Не стоит удивляться нынешней вакханалии ненависти к Израилю в Туманном Альбионе, говорят немногочисленные сторонники еврейского государства в Великобритании.
Вряд ли сегодня в Западной Европе можно найти СМИ более одиозные в отношении Израиля, а пропалестинские симпатии населения более сильные, чем в Великобритании. Еще до последней войны опросы показывали, что 29% британцев симпатизировали палестинцам и только 22% – Израилю. Для сравнения во Франции, чья политика традиционно и оправданно считается проарабской, мнения разделились поровну: 38% поддерживали палестинцев, и столько же Израиль.
С началом операции ЦАХАЛа в Ливане подавляющее большинство британских СМИ развернули травлю Израиля. «Рейтер» и Би-би-си в своих репортажах доходили по фальсификации и прямого поношения Израиля, в газетах появились рисунки, напоминающие карикатуры на евреев в нацистской Германии. «Гардиан», как всегда, выступила в роли локомотива, демонизируя Израиль и призывая к его бойкоту. В самом начале войны она поместила карикатуру, где Ольмерт изображен «фокусником», распиливающим ящик в форме Ливана с истекающим кровью ребенком внутри. «Дейли телеграф» поместила два «идентичных» снимка: на одном было написано «Варшава, 1943», на другом – «Тир, 2006». Фоторепортера «Рейтер» уличили в открытом подлоге: он разбрасывал привезенные из США игрушки (предварительно поломав их) среди руин. Подача материалов Би-Би-Си являла собой практически неотредактированную копию передач ливанского телевидения. Во время программы Hard Talk на Би-Би-Си ведущий одобрительного выслушивал и поддерживал бывшего премьер-министра Ливана, заявившего, между прочим, что главная причина нынешнего конфликта – «продолжающаяся оккупация Ливана». «Би-Би-Си регулярно нарушает собственную хартию, систематически демонстрируя пропалестинскую позицию в своем освещении израильско-палестинского конфликта», - говорится в анализе службы «Би-Би-Си уотч» (BBCwatch), которая следит за объективностью подачи материала телеканалом.
Британское общество было охвачено истерией во всем, что связано с Израилем и его войной с «Хизбаллой». В стране набюдалось практически полное единодушие. Консерваторы стремились опередить в антиизраильской риторике ультралевых, и характерный пример тому – выступление депутата парламента сэра Питера Тэпселла от Тори, сравнившего действия ЦАХАЛа с «еврейским геноцидом в Варшавском гетто».
Что побуждает британское общество к столь истеричной, неадекватной и иррациональной реакции на конфликт, происходящий за тысячи километров от Туманного Альбиона? И это при одновременно почти полном безразличии к подлинным и действительно чудовищным преступлениям (как в Судане, например). Как объяснить, что страна, формально считающаяся дружественной Израилю, оказалась во власти антиизраильской паранойи? Есть ли в Британии силы и движения, способные противостоять этой волне необъяснимой враждебности? На эти вопросы лучше всего могут ответить сами британцы, а точнее – члены добровольной организации «Шотландские друзья Израиля», чей сайт (едва ли не единственный в Британии) регулярно публикует свободные от укоренившихся стереотипов и предубеждений материалы.
С просьбой ответить на вопросы я обратился к одному из организаторов сайта - Маеру Грину, и он в течение нескольких дней организовал своего рода виртуальный «круглый стол», где свое мнение высказали британцы, сочувствующие нашей стране.
Сайт организации «Шотландские друзья Израиля» (Scottish Friends of Israel) был создан в начале интифады как реакция на волну антиизраильских настроений, захлестнувшую британские и европейские СМИ. Своей целью создатели сайта называют:
- восстановление сбалансированного подхода к конфликту и противодействие мифам, полуправде и дезинформации, которые заполонили СМИ в последние годы;
- установление взаимопонимания и дружеских отношений с Израилем.
Авторы сайта (среди них – не только евреи) заявляют, что британские СМИ и политики в вопиющей форме пренебрегают принципом объективности. Творцы общественного мнения «фильтруют новости» в пользу палестинцев, преуменьшают масштабы палестинского террора, обвиняют Израиль во всех грехах и одновременно обеляют арабских лидеров (в том числе самых одиозных, как покойный Ясер Арафат), тем самым поощряя арабский экстремизм. Такой подход, утверждают члены организации «Шотландские друзья Израиля», еще больше уменьшает и без того невысокие шансы на мир.
Сайт черпает информацию из ведущих израильских («Джерузалем пост», «Гаарец», «Джерузалем рипорт», Ynet) и арабских (египетская «Аль-Ахрам», «Арабик ньюс) средств массовой информации, известных интернет-изданий («Дебка», «Аруц шева», ИМРА), еврейских газет в Великобритании («Джуиш телеграф» и «Джуиш кроникл»). На Scottish Friends of Israel представлены разделы, посвященные истории арабо-израильского конфликта, проявлениям антисемитизма, тексты соглашений и дипломатических инициатив (в частности, «Дорожная карта») и т.д.
- Как большинство шотландцев видят сегодня конфликт между евреями и арабами, - в частности, конфликт между Израилем и «Хизбаллой»?
Аннета Шоу:
- Шотландцы, как и остальные граждане Соединенного Королевства, оказались жертвами политкорректности. Читая газеты, слушая радио и смотря телевидение, средний британец поглощает изрядную порцию антиизраильской пропаганды, постоянно присутствующей в Би-Би-Си и прочих СМИ. Пропалестинские организации забрасывают прессу своими письмами, они очень активны и действуют во всех крупных городах Шотландии – прежде всего, Глазго и Эдинбурге. Они раздают листовки, петиции, побуждают людей, в массе своей совершенно несведующих в ближневосточных делах, проглатывать сочиняемую ими ложь.
Джулиан:
- С моей точки зрения, Шотландия пронизана ядовитыми антиизраильскими и антисемитскими миазмами. Они скрыты, их не видно на поверхности, но они дают знать о себе постоянно. Сегодня Шотландия – исключительно социалистическая страна лишь с одним консервативным представителем в парламенте. Население в массе своей пропалестинское, проливанское, полностью сочувствующее «Хизбалле», открыто симпатизирующее мусульманам. Много городов в Шотландии – «побратимы» палестинских городов, небезызвестный Мордехай Вануну был избран на должность ректора университета Глазго, демонстрации в поддержку палестинцев и Ливана с лозунгами «Прекратите войну!» - у нас обычное явление.
Руфус Росс, Глазго:
- Опросы показывают, что большинство шотландцев настроены пропалестински. Нельзя сказать, что они прямо поддерживают «Хизбаллу», но определенно находятся под впечатлением картин разрушенных домов и сообщений о гибели мирных ливанцев. При этом о причинах действий Израиля им сообщается вскользь и очень туманно.
- Как объяснить столь агрессивное отношение британских СМИ к Израилю в ближневосточном конфликте?
Аннета Шоу:
- Существенным фактором здесь является страх перед собственными мусульманами - гражданами страны. Опасения, что антиарабская позиция подтолкнет местных мусульман к антигосударственным действиям, спровоцирует экстремизм (не будем забывать про угрозы в адрес Би-Би-Си). К этому надо добавить разнузданную пропаганду собственно мусульманских общин и наши нелепые, беззубые законы, позволяющие им говорить все, что заблагорассудится. Они пользуются этим, третируя несогласных и, к примеру, угрожая обезглавить тех, кто поддерживает публикацию карикатур на пророка Мохаммеда.
Джулиан:
- С моей точки зрения, речь идет об антисемитизме в самых различных формах и проявлениях. Левые ненавидят Израиль, правые - евреев. Многие журналисты являются членами различных организаций и союзов с явно выраженными пропалестинскими взглядами, и это не может не отражаться на их репортажах. Кроме того, левые выступают единым фронтом с мусульманами. И тех, и других объединяет идеология, в основе которой – антиизраилизм, антисемитизм и ненависть к Америке.
Алан Пайкер:
- Антиизраильские настроения распространены, главным образом, среди интеллигенции страны, которая практически полностью сосредоточена на «левом фланге» и чьи воззрения отличаются только некоторыми вариациями. Все они в массе своей враждебны к США. Поскольку Израиль рассматривается как союзник Америки, он также автоматически превращается во врага. Второй фактор – уже впитанный в плоть и кровь «антиимпериалистический рефлекс». Израиль воспринимается, как порождение рухнувшей Британской империи и новой американской гегемонии. Арабы вообще и палестинцы, в частности, видятся как жертвы этих империй. Это отношение распространяется на ислам в целом, хотя сегодня это наиболее реакционная и ретроградная сила в мире.
Руфус Росс, Глазго:
- Сразу же после начала конфликта «Хизбалла» начала распространять на телевидении картины разрушений, в то время как израильские представители выступали с запозданием, отстаивали свою позицию вяло, да во многих случаях - еще и на плохом английском. Первое впечатление осталось в памяти и сформировало последующее отношение к конфликту, который стал рассматриваться как израильская экспансия. Нанесенный ущерб так и не был исправлен.
Мэри Дивайн:
- Нефть и страх перед террором – вот причины. Общепринятый подход сводится к следующему тезису: если мы будем хвалить ислам, они не будут нас ненавидеть.
- Имеют ли британцы хотя бы поверхностное представление о корнях нынешнего конфликта и роли в нем Ирана и Сирии?
Аннета Шоу:
- Нет. В массе своей они очень плохо информированы и все сведения черпают из тех же СМИ.
Джулиан:
- Я полагаю, многие из тех, кто сколько-нибудь интересуется политикой, знают о роли Ирана и Сирии, но они по-прежнему видят арабов и мусульман вообще - как «жертв империализма, колониализма, неоконсерватизма, сионизма и американских капиталистов».
Руфус Росс:
- На мой взгляд, подавляющее большинство не осознает эту роль.
Мэри Дивайн:
- АБСОЛЮТНО не имеют. Всеобщие симпатии полностью на стороне палестинцев и их «правого» дела.
- Как вы объясните враждебность к Израилю не только леволиберальных кругов, но и протестантских церквей, в том числе Пресвитерианской, некогда дружественной Израилю? Чем объяснить отсутствие влиятельных религиозных движений, типа евангелистов в США?
Аннета Шоу:
- Часть проблемы лежит в сути христианской доктрины – это «теология замещения». Согласно ей, христиане являются Новым Израилем и сменят евреев в роли «избранного народа Божьего». Но многие прихожане церкви не согласны с ее лидерами в их политике в отношении Израиля. Евангелические направления протестантских церквей занимают очень произраильскую позицию. Я принадлежу к одному из них. (Отмечу, кстати, что и в Римско-католической церкви есть различные течения.) Но в целом евангелическое движение у нас не получило влияния. Евангелисты остаются на периферии общества, СМИ их попросту игнорируют. Проблема в том, что многие евангелисты сами не хотят увязывать вопросы политики с верой и моралью. Я знаю, что большинство из них предпочитают избегать «недостойных дебатов» и остаются в тени.
Джулиан:
- На мой взгляд, главы протестантских церквей предпочитают идентифицироваться с арабами-христианами на Ближнем Востоке, а те, в свою очередь, идентифицируются с арабским миром, а не с Западом.
Алан Пайкер:
- Протестантизм в Европе, как и христианство в целом, переживает глубокий кризис. Число его приверженцев и влияние неуклонно уменьшается. В Британии это можно почувствовать наиболее отчетливо. Чтобы соответствовать «духу времени» и привлечь паству, главы церквей пытаются скорректировать свои воззрения под догмы светских интеллектуалов. Они перенимают их взгляды, в том числе - и враждебность к Израилю.
Мэри Дивайн:
- Им удобно представлять себя сторонниками «правого дела» и не замечать зло, скрывающееся за ним.
- Есть ли в Великобритании (и в Западной Европе в целом) силы, способные противостоять культу мультикультурализма, глобализации и политкорректности?
Аннета Шоу:
- Очень мало, а те, что есть, считаются экстремистскими, и их можно игнорировать. Простые же люди в массе своей не поддерживают те идеи, о которых вы пишете, но им нечего противопоставить этому. Британское общество в массе своей крайне самодовольно и не желает никаких перемен.
Джулиан:
- Да, такие силы есть, но они еще более враждебны Израилю. Это альянс между крайне левыми и мусульманами.
Мэри Дивайн:
- Единственные, кто выступает в поддержку ИСТИНЫ и поддерживают Израиль и еврейский народ – это верующие христиане, те, кто верят в Бога Авраама, Исаака и Якова, а не в Аллаха, которому готовы поклоняться сегодня многие псевдо-христиане. Но истинных христиан мало. У европейцев сегодня нет потребности в вере. Более того, соблюдение и отстаивание христианских взглядов считается расистским и «не политкорректным». На смену Британии как богобоязненной нации пришло мультикультурное, светское общество, где во главу угла поставлено свое собственное эго.
- Видите ли вы исключительно рациональные мотивы за столь негативным отношением политической элиты Западной Европы к Израилю (как зависимость от арабской нефти, например) или иррациональные также?
Аннета Шоу:
- Есть рациональные моменты, но не думаю, что они доминирующие. Существуют несколько факторов. Один из них - страх перед мусульманами. Я бы выслала из страны всех людей, подозреваемых в террористической деятельности, без права на апелляцию и возможности возвращения сюда. Это нашло бы, кстати, поддержку в самой мусульманской общине. Многие мусульмане негласно признают, что экстремистские группировки, действующие от их имени, не отражают их взгляды. Некоторые даже создают собственные движения, поскольку не хотят, чтобы их дети попали в сети экстремистов. Другая причина – пацифизм, левые взгляды и воинствующие антихристианские настроения. Эта категория населения очень активно стремится сделать все, чтобы вычеркнуть любые проявления христианства из повседневной жизни. Союз мусульман и «ниспровергателей» христианства породили требования, что мы не должны писать на рождественских открытках «Merry Christmas» и должны убрать любое изображение свиньи в общественных местах, поскольку это «обижает мусульман». Раньше это никого не смущало, хотя евреи также не едят свинину.
Джулиан:
- Это смесь зависимости от нефти, антисемитизма, страха перед исламским террором и ближневосточными режимами.
Алан Пайкер:
- На мой взгляд, главный фактор – традиционный антисемитизм, хотя это и категорически отрицается. Происходит подмена понятий. Израиль подменяет евреев как источник мирового зла, он наделяется негативными чертами, которыми раньше наделялись евреи. Эти предрассудки заложены очень глубоко в культуре. После Катастрофы они были загнаны в глубины подсознания и до последнего времени находились там в латентном состоянии.
Мэри Дивайн:
- Антисемитизм насаждался церковью на протяжении столетий. Эти предубеждения столь глубоки, что перебороть их очень трудно. Нужно взглянуть правде в глаза, и только это даст шанс изменить будущее. Но мы зависим от арабской нефти, и взглянуть правде в глаза - означает для нас поступиться своим комфортом и благополучием. Поэтому, как это ни грустно констатировать, но арабы, по сути, подчинили себе Европу. Этот процесс окончательно сформировался в 1973 году, когда европейцы приняли арабские условия, чтобы избежать эмбарго. Так возникла Евроарабия.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)