Ежегодно в Бейт-Янае, на берегу Средиземного моря, проходит всеизраильский конкурс скульптуры на песке.
С раннего утра на пляже кипит работа - несколько десятков самодеятельных скульпторов деловито ползают по песку, сооружая из поддатливого природного материала дивные конструкции. Главное - укрепить свое произведение морской водой и до подведения итогов конкурса уберечь от толпы зрителей, съехавшихся сюда со всех концов страны.
Эколог Ури Наве, заместитель начальника Северного округа Управления национальными парками, «загорает» под тентом, где собрались члены авторитетного жюри.
- Соревнования скульпторов - любителей и профессионалов прошли уже десять раз, - сообщает он. - В нынешнем году мы выбрали актуальную тему: мечты. Каждая скульптура, сооруженная из песка, должна отражать самые заветные желания ее авторов или героев.
Участвует в соревнованиях 60 семей - кибуцники, мошавники, потомственные горожане. На живописный берег Бейт-Янай съехались тысячи «болельщиков» и отдыхающих: родители приобщают наследников к креативной деятельности.
- В 2005 году темой состязаний были сюжеты из популярных сказок, - говорит Ури Наве. - Участвовали в соревнованиях и скульпторы-профессионалы. На сей раз среди энтузиастов тоже присутствует пара-тройка талантливых профи. Трудно, конечно, сравнить наш скромный, во многом любительский фестиваль с грандиозными хэппенингами, проводящимися в Европе и США, но Израиль старается не отставать от высокоразвитых стран Запада. «Стройматериалы» - песок и вода. К утру завтрашнего дня все произведения искусства будут смыты морской волной...
В послеобеденный час планируется торжественно выпустить в открытое море черепаху по имени Джон Сильвер. В прошлом году она была ранена в голову пропеллером моторной лодки. Пострадавшую госпитализировали в спасательном центре Управления национальных парков, прооперировали, «починили», а затем еще и провели длительный курс реабилитации. Об этом рассказывает Ноам Дрори, инструктор Управления национальных парков и координатор штаба по спасению черепах. Любимым делом Ноам занимается 6 лет: профессиональный экскурсовод, он сопровождает группы путешественников по долинам и по взгорьям округа Ха-Шарон. Может часами говорить об истории протекающей здесь речки Александр. Знает каждый пригорок, каждое деревце, каждый камень...
- Люблю гулять вдоль русла речки Александр, в парке Аполлония, в Кейсарии, на Крокодильей речке или в лесу на горе Кармель, - говорит Ноам Дрори. - Моя стихия - тенистые эвкалиптовые рощи. Многие репатрианты из СНГ с удовольствием принимают участие в турпоходах. «Русские» гораздо мобильнее сабр. И красоты природы оценивают с восторгом - по достоинству.
Сегодня, впрочем, Ноаму приходится томиться без движения под хлипким тентом: разыгравшийся в двух шагах отсюда «экшн» требует неусыпного внимания. Периодически из расставленных на пляже динамиков несется озабоченный голос одного из организаторов: «Через 15 минут члены жюри начнут обход «рабочих мест»... Через полтора часа будут подведены итоги»...
В нескольких метрах от передвижной «штаб-квартиры» распластались на песке творцы. Мое внимание привлекает добродушный пес, прилегший на огромной (мечта уважающей себя собаки!) кости.
Знакомлюсь с автором. Давид Шурати - житель Хадеры. В Бейт-Янай приехал со всей «хамулой» - четверо детей Давида конкурируют с отцом, соорудив рядышком громадную порцию шаровидного мороженого в вафельном стаканчике более чем метровой высоты.
- Кто вы по профессии? - спрашиваю я Давида.
- Работаю в строительной отрасли, - откликается он, продолжая поливать свой шедевр водой из ведерка.
- А я-то решила, что вы - профессиональный скульптор...
- Просто умею и люблю это дело, - улыбается Давид. - В прошлом году на состязаниях моя скульптура заняла первое место.
- И что же вы соорудили?
- Сказочного слона!
Мири Регев приехала из мошава Сдэ Ицхак с тремя детьми.
- Мы намеревались соорудить нечто крупное, эпохальное, - говорит она. - В конце концов остановились на ловце мечты - индейце, поймавшем за хвост чудовище.
- Боретесь за первое место?
- Нет художника без амбиций, - смеется Мири. - Но если честно: возня с песком и водой - замечательная психотерапия. Это занятие успокаивает и детей, и взрослых...
По специальности Мири - учитель физкультуры. Прослушала курс лекций по истории искусства, увлекается психологией.
- На мой взгляд, творческая натура справляется с повседневными житейскими проблемами и трудностями довольно легко, - говорит она. – Изобретательность и креативность требуются во всем: и в семейной жизни, и в отношениях с супругом, и на работе. Нужно развивать в себе эти качества.
Пожелав Мири удачи, осторожно обхожу построенный из песка громадный автомобиль: розовая мечта среднестатистического сабры!
Знакомлюсь с Йорамом Сиваном и Эли Далалем. В будни они мастерят деревянные музыкальные инструменты, а в выходной изобразили на песке Бейт-Яная праотца Яакова.
- Он прилег отдохнуть, положив голову на камень, а во сне ему явился Всевышний, - объясняют авторы.
Солнце припекает всё сильнее. Воды для поддержания в скульптурах жизни требуется все больше. Спешу сфотографировать все скульптуры подряд: завтра от них не останется и следа...
Полтонны мороженого... песочного!
«Вырасту – стану скульптором. Или – капитаном!»
Что нам стоит дом построить?..
«Эй, автор, не садись на меня – задавишь!»
Чертовщина какая-то... Хвостатая!
А ну-ка, девушки, а ну, красавицы!
Кто ж ему позирует?
Ноам Дрори: «Жарища на берегу... Закатиться бы сейчас в эвкалиптовую рощу!..»
Как мимолетное виденье (версия ХХI века)
Воздушные змеи к полету готовы. Но где же дети?!
Давид Шурати: «Какая собака не мечтает о двухметровой косточке!»