ISRA.com рейтинг Система Orphus