''Предупреждения'' Башару Асаду предназначены не столько для того чтобы устрашить его самого, сколько чтобы успокоить израильтян.
''Ответственность (за похищение Гилада Шалита) лежит на Башаре Асаде. Я советую Асаду, который руководит своей страной с закрытыми глазами, одуматься, взглянуть в лицо реальности и увидеть, какая на нем лежит ответственность'', - заявил на днях министр обороны Амир Перец. Грозное заявление! Впрочем, далеко не первое в своем роде и, думается, не последнее. Предполагается, что в сочетании с полетом израильских ВВС над дворцом президента в Латакии на прошлой неделе оно должно произвести впечатление. Это и производит впечатление... обратное желаемому. Вряд ли не слишком дальновидный и не слишком удачливый, но достаточно понятливый сирийский лидер боится того, что израильские истребители на самом деле разнесут в щепы его хоромы в Латакии, атакуют Дамаск или сокрушат его, Башара Асада, армию. Никаких оснований для подобного рода опасений у него нет. Он прекрасно знает, что израильтяне не только не хотят ввязываться в широкомасштабный конфликт с Сирией, но и косвенно поддерживают его, Асада, режим.
Все последние действия Израиля по отношению к ПА выглядят спонтанными и беспомощными, однако действия нашего руководства по отношению к Сирии не укладываются ни в какие рамки. Это не просто беспомощность - это абсурд, возведенный в ранг государственной политики. И начался он далеко не сегодня...
Общеизвестно, что Сирия поддерживает палестинские террористические группировки, занимающие самую непримиримую позицию по отношению к Израилю и совершившие наиболее жестокие, варварские теракты. Общеизвестно, что Асад натравливает эти группировки на Израиль, блокируя любые попытки добиться хотя бы псевдоспокойствия. Общеизвестно, что он вооружает ''Хизбаллу'' и в некотором смысле даже сам поставил себя в зависимость от нее, чего никогда не допустил бы покойный Асад-старший. Общеизвестно, что нынешний сирийский режим выполняет роль подрядчика Ирана, цель которого - максимально дестабилизировать положение на Ближнем Востоке. И тем не менее, Израиль НЕ ХОЧЕТ падения режима Башара Асада...
...Около года назад казалось, что нынешний режим в Сирии обречен. Асад-младший совершил все мыслимые и немыслимые ошибки, умудрившись настроить против себя даже сравнительно прагматичных представителей американской администрации. Пресловутый Accontability Act не принес желаемых плодов, моджахеды продолжали партиями прибывать в Ирак через Сирию, ''Хизбалла'' раз за разом воспламеняла границу, палестинские группировки провоцировали Израиль, и Вашингтон взял курс на свержение режима Асада. Убийство ливанца Харири выглядело как поминальный звон по неудачливому Башару Асаду. При поддержке Франции США добились ухода Сирии из Ливана, в самой стране вызревала оппозиция. Это была пощечина Асаду, не сумевшему сохранить Ливан - главное достояние Сирии, ее колонию и один из основных источников поступлений в сирийскую казну. Позиции молодого президента резко пошатнулись. В те дни в западные СМИ просочилась информация, что Башар Асад бежал из Дамаска из страха перед путчем. Одновременно за пределами Сирии разрозненные прежде группировки начали при поддержке США активно сколачивать ''правительство в изгнании''. В марте, а затем в мае этого года ведущие представители сирийской оппозиции собрались в Лондоне, чтобы обсудить пути свержения Асада. Тон задавали бывший вице-президент Сирии Абдул-Халим Хаддам и глава запрещенной в стране организации ''Мусульманские братья'' Али Садр аль-Дин Баянуни.
В марте Хаддам и Баянуни договорились о создании ''Фронта национального спасения'', и их союз сделал угрозу Асаду еще более острой. На северо-востоке Сирии поднимались курды. В Хаме возрождались к жизни ''Мусульманские братья'', раздавленные в свое время Хафезом Асадом. Напуганные давлением США, сирийцы начали сворачивать присутствие ХАМАСа в своей стране, а Халед Машаль и его окружение принялись в спешке подыскивать себе новое убежище, где они были бы в безопасности от всевидящего и всезнающего ''Мосада''.
Давление на Сирию изнутри и извне усиливалось, и одновременно усиливались сомнения внутри администрации США. Что будет, если режим Асада все-таки падет? Вот вопрос, который мучил дипломатов госдепа и специалистов в сфере безопасности. Не возникнет ли там хаос, не придет ли к власти еще более непредсказуемый режим, не захватят ли власть фундаменталисты? Американский политический истеблишмент завяз в спорах, и удавка, затянувшаяся было на горле Асада, начала медленно, но неуклонно ослабевать. И именно Израиль приложил руку к тому, чтобы сирийский президент мог снова дышать полной грудью...
Отношение не только нынешнего правительства, но и предыдущего, во главе с Ариэлем Шароном, к Башару Асаду можно назвать противоречивым. Во многом оно напоминало отношение к Ясеру Арафату. С одной стороны, угрозы, бомбардировка радаров в Ливане и пустующего тренировочного лагеря под Дамаском. С другой - непоследовательность и половинчатость решений и поступков. Несколько болезненных ударов по ослабевшему, уже изолированному даже в арабском мире режиму могли окончательно подорвать его силы. Любое серьезное унижение Асада привело бы к его уходу с трона. Однако Израиль избегал этого. Он избегал того, чтобы в ответ на все преступления Сирии нанести ей публичную пощечину и ввергнуть алавитский режим в кому. Более того, он призывал Штаты, уже измотанные нахальством сирийцев, не расшатывать трон Асада окончательно.
Причина? Корни ее - в выводах, более чем странных, политического истеблишмента страны. В Иерусалиме пришли к выводу, что падение режима Асада для Израиля нежелательно. Что если режим этот прекратит свое существование, то все последующие сценарии будут для Израиля однозначно еще более негативными. Ведь власть может взять в свои руки сильный диктатор, а то и исламисты. Логика та же, что и с Арафатом. Раиса терпели, потому что боялись, что без него будет еще хуже. А он тем временем добивался своих политических целей, создавал ''Фалястын'', отравлял умы подростков и подпитывал террористические группировки, включая ХАМАС. И когда его не стало, у прагматиков в палестинском обществе уже попросту не оставалось шансов.
Действительно, совершенно неясно, как будут развиваться события в случае падения Асада и его клики. Но станет ли хуже? Сомнительно. Хуже просто быть не может по определению. Президент Сирии, почувствовав, что ему ничего не угрожает, ведет себя как браконьер, который знает, что в самом худшем случае отделается символическим штрафом. Еще откровеннее, чем прежде, он провоцирует Халеда Машаля и его окружение на террористическую войну, и теперь уже никто, в том числе и США, судя по всему, не верят, что можно чего-то добиться предупреждениями в адрес Дамаска. Предупреждения эти звучат как насмешка. Машаль уже готов был в панике бежать из Дамаска, но после того как давление на Сирию ослабло, остался. Так что теперь вряд ли кто-то поверит в серьезность такого давления и таких предупреждений. Сегодня глава внешнеполитического крыла ХАМАСа чувствует себя в Сирии, как рыба в воде, и даже если он боится покушения агентов ''Мосада'', Дамаск остается для него идеальным местом для проживания. Асад приступил к массовым репрессия в стране. Десятки сирийских диссидентов были арестованы и брошены в тюрьмы, а международное сообщество не обратило на это ни малейшего внимания...
Вздохнув полной грудью, Асад начал вести себя с прежним нахальством в Ираке. Диверсию на шиитском рынке в Багдаде 1 июля, в результате которой погибли 62 иракца и ранены были 114, осуществила ''неизвестная'' сирийская группировка. Но всем понятно: даже если эта ''неизвестная'' группировка действовала не по прямому распоряжению Асада, то под его негласным прикрытием. Ибо тактика алавитского режима заключается в том, чтобы предоставлять свободу действий сирийским ''джихадистам'' в Ираке обмен на их бездействие в самой Сирии.
Дамаск пошел на еще большее и открытое сближение с Ираном - главной угрозой Западу и прежде всего Израилю. Обе страны подписали в июне соглашение о поставках Сирии иранских ракет, систем ПВО и танков. Соглашение было подписано министром обороны Сирии Хасаном Туркмани и его иранским коллегой Мустафой Наджаром. Более того, союзники договорились о выработке совместного курса для ''поддержания стабильности в регионе''. Вряд ли надо объяснять, что означает для Израиля такая тяга к ''стабильности''...
В этой ситуации трудно представить себе, что может быть хуже режима Асада. Нынешний президент Сирии делает максимум возможного, дабы осложнить положение Израиля, и надо обладать немалой изобретательностью, чтобы побить его рекорд на этом поприще.
Однако нет никаких оснований полагать, что израильское руководство пересмотрело свое отношение к Сирии. Фактически оно дает Асаду карт-бланш, и все угрозы в его адрес выглядят не более чем театральным представлением. В Иерусалиме не против игры, которую ведет главный офтальмолог Сирии, коего давно уже можно было скинуть с политической карты одним щелчком. Асад тем более не против! Если твой враг, по сути дела, твой друг, то тем лучше... Сирийский диктатор спокоен - он знает, что может рассчитывать на заступничество ''сионистов'' в Вашингтоне.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)