Лошадь - тот же ребенок. С ней нужно разговаривать, ее надо купать, кормить, водить на прогулки, развивать мускулатуру, заниматься с ней спортом...
Голан Твито - потомственный фермер, житель мошава Горен. Место, где он родился и вырос, поистине уникально: мошав расположен в сердце Западной Галилеи, между древней крепостью Монфорт и ущельем Нахаль Казив.
Отец Твито питал слабость к лошадям. Голана с 6-летнего возраста преспокойно подпускали к чистопородным скакунам, позволяли обхаживать их, кормить и поить.
Природа одарила мальчика богатым воображением. С особо любимыми скакунами он вел долгие доверительные беседы, будучи в полной уверенности, что лошадь его понимает. Но настоящая дружба завязалась с красавцем Бараком.
- Арабский скакун, мать которого была рекордсменкой Шотландии, а отец - чемпионом Израиля, - вспоминает Голан.
К 16 годам Твито уже «командовал» шестнадцатью лошадьми.
- Трудно объяснить, но я жизни не мыслю без этих преданных, удивительно чутких существ, - говорит Твито. - Мистическая связь!.. Лошадь - тот же ребенок. С ней нужно разговаривать, ее надо купать, кормить, водить на прогулки, развивать мускулатуру, заниматься с ней спортом...
Впрочем, Голан умеет найти общий язык не только с лошадьми, но с любыми животными. Живет у него на ферме собака-«преступница», переданная в свое время на «перевоспитание» в мошав полицией.
- Когда мне ее отдали, она только и искала, кого бы укусить или облаять, - вспоминает Голан. - Со временем успокоилась, привела свою нервную систему в порядок. Сегодня понимает меня без слов: достаточно на нее глянуть - тут же выполняет то, о чем я подумал...
«Монфортвито» - история и география
Голан основал конную ферму 18 лет назад, сразу после демобилизации со срочной армейской службы. Назвал ее «Монфортвито»: даром что ли в полукилометре отсюда находится крепость Монфорт?!
В 1992 году во время резервистских сборов Голан попал в автокатастрофу и получил тяжелейшую травму.
- Мы патрулировали территорию, прилегающую к забору, который отделяет северные районы страны от Ливана, - вспоминает он. - Боевики «Хизбаллы» постоянно нас провоцировали. В ходе одного из таких столкновений и произошло ЧП. В больницу я был доставлен с переломом черепа и множественными повреждениями конечностей. Врачи не надеялись, что выживу.
Вытащив резервиста с того света, медики постановили: курс реабилитации Голан пройдет в специализированной лечебнице.
«Не нужно снова укладывать меня в больницу, - умолял он. - Хотите, чтобы я встал на ноги, - отпустите домой: среди лошадей я выздоровею намного быстрее. У них особая - целительная энергетика».
Твито удалось настоять на своем. Если сразу после выписки из травматологического отделения он был не в состоянии наступить на левую ногу, то вскоре - без лекарств и физиотерапии - боли прекратились.
- Благодаря лошадям я на собственном опыте убедился, что фраза «родиться заново» - отнюдь не метафора, - улыбается Голан.
Любовь, однако, опасна. Она чревата трагедиями.
24 августа 1998 года конокрады попытались отнять у Голана самое дорогое - его любимца Барака. Злоумышленникам удалось увести породистого скакуна из конюшни, но Барак чудом вырвался. Пустился наутек, выскочил на шоссе и был задавлен машиной.
Нет, Голан не сравнивает гибель любимого скакуна с потерей близкого человека, но вспоминать о Бараке спокойно он не в состоянии до сих пор.
Трагедия не озлобила Голана. Напротив: после гибели Барака он стал внимательнее присматриваться к бездомным животным. И если случайно набредал на неприкаянное живое существо, без раздумий забирал «бомжа» к себе на ферму.
Так был спасен жеребец Кфир, брошенный соседями-кибуцниками. Если бы не Твито, Кфир наверняка бы сдох. Не столько от голода, сколько от одиночества.
- На ферме Кфир считается одним из ведущих скакунов, - произносит Голан с нескрываемой нежностью.
В своей работе с лошадьми Твито руководствуется гуманистическим принципом: хозяин - не диктатор, он - лидер.
В чем разница?
Диктатор жесток, он подавляет. Подчинение приносит психологический дискомфорт, унижает, озлобляет, доводит до бешенства.
С точки зрения Голана, лошадь должна не только приносить радость, но и чувствовать себя счастливой в общении с наездником. Лидер общается с животным на равных. Харизматичен, но и доброжелателен, и обаятелен. Союз с достойным лидером в радость и животному, и человеку!
Те же принципы Голан прививает и слушателям школы верховой езды, действующей на ферме «Монфортвито», и случайным гостям, объявившимся в национальном парке Горен, расположенном в 13 километрах от Нагарии, неподалеку от городка Шломи. Климат для разведения породистых лошадей здесь идеальный: много солнца и ветра при нулевой влажности. Свет для лошади - что витамин для человека. С темноте животные начинают болеть.
Голана можно без преувеличения назвать коневодом-энциклопедией: сколько книг прочитано о содержании лошадей, сколько просмотрено фильмов и телепередач!
Романтика и... лечение
На ферме, спрятавшейся в роскошном дубовом лесу, содержится 20 лошадей. 12 из них трудятся - катают наездников, в том числе и детей. Другие проходят дрессировку.
В последние годы совместно с сотрудниками социального отдела мошава Маале-Йосеф Голан занимается лечением гиперактивных детей, аутистов, а также школьников, не способных сосредоточиться. Стабильно высокие результаты достигаются без печально известного наркотика «риталина» - в ходе доверительного общения подростков с животными, обладающими положительной энергетикой.
- С чего начинаются проблемы? - размышляет Голан. - Родители не приучают своих любимцев к ответственности. В том числе - к ответственности не только за себя, но и за других. Контакт с лошадью прививает ребенку ту самую бесхитростную мысль, которой насквозь пронизан «Маленький принц» Антауна Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Ребенок ухаживает за животным, кормит его и поит, учится ездить верхом... Хочет он того или нет, но ему приходится внимательно прислушиваться и присматриваться к реакциям бессловесного партнера, учиться распознавать, в каком случае лошадь устала, когда ей хочется поесть, а когда и - порезвиться на воздухе... Постепенно возникает взаимопонимание. Контакт с животным удивителен. Он обогащает духовный мир ребенка, делает маленького человека добрее. Доводилось ли вам наблюдать, как светлеют лица ребят, когда они гладят пони? Ведь это не игрушка, пусть и очень дорогая. Супермен или спайдермен - неодушевленный предмет, даже если у него есть работающий от батареек мотор. На нежность и заботу робот не реагирует. Совершенно иное дело - живое существо!
Но главное, конечно, с точки зрения Голана, - верховая езда. Лошадь - животное-интеллектуал. Она безошибочно определяет, кто именно уселся ей на спину. Если в седле оказался трусишка или паникер, лошадь это почувствует и понесет, а то и попытается сбросить охваченного страхом всадника. Неслучайно инструкторы, работающие на ферме, проводят с потенциальными наездниками подробные вступительные беседы, разъясняя, как грамотно вести себя в седле. В принципе лошадь изначально готова человеку подчиниться - но только в том случае, если сидящий на ней наездник уверен в себе, властен и спокоен.
Голан вспоминает, как направили к нему из интерната 16-летнего подростка, в семье которого разразилась страшная трагедия - был убит отец.
Посттравматическое состояние не проходило: парнишка считался буйным, неуправляемым. Учителя измучились, пытаясь привести его в чувство.
Поначалу точно так же подросток вел себя и на ферме. Однако Голан быстро смекнул: создавая шум, осиротевший мальчик всего лишь пытается привлечь к себе внимание. Значит - именно этого ему и не хватает!
Тактично и ненавязчиво Голан «свел» подростка с лошадьми. Начал доверять мальчику выполнение все более сложных заданий, связанных с уходом за животными. Награда - верховая езда.
Каждые две недели парнишка приезжал на ферму. Постепенно пришел в себя. Заскучал о новых своих друзьях. Научился сосредотачиваться на уроках. Позврослел. А вскоре в нем проявились и лидерские качества.
- Перед призывом в ЦАХАЛ парень получил высочайший профиль и был принят в подразделение десантников, - говорит Голан. - В настоящее время он учится на офицерских курсах. Но на побывку приезжает к нам и только к нам. Здесь - его дом!
Галилейские амазонки
Пока мы с Голаном беседуем, лошадками занимается хрупкая интеллигентная девушка.
Хадасс Шмидт родилась и выросла в Тель-Авиве, а живет в Рамат ха-Шароне. Полтора месяца назад, путешествуя с родителями по Галилее, она набрела на конную ферму.
- Верховой ездой я занимаюсь с восьмилетнего возраста, но увиденное сразило меня наповал - я просто влюбилась в это удивительное место, - говорит она.
-
Неделю спустя Хадасс вернулась в Западную Галилею. На сей раз приехала с увесистой дорожной сумкой, чтобы остаться здесь если не навсегда, то, по крайней мере, - надолго.
- В армии я была солдаткой-учительницей, руководила группой из 15-ти проблемных подростков, - объясняет Хадасс. - Прониклась их болью и решила посвятить себя лечению детских нервных расстройств посредством привлечения ребят к конному спорту.
Кстати, содержатся на ферме не только лошади - Голан создан здесь мини-зоопарк. Малыши млеют от восторга, когда им позволяют погладить ослика, гуся, кролика или пони. Что уж говорить о том, какой шквал эмоций захлестывает ребят, когда им позволяют прокатиться на ослике верхом. И конный, и «ослиный» маршрут пролегает по живописнейшим местам, которые даже в волшебном сне не приснятся жителям центра страны: здесь и густой лес, и древняя крепость, и речка!
Работать с ослами, кстати, согласится далеко не каждый: животное упрямо, дрессировке поддается плохо. Больше мучений, чем отдачи. Но Голана это обстоятельство не остановило: он не просто подобрал, накормил и пригрел нескольких выброшенных хозяевами ослов, но и вполне достойно их «воспитал».
Изобретенное Голаном новшество - верховая езда на закате, с шести до восьми вечера. Закаты в Галилее описанию не поддаются - их нужно видеть: алый шар Солнца окрашивает лес в инопланетные оттенки, воздух прохладен и чист.
После катания детей непременно напоят чаем или прохладительными (в зависимости от погоды) напитками. Никто не остается без внимания. Галилейское гостеприимство Твито сравнимо разве что с грузинским.
Напоследок знакомлюсь с 26-летней Оделией, также приехавшей в Галилею из центра страны. По специальности - инженер-программист. На ферме «Монфортвито» она учится верховой езде.
- Женщина-ковбой?
- Скорее - амазонка! - улыбается Оделия. Вскакивает в седло, уверенно берется за поводья. К ней присоединяются Голан, Хадасс и инструктор верховой езды Эйтан.
На арене начинаются скачки. Кони гарцуют, мчатся с ветерком галопом, элегантно пританцовывают, встают на дыбы и с явным, нескрываемым удовольствием подчиняются наездникам...
Голан Твито
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)