Портал ISRAland - израильские новости


22 Ноября 2024 [21 Хешвана, 5785 г.] В Иерусалиме
Взгляд: Арабо-израильский конфликт
Архив статей

Чай с беляшами

31.08.2006 | 00:59


Виктория Мартынова, "Новости недели"

В хайфской больнице «Рамбам» все еще остаются раненые военнослужащие. Некоторым из них предстоят долгие месяцы лечения. Силы в изнурительной борьбе за возвращение в строй им дают... матери погибших солдат.


...Иегудит нерешительно заглядывала в палаты. Она мельком заглядывала в лица ребят на больничных койках, смотрела на сидящих рядом матерей и все не решалась начать с кем-нибудь из них разговор. Она и сама не знала, зачем согласилась на эту поездку. Подруги позвали. Она и не представяла себе, как ей будет тяжело видеть раненых солдат. Иегудит держала в руке пакет с конфетами. «Надо подойти и отдать кому-нибудь, - думала она про себя, - ведь какие все ребята замечательные, такие красивые, светлые...». Но вслух не могла выговорить ни слова. Так она добрела до палаты, где находился самый «тяжелый» из раненых - Рома Косинский, весь перевязанный, в бинтах. На его лице она увидела точечки – от мелких осколков. И потянулась к нему. «Ты счастливый мальчик, - шептала она изумленному солдату. - Ты в такой бойне уцелел - и значит обязательно теперь будешь жить долго! Тебе повезло. И мама твоя - молодец, держится, хотя знает, что впереди еще долгие месяцы лечения, пусть у нее хватит сил помочь тебе подняться». Рома удивился. За все эти дни еще никто не говорил, что ему повезло. Ничего себе везуха: мама слезами обливается, с утра до вечера – инъекции, всевозможные лечебные процедуры, позади операции, постоянные анализы, и всему этому конца не видно... Да сможет ли он когда-нибудь встать на ноги? А Иегудит все повторяла: «Ты поправишься, и у тебя все еще будет хорошо». Чуть позже, услышав ее собственную историю, Рома поблагодарил ее и даже предложил сфотографироваться вместе. Только попросил: «Не надо со вспышкой, глаза болят!»

Год и десять месяцев назад в секторе Газы, у поселения Мораг погиб сын Иегудит, веселый и талантливый парень Миша Чижик. Вместе с ним тогда от взрыва бомбы пострадали еще пятеро. Но тем сослуживцам сына повезло, их спасли, а раны Миши оказались, как говорят медики, «несовместимыми с жизнью». Ей навсегда врезалось в память его лицо, каким она его увидела в последний раз, примчавшись на опознание: всё в черных точечках от осколков. Врач, отведя в сторону глаза, объяснил, что сын получил тяжелое ранение головы, и шансов на выживание у него не было никаких. У Иегудит до сих пор перехватывает дыхание, когда она об этом говорит. Ему только исполнился двадцать один год, и они вместе строили «планов громадьё». Все рухнуло в один момент, и ее не было рядом, когда стряслась беда. «Особенно меня мучает то, что я не могу поехать на то место, где он погиб, - признается Иегудит, - я бы хоть иногда привозила туда цветы».

До сих пор ничто не может вытеснить из ее души горькие думы. Ей нелегко общаться с людьми. Даже заботы о долгожданном внуке не дают ей забыть пережитое. Конечно, она счастлива, что у дочери родился малыш. Вот уже четыре месяца ребенку, и возится с ним в основном она, бабушка, а все равно избавиться от тяжких мыслей не удается. Но Иегудит старается держаться.

В течение целого месяца новой ливанской войны она не включала в доме телевизор. Даже когда предупредили, что обстрелы «катюшами» могут коснуться и ее родной Нетании, она отнеслась к этому совершенно спокойно. Придется спуститься в бомбоубежище, значит спустимся, потерпим. Она боялась другого: включить телевизор и увидеть на экранах юные мальчишечьи лица в траурных рамках. Она прекрасно понимала, что ни одна война не обходится без жертв, всегда есть солдаты, не вернувшиеся из боя, и слишком четко представляла себе, как выглядят современные похоронки. «Я знаю, что стоит за этими скупыми сообщениями, - говорит Иегудит сегодня. - Когда за друзьями захлопывается дверь, и человек остается наедине с горем. Я знаю, каково приходится матерям».

Заглянуть в этот ад, творящийся в душах тех, кто пережил ужасную потерю, очень страшно, но кому-то надо решиться на это, прийти, чтобы хоть немного умерить боль. В этот мир не впустят человека со стороны, - только того, кто сам пережил подобное горе. Сочувствие таких людей воспринимается с особой благодарностью. Медленно, постепенно возвращаются они к жизни, робко пытаются найти в ней радость, за которую можно зацепиться душой. Сотрудники организации помощи репатриантам в кризисных ситуациях (СЕЛА) идут с пострадавшими вместе, шаг за шагом, пытаются нащупать тропу, по которой можно выбраться к обычному существованию. Впервые, едва замеченные, они приходят на похороны. Они никому не задают раздражающих вопросов, просто становятся вместе в скорбный строй. Проходит несколько дней, потом недель, и они появляются снова, чтобы протянуть руку и помочь преодолеть отчаяние.

Потом месяц за месяцем идет кропотливая работа. Встречи, семинары, поездки. Конечно, возместить потерю и сделать дом прежним не удастся уже никогда, но пережившие горе благодаря этой поддержке постепенно вновь обретают собственную нужность и находят применение своим силам – как правило в помощи другим...

Эту странную экскурсию в хайфскую больницу «Рамбам» придумала и организовала Ирина Станиславская, тоже мать погибшего солдата. Утерянный смысл жизни и ей возвращала СЕЛА. И у нее привычный ход событий остановился на жесткой отметке. До этого все шло буднично, благополучно. Ее единственный сын Давид в боевые части не призывался, в армии был шофером, его служба считалась безопасной, и когда ему предложили подписать договор на сверхсрочную, она не воспротивилась. Собственно, ничего опасного в его задаче не было и в тот день. Командир позвонил вечером и попросил подменить приятелей, ушедших в отпуск. Ему надо было на автобусе доехать до перекрестка Голани, а там пересесть за руль грузовика. Дома в шкатулке уже лежали авиабилеты на Украину, где они готовились праздновать помолвку. Девушка, с которой он дружил с самого детства, считала дни до его приезда.

Но на перекрестке Мегидо автобус взорвали палестинские террористы. Тогда, 5 июня 2002 года, в автобусе маршрута 830 погибли 17 ребят, и она, Ирина, осталась совершенно одна.

Ей казалось, что жизнь утратила всякий смысл. «Ради чего мне жить? - спрашивала она себя, просыпаясь по ночам, - ради кого?»

Месяца через три после случившегося она впервые попала на семинар организации СЕЛА и посмотрела на тех, кто пережил беду раньше нее. Тогда Ирина поняла, что обязана вернуться к общению с людьми, хотя бы ради того, чтобы было кому вспоминать сына. «Я пришла к выводу, что душе моего мальчика будет лучше, если она сверху будет видеть, что я держусь, помогаю людям. Я в это верю. Через три месяца после его гибели я решила пойти... на водительские курсы. Он мечтал, чтобы я научилась водить машину, и я справилась с этой задачей, хотя в моем возрасте это уже не так просто». Но самое главное, Ирина старается помочь солдатским матерям и вдовам. А ведь есть еще и тяжелораненые. И им, и их родным предстоят трудные времена приспособления к новым условиям жизни, для многих - к инвалидности. И они, и их родители воспринимают это как большое несчастье. А ведь с точки зрения таких, как Иегудит и Ирина, им повезло, просто сказочно повезло!.. И им стоит услышать это от тех, кто терял близких, чтобы понять ценность жизни. Ради этого, они скинулись на скромные подарки раненым и пришли в больницу «Рамбам». Предварительно навели справки о русскоязычных парнях в отделении интенсивной терапии. Всего их пятеро - русскоговорящих женщин, разделивших одну судьбу: их родные погибли в армии или в террористических актах против израильских граждан. У Виктории Визельман муж Аркадий уцелел после теракта в отеле «Парк» и погиб полтора месяца спустя во время взрыва на рынке в Нетании. Остались без отца две девочки.

Сейчас, заходя в палаты к раненым солдатам, Вика первым делом говорила: «Спасибо вам, вы нас защищали, вы нас спасали. Это руководство армии и страны проигрывало войну, а наши солдаты в ней побеждали». Лица раненых бойцов после этих слов светлели. «Каково им сейчас, после тяжких боев и гибели товарищей слышать отовсюду, что все было напрасно и что война с Ливаном проиграна? – рассуждает она, - каково их матерям? И им очень важно услышать, что мы ценим их подвиг».

Не всех, кого намечали, они посетили в больнице. Положение одного раненого ухудшилось, начался перитонит, и его срочно забрали для повторной операции. Зато другого, наоборот, отпустили домой. Женщины при этом известии переглянулись: вот где радость выпала! Проверили адрес - и отправились навестить солдата дома. Его мама, увидев эту компанию, растрогалась, и пока шел разговор, поставила тесто на беляши. Вскоре они уже сидели за чаем, говорили о войне и ели вкусные, сочные беляши.

"Новости недели"

При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)

Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Реклама в Израиле


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп | Новости в фото | Новости за вчера
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции сайта новостей ISRA.com.
При перепечатке гиперссылка на сайт Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2024 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

последние новости США ISRA.com рейтинг Система Orphus