''Блэру так понравилась идея выравнивания, что он уже, можно сказать, стал членом ''Кадимы'', - пошутил Ольмерт после визита в Лондон. Очень трогательно. И очень оптимистично. Однако если Блэр и правда в восторге от планов Ольмерта, то он сумел так хорошо это скрыть, что никто и не заметил.
Так же мастерски скрывали свой ''восторг'' по поводу идеи нового израильского премьера Жак Ширак, Ангела Меркель и другие ведущие европейские политики.
Факт налицо: план, который глава правительства и возглавляемая им партия столь страстно пытаются протолкнуть в мире, не находит понимания, как его ни называй: размежевание, консолидация, выравнивание... Даже попытки превратить этот проект из одностороннего в двусторонний с привлечением Абу-Мазена в качестве партнера по переговорам и обещая временные границы, Ольмерт не добился ровным счетом ничего.
Ни в Каире, ни в Аммане, ни в Лондоне, ни в Париже - нигде премьер-министр не смог убедить своих собеседников в целесообразности одностороннего отступления в любой его версии и под любым псевдонаучным наименованием. Ни у кого эта идея не вызывает ничего, кроме скепсиса, сомнений и опасений. Не говоря уже о палестинцах во главе с ''партнером'' Абу-Мазеном.
Ольмерт рассчитывал, что найдет поддержку хотя бы у Блэра. Не столько из-за симпатий к Израилю британцев и британского правительства, сколько из-за традиционного равнения Лондона на Вашингтон. Ожидания не оправдались... Буш не сказал ничего конкретного по поводу сути планов, но, по крайней мере, назвал их ''смелыми''. Блэр воздержался даже от ни к чему не обязывающих похвал. Вместо этого он в присутствии Ольмерта заявил то же, что заявляют все европейские дипломаты на всех уровнях. А именно: только переговоры могут проложить дорогу к решению конфликта. Он, правда, намекнул, что в случае полного провала переговоров ''может возникнуть другая реальность''. Но расплывчатая ''другая реальность'' вовсе не значит поддержку одностороннего отступления и установления Израилем импровизированных границ на свой манер.
Если учесть общее настроение английской политической элиты и британских СМИ, которые представляют ''выравнивание'' как завуалированную аннексию и присвоение палестинских земель, то никаких оснований для оптимизма у Ольмерта не было. Да и на Елисейских полях, несмотря на комплименты, расточаемые Шираку, не позволили себе ни малейшего намека, который можно было бы трактовать как косвенную поддержку идеям Ольмерта.
Зато на этой неделе ЕС официально подтвердил, что не принимает плана одностороннего отступления ни в одном из его ипостасей. И это, по сути дела, означает фиаско израильской дипломатии.
В воскресенье в Брюсселе было опубликовано совместное заявление стран ЕС, под которым стоят подписи 25 европейских лидеров. В нем говорится: ЕС ''не признает иных границ, кроме границ 1967 года, если изменения эти не будут результатом двусторонних соглашений''. Это, подчеркнем, уже не намеки, не полунамеки, не кулуарные беседы, а официальное политическое заявление. Возможно, Блэр и Ольмерт говорили на разных английских языках, и один не понял другого?
Нам остается только гадать по данному поводу, однако ЕС сделал все, чтобы у израильского правительства не оставалось каких-либо сомнений по поводу его мнения. Мало того, что Брюссель публично объявил, что не принимает планов Ольмерта, он еще и с милой улыбкой высек Израиль, заявив, что ''осуждает насилие против палестинского мирного населения''. Европейцы ясно указали также, что они против строительства стены безопасности по маршруту, выходящему за пределы ''зеленой черты''. ''Мы против любых действий, угрожающих перспективе создания двух государств и идущих вразрез с международным правом'', - говорится в резолюции.
В довершение всего Квартет утвердил европейское предложение о создании временного механизма по оказанию помощи палестинцам. Формально все выглядит вполне благочинно. Посредством ''механизма'' деньги пойдут исключительно на социально-экономические нужды: выплату средств медицинскому персоналу, передачу топлива, продуктов питания и медикаментов ПА, помощь наиболее бедствующим категориям населения. Хотя передача средств должна идти в обход правительства Исмаила Хании, в Израиле полагают, что ''механизм'' этот укрепит ХАМАС. Ибо, получив от Запада гуманитарную помощь, исламисты не станут тратить средства на повседневные нужды, а начнут использовать сэкономленные деньги на привычные ''первостепенные'' нужды - то есть на террор против ''сионистского образования''.
Более того, европейцы настаивают, чтобы Израиль тоже принял участие в оказании финансовой помощи палестинцам, несмотря на то, что они поддерживают ХАМАС. Во вторник комиссар ЕС по внешним делам Бенита Ферреро-Вальднер, находясь в Иерусалиме, без обиняков дала понять, что позиция Европы не претерпела изменений. Использовав лексику Джорджа Буша, она сделала комплимент в адрес израильского лидера, - с тем, чтобы потом отвергнуть его идеи. План нового израильского премьер-министра, по словам Ферреро-Вальднер, смел, но ...неприемлем. ''Я полагаю, что план выравнивания очень смелый, поскольку предполагаемый снос поселений - очень и очень важный шаг. ...Но в то же время я должна выразить мнение Европы. Мы считаем, что односторонние шаги не приведут к полному, продолжительному миру. Только переговорный процесс способен привести к этой цели'', - сказала она.
И здесь мы подходим к главному. ''Я нисколько не разочарован. Напротив, я воспринимаю происходящее очень позитивно'', - заявил премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт на пресс-конференции в Лондоне по поводу отношения Великобритании к его плану одностороннего ухода с большей части Западного берега.
Откуда же это позитивное восприятие? Каким образом Блэр неожиданно для себя оказался в рядах ''Кадимы''? Откуда все эти иллюзии?
Позволим себе предположить, что ...ниоткуда. Никаких иллюзий у Ольмерта нет. Все заявления о ''позитивном восприятии'' - не более чем хорошая мина при плохой игре.
Оьмерт хорошо знает: ни Европа, ни США не принимают его планов и не позволят им осуществиться. Запад - за демонтаж поселений, но без каких-либо гарантий Израилю, без определения границ. И Ольмерт готов идти на эти условия. Причем не просто готов - он торопится, стремится ликвидировать большую часть поселений в Иудее и Самарии, и это не средство для укрепления национальной безопасности или создания обороноспособных границ. Это просто самоцель. А все дипломатические кружева, смена названий и т.п. - это не более чем поиск подходящей обертки для реализации этой незамысловатой задачи.
Доказательством тому служат его метания из стороны в сторону. Напомним: до выборов и сразу же после победы на них Ольмерт провозглашал: в результате ''консолидации'' Израиль сформирует из разрозненных поселений крупные блоки и установит новые границы, которые признает весь мир. Очень скоро стало очевидно, что план этот ни у кого большого восторга не вызывает. В том числе и у Белого дома. В результате после визита в США Ольмерт изменил и формулировки идеи, и общее видение. ''Консолидация'' превратилась в ''выравнивание'', а будущие границы - из ''признаваемых международным сообществом'' в ''близкие к окончательным''.
После бесед с Блэром первоначальный план вообще изменился до неузнаваемости. Одностороннее отступление превратилось в ''двусторонний процесс'', Абу-Мазен - в партнера по переговорам, а границы из ''близких к окончательным'' - во временные. Как заявил сам Ольмерт в британском парламенте, Израиль уже сейчас готов передать палестинцам 90% территорий Иудеи и Самарии, а оставшиеся 10% станут предметом для переговоров. Сам план в новой своей модификации напоминает второй этап ''Дорожной карты'' и приобретает более товарный вид для ''продажи'' его Западу. С той лишь поправкой, что первая часть ''Дорожной карты'', предусматривающая разоружение террористических организаций, прекращение террора и подстрекательства, так и остается нереализованной.
То есть план Ольмерта обрел наконец конкретные очертания. Не будет объединения поселений в массивные блоки, не будет их включения в состав Израиля де-факто, тем более не будет признания новых границ мировым сообществом. Будет только наш односторонний уход, при котором мы не получим гарантий ни стороны арабов, ни со стороны Запада. И этот уход будет осуществлен в два этапа. Сперва - отступление с 90 процентов территории Западного берега, затем (в ходе переговоров или без всяких переговоров) - с оставшихся 10 процентов. И в результате - полное возвращение к границам 1967 года (в идеальном варианте - чуть подкорректированным).
Так что все лозунги, под которыми должен осуществляться этот план, не более чем лозунги, а заявления о ''прекрасном и безопасном будущем'' - не более чем манипуляции, промывка мозгов, которая должна дезориентировать уже достаточно дезориентированное население. Как в свое время - заявления о ''новом Ближнем Востоке'', ''ближневосточном Сингапуре'', ''борьбе с террором - как будто нет мирного процесса, и мирном процессе - как будто нет борьбы с террором''. Однако впечатление такое, что нынешние ''продавцы иллюзий'' циничнее тех, что были 13 лет назад. Ибо те, судя по всему, верили в собственные воздушные замки, а нынешние смотрят на вещи весьма трезво.
Лично я позволю себе поверить госпоже Ферреро-Вальднер. Она, напомню, называет план Ольмерта ''смелым'' не потому, что он принесет стабильность региону (о безопасности собственно Израиля никто уже вообще не говорит), а лишь по той причине, что он означает ''снос поселений''...
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)