О роли личности в джазовой истории
09.07.2006 | 23:56
Элина Гончарская, "Луч"
Авангардист. Экспериментатор. Фантазер. Человек-оркестр. Один из самых выдающихся композиторов и джазовых исполнителей нашего времени. Личность по имени Вячеслав Ганелин.
Однажды он сказал: "Человек не виноват, что родился гением". Он действительно не виноват. Думаю, оправдательный вердикт вынесла бы любая дюжина присяжных. Счастье, что родился.
Пожалуй, это о нем сказано: его музыка вмещает в себя весь мир. То есть: втягивает жизненное пространство в пределы музыки. И тогда, когда импровизирует один на сцене. И когда пишет музыку для кинофильмов, драматических спектаклей или балетов. И когда создает феноменальные шоу с участием художника и танцовщицы, которые движутся в пространстве, а Ганелин - весь один сплошной музыкальный нерв - рвется в омут дикой безудержной импровизации и... остается на месте. Его импровизации - это обнажение приема, срез рабочего процесса, возможность онлайнового наблюдения за созиданием и сотворчеством, столь важная для джазовой музыки. Конечно, для тех, кто понимает.
Ганелин - композитор-мистик, философ, "мелодический гипнотизер" - один из немногих гениев, живущих в наших палестинах. Когда-то знаменитое джазовое трио ГТЧ – Ганелин - Тарасов - Чекасин - было визитной карточкой еще живого и цветущего Советского Союза за рубежом. Уже тогда Слава Ганелин создавал свою абсолютно новую музыку и имел смелость эту музыку играть на концертах. Сегодня он преподает в нескольких высших учебных заведениях, является профессором Иерусалимской музыкальной академии имени Рубина, лауреатом множества наград, фильмы с его музыкой только за последние годы были удостоены почетных премий на международных фестивалях в Венеции, Стокгольме, Барселоне и Вашингтоне. А совсем недавно, вместе с известным контртенором Славой Каган-Палеем и легендарным гитаристом группы «Машина времени» Евгением Маргулисом, он вошел в состав жюри нового музыкального конкурса-игры "MuzOn" - увлекательного проекта компании orange и 9 канала израильского телевидения. На презентации проекта Слава Ганелин буквально заворожил собравшихся, исполнив композицию, точнее, полную и абсолютную импровизацию, на собственные темы. Казалось, звучит целый симфонический оркестр...
- Наверное, для вас это привычно – судить молодых... Ведь, помимо прочего, вы руководите в Иерусалимским джазовым фестивалем?
- А что такое "руководить"? Какими руками что водить? Да, меня иногда приглашают пошефствовать. Это довольно интересно: ведь фокус фестивалей в том, чтобы дать людям возможность проявиться. И нередко, слушая молодых исполнителей, вы действительно испытываете творческую радость. Потому что от них исходит свет - пусть не в конце тоннеля, но хотя бы в середине.
- А как обстоит дело с индивидуальностью этих самых исполнителей? Сейчас ведь происходит весьма печальный процесс: в наш век глобализации национальные культуры утрачивают свою идентичность, всё нивелируется, становится похожим друг на друга. Во всяком случае, в драматическом театре, театре танца... Да и в музыке - сплошь и рядом "дигитальные" исполнители: техника есть, а вот с личностями проблема...
- Да, сегодня легко утонуть в море информации. Иногда это соблазняет людей быть "в струе". Как говорится, "и я так могу". Симфонические оркестры ведь тоже стали на путь облегчения репертуара. Может, это и хорошо: ведь даже когда известный оркестр играет популярные мелодии, он по-прежнему сохраняет высокий уровень исполнительского мастерства... Что касается джазовых музыкантов, то ведь никогда не было огромного количества индивидуальностей. Но подмастерья тоже нужны. Так что с одной стороны - глобализация, в том числе и в музыке, с другой - стремление найти свое лицо. Вот, скажем, музыка транс - ведь и в ней не всё "бумба-бумба-бумба", есть достаточно интересные композиции. И в современном джазе есть вещи, очень интересно сделанные. Любопытно, что если из этого джаза убрать ритм, то получится электронная музыка в стиле модерн... Тот же фьюжн, который забил нам всю душу, подается в новой обертке. Еще одна примета современности - соревнование с компьютером: он так хорошо играет, что каждый старается его переиграть, понимает, что должен сыграть еще лучше.
- Но вы всегда были в авангарде, еще в те времена, когда другие плелись в арьергарде. Как вы ощущаете себя сегодня?
- Я никогда не задумывался о том, что я "впереди планеты всей". Просто была такая потребность - делать новую музыку. И она, эта потребность, у меня осталась. Хотя пришла и избалованность оттого, что ты всё можешь сделать на компьютере. Ведь компьютер играет как оркестр. И это уводит в берлогу.
- ...А оттуда – все-таки на сцену. Вот, скажем, ваша идея спонтанной импровизации с участием художника и балерины...
- Люди тянутся к дополнительным средствам выражения своего искусства - цветовым, световым, пластическим. Когда под мою музыку пишет картины художник и танцует балерина, они отражают музыкальную линию, дополняя ее. Живопись и танец - это, как и музыка, искусство во времени. У художника есть краска, музыка отражает цвет, а когда добавляется еще и балет, возникает контрапункт. А поскольку всё это происходит спонтанно, рождается честное искусство. Сразу виден уровень человека: если плоско - то плоско, если выпукло - то выпукло. Здесь уж ничего не подправишь. А началось всё с того, что художник Алекс Крамер позвонил мне и сказал: "я пишу картины под вашу музыку". У него уже имелся подобный опыт - он рисовал во время исполнения оперы Пуччини в Германии. Когда мы с ним выступали в первый раз, он даже двигался полубалетно, и тогда у нас возникла идея о звуке в пространстве, о том, что движение - это продолжение музыкальной идеи. Так мы начали работать с балериной. Особенно интересно в паузах: то есть в музыке пауза, а танцовщица движется, пальчик может подняться, или она слегка наклонит голову - и получается экспрессия, а не провал.
- За последний месяц в вашей жизни произошли подряд два знаменательных события: вы стали лауреатом премии имени Ландау-2006, вручаемой "Мифаль ха-Паис" за достижения в области сценических искусств, в номинации "Лучший джазовый композитор". И согласились принять участие в жюри музыкального конкурса-игры "MuzOn" – совместного проекта компании orange и 9 канала, который обещает вылиться в грандиозное телевизионное шоу...
- Это было неожиданно, но приятно. Знаете, я вообще лишен каких-либо пробивных способностей, да и заниматься этим скучно... Вот кока-кола, к примеру, говорит: "купите меня, я такая хорошая!" Зато Шуберт при жизни не услышал ни одного своего произведения, так и умер непризнанным. Считали, что он пишет плохую музыку, а он был гением. Просто не умел пробиваться в жизни. Я тоже так и не научился продавать себя, и вряд ли научусь. Не говоря уже о том, что времени катастрофически не хватает: для этого нужно жить в два-три раза дольше. Я верю только в судьбу. И по иронии судьбы, только когда я ничего не пробиваю, всё получается.
- Вы написали музыку почти к семидесяти фильмам. Любите кино?
- Я не только пишу, но и преподаю музыку к кинофильмам, предлагая студентам упражнения на разные состояния. Киномузыка должна рассказать зрителю, о чем тот или иной эпизод, с точки зрения состояния - трагического, комического, гротескного, трагически-просветленного, когда еще есть надежда...
Недавно режиссер Дани Вольман, уезжая на фестиваль в Европу, попросил меня посмотреть его новый фильм, который еще не вышел на экраны, но музыка к нему уже была написана. Я посмотрел - фильм как бы интересный, но какой-то медленный и пустоватый. Танцор балета, который болен СПИДом, хочет перед смертью покурить травку, но достать ее отчего-то не может. Его мама пытается облегчить его страдания, проходит через огонь, воду и медные трубы, в конце концов достает-таки марихуану и приносит ее сыну. Он курит - и умирает. Напоминает рассказ О.Генри про больную девушку, которая верила, что умрет, как только с дерева за ее окном облетит последний лист. И когда последний лист облетел, живший по соседству художник нарисовал лист на стене противоположного дома, которую было видно из ее окна... Правда, там девушка выздоровела. В общем, посмотрел я фильм и подумал: дай-ка поиграюсь. И написал музыку, и ушел совершенно в другую сторону. А поскольку режиссер фильма отсутствовал, я на это время стал режиссером. Переосмыслил своей музыкой весь фильм. И он стал быстрее, драматичнее, глубже, экспрессивнее. Всё вдруг ожило. Дани Вольман был в шоке. В приятном шоке...
- То есть нужно быть в какой-то мере нигилистом?
- В данном случае нужно было просто понять, как нарушить шаблон, чтобы сделать материал ярче. У каждого из нас существует запасная батарейка для проявления творческой свободы. Главное - не вспоминать, что ты делал раньше. Случается, что кто-то выступил великолепно, и дальше все время вспоминает этот свой первый концерт, что он тогда делал и как себя чувствовал. И тогда батарейка выдыхается, а сам музыкант становится консерватором. Чтобы идти вперед, нужна детская бесшабашность, нужно не бояться залезть на самую высокую вершину - это прорыв. В искусстве нужно быть абсолютно свободным. Старательность всё убивает, особенно в таком искусстве, как музыка. И в таком искусстве, как кино.
- Что вам еще запомнилось из последних работ в кинематографе?
- Документальный фильм Семена Винокура о Януше Корчаке, он, кстати, недавно получил главную награду на фестивале в США. Много работаю с Константином Худяковым. Один из последних его фильмов, к которому я написал музыку - "Мишель". Точнее, я написал к нему музыку несколько лет назад, однако продюсер решил, что ее должен исполнять живой оркестр, но денег на оркестр тогда не нашлось, и фильм отправился на полку. А вот теперь всё нашлось, и картина благополучно вышла на экраны. И второй фильм Худякова - "Другая женщина, другой мужчина". Случайно встречаются мужчина и женщина, вспыхивает чувство, и это заставляет их оставить с виду благополучные семьи. Они прячутся от всего мира в провинциальной глуши и впервые в жизни испытывают счастье, о котором давно уже перестали даже мечтать. Теперь это - другая женщина и другой мужчина...
- Почти библейская история... Только там было изгнание из рая, а здесь наоборот. А как вы, кстати, относитесь к сочинениям на библейские сюжеты?
- Я им даже мюзикл хотел посвятить... Точнее, мы с Давидом Маркишем решили отметить переход в 21 век "Десятью заповедями" - музыкальной притчей о том, как человечество их не соблюдает. Как хулиганы бьют Будду; как дети не чтят своих родителей - у нас там есть сцена, как в дом престарелых мотоциклисты привозят конфеты и цветы от детей, которые сами ни разу здесь не появились, как люди создают себе кумира - рок-музыканта... Всё построено на парадоксе. Сначала я думал о мюзикле, но потом решил, что это будет кантата, или оратория с ведущим-Чертом. Ее герои - Моше, Иисус, Будда, Мохаммед. И - часы, которые остановились... Мораль сей притчи такова: Б-г дает нам шанс побаловаться немножко в этой жизни. Правда, музыка уже давно готова, а либретто еще нет, так что проект застопорился на шесть лет...
- Зато в Вильнюсе недавно триумфально прошла премьера вашей рок-оперы "Чертова невеста", точнее, премьера ее новой версии - можно сказать, шум аплодисментов до наших палестин докатился...
- Да, эту рок-оперу я написал в 1972 году, и недавно ее поставили в Литве, на празднике песни в парке Вингиса в Вильнюсе - спектакль действительно собрал около 15 тысяч зрителей всех поколений. Очень оригинально поставили: с участием не только певцов, музыкантов и танцоров, но и мотоциклистов, конников, каскадеров...
- Скучаете по Вильнюсу?
- Я часто там бываю. Приглашают выступать с концертами. Неожиданно получил орден Великого Витаутаса от президента Литвы. То есть в каком-то смысле рыцарем стал... Орден князя Витаутаса - престижная награда, его учредили в честь 500-летия Великого князя и вручают людям, имеющим заслуги перед Литвой и литовским народом. Не скрою, было приятно: оставил, значит, след в литовской истории...
- Вы давно уже вышли за рамки "джазового композитора", ваша музыка намного шире этого понятия. Вспомнить хотя бы ваши квартеты, трио, концерты для симфонического оркестра... Сложно сказать, вслед за Бобом Фоссом, что "всё это джаз"...
- А что такое "не джаз"? Сегодня всё смешалось. Так что не исключено, что всё это джаз... Ведь именно джаз дает организацию ритма для сонористической музыки.
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: