11 сентября, в пятую годовщину самых масштабных терактов в истории США и, пожалуй, всего мира, интернет-сайт Al-Sahab, ассоциируемый с "Аль-Каидой", опубликовал видеосюжет, где Айман аз-Зауахири угрожает проведением терактов в Израиле.
Известно, что выступления аз-Зауахири обычно носят программный характер. В своем ежегодном обращении к телеаудитории руководство "Аль-Каиды" (аз-Зауахири считается вторым человеком в этой организации, ее мозгом) объявляет свои цели, и, при всей их восточной напыщенности и риторике, они очерчиваются более чем конкретно, исходя из расклада сил в мире и оперативных возможностей организации. Поэтому, несмотря на неизменные задачи ("борьба с альянсом сионистов и крестоносцев"), объекты нападения выбираются отнюдь не случайно. В данном случае аз-Зауахири определил два ключевых направления: страны Персидского залива и Израиль.
Если мы более пристально всмотримся в цели группировки, то увидим, что их выбор происходит по двум критериям. Первый критерий – значимость той или иной страны в планах "Аль-Каиды", второй – ее уязвимость. Изначально главным объектом организации бин-Ладена были ближневосточные режимы. Ставка делалась на то, что США, желая отомстить за теракты, атакуют арабские страны, это вызовет взрыв антиамериканской ненависти, и острие ее будет направлено прежде всего на местных прозападных правителей. Израиль первоначально не занимал ведущего места в тактических планах группировки. Ему доставался "почетный" статус самого ненавистного врага, но вместе с тем еврейское государство выглядело слишком крепким орешком для первичного натиска.
Главный удар "Аль-Каиды" был направлен на более уязвимых, с ее точки зрения, противников. Однако расчеты не оправдали себя в полной мере. Серия терактов в Саудовской Аравии в 2002-2003 годах не подорвала режим, Хусни Мубарак также проявил достаточную устойчивость. Одновременно Индия и Россия, ставшие объектами атак воинствующего ислама, сумели стабилизировать ситуацию в Кашмире и на Кавказе.
После свержения Саддама Хусейна в Ираке "Аль-Каида" сделала ставку на дестабилизацию этой страны с тем, чтобы вынудить США и их союзников ретироваться оттуда с позором. Эта тактика оказалась в какой-то мере успешной. С одной стороны, терактами в Мадриде группировка сломила волю испанцев и заставила их принять ее условия. С другой, США проявили больше воли и настойчивости, чем этого ожидали исламские радикалы. Тони Блэр, несмотря на оказываемое на него давление изнутри и снаружи (со стороны стран ЕС), не вывел войска из Ирака. Это привело к внутреннему конфликту в группировке. Ликвидированный американцами в прошлом году глава "месопотамского" отделения "Аль-Каиды" Абу-Мусаб аз-Заркауи взял курс на стравливание суннитов и шиитов в Ираке – тактика, судя по всему, не вполне отвечавшая интересам и взглядам аз-Зауахири. В своем обращении к Заркауи в прошлом году он призывал направить удар не только на Ирак, но и на соседние с ним государства (прежде всего имелась в виду Иордания), где активно действуют фундаменталистские группы, а также на укрепление позиций "Аль-Каиды" в Ливане и в ПА. На следующей стадии, после дестабилизации режимов в этих государствах, подчеркивал он, придет черед Израиля. Заркауи, хотя и делал ставку на межрелигиозную войну в Ираке, в принципе был согласен со своим наставников. "Разделительная стена почувствует всю мощь моджахедов, - провозглашал он в 2005 году. - После удара по Иордании мы уже в самом скором времени сможем поразить еврейские цели в Израиле".
Одновременно Израиль из неприступной крепости все больше превращался в наиболее удобный объект для атак. Три обстоятельства способствовали этому. Во-первых, антиизраильский психоз Ахмадинеджада (а Осама бин-Ладен и аз-Зауахири не могли не соглашаться с настроениями масс в мусульманском мире; в конце концов, речь идет о своего рода "здоровой конкуренции" между двумя радикальными течениями ислама, и ни одно из них не может уступить пальму первенства другому в том, что касается нагнетания ненависти к "сионистам"). Второе – растущее ощущение слабости Израиля, которое превращало его в лакомый кусочек для террористов всех мастей. Наш уход из Газы и Северной Самарии, а вслед за тем вялые, неуклюжие, неэффективные действия некогда грозного ЦАХАЛа резко усилили это впечатление. И наконец оперативное пространство, которое открывалось в связи со всем этим для "Аль-Каиды".
Еще до ухода Израиля из Газы данная группировка прилагала серьезные усилия к тому, чтобы закрепиться в секторе и в Ливане. Первые сообщения о проникновении "Аль-Каиды" в Газу появились четыре года назад. В феврале 2002 года бывший глава военной разведки (АМАН) генерал-майор Аарон Зэеви-Фаркаш сообщил о появлении боевиков "Аль-Каиды" в Ливане и их попытках просочиться в Газу через Рафиах. Эти данные были подтверждены западными спецслужбами. Германская газета "Вельт" сообщила, что создание ячеек "Аль-Каиды" на "территориях" финансируется Саудовской Аравией. Спецслужбы королевства, согласно данным газеты, предлагали каждому боевику "Аль-Каиды" по 5 тысяч долларов за "работу" в Газе и на Западном берегу. Власти ПА во главе с Арафатом были прекрасно осведомлены о происходящем, но закрывали глаза на инфильтрацию "Аль-Каиды" во имя главной цели – максимального ослабления Израиля. Более того, по данным спецслужб, деликатный вопрос отношений с "Аль-Каидой" в ПА курировал не кто иной как бывший глава палестинской контрразведки в Газе Мохаммед Дахлан.
После размежевания деятельность "Аль-Каиды" в секторе получила новый импульс, а победа ХАМАСа на выборах открыла группировке небывалый простор для внедрения сюда своей агентурной сети.
Тогда же эта организация начала сжимать кольцо вокруг "сионистского образования". В октябре 2004 года "Аль-Каида" совершает теракт в Табе, жертвами которого становятся израильские туристы. За этим следует масштабный теракт в Шарм аш-Шейхе в июле 2005 года. В августе того же года террористы обстреливают Акабу. В октябре иорданские спецслужбы получают в свое распоряжение документы, доказывающие намерение аз-Заркауи создать исламское государство на месте Хашимитского королевства. В ноябре "Аль-Каида" взрывает три престижных отеля в Иордании. Иордания, Синайский полуостров и Газа становятся ареной деятельности боевиков "Аль-Каиды". Угроза израильским туристам на Синае превращается в постоянную головную боль отечественных спецслужб.
Одновременно группировка все больше укреплялась в Ливане. Процесс сближения с "Хизбаллой" начался в 2002 году, когда "Аль-Каида" при ее содействии создала в Ливане свою дочернюю организацию "Усват аль-Ансар" ("Партизанская лига"). Штаб-квартира "лиги" располагалась в лагере беженцев Айн-Хильве рядом с Сидоном, и действовала под прикрытием "Хизбаллы". В том же году в отеле "Карлтон" в Бейруте "Усват аль-Ансар" и "Хизбалла" провели совместную конференцию, посвященную "освобождению "Аль-Кудса", в которой приняли участие Насралла, представители Ирана и один из главарей ХАМАСа Муса абу-Марзук. В совместном коммюнике говорилось, что отныне ведущие суннитские и шиитские группировки будут координировать свои усилия в борьбе против США и "их пособников".
Это ни для кого не стало сюрпризом. Незадолго до того ЦРУ уже знало: взрывы американских посольств в странах Восточной Африки в 1998 году – результат "плодотворного сотрудничества" обеих группировок. Задержанный американскими спецслужбами активист "Аль-Каиды" Али Мохаммед сообщил, что организовал "встречу в верхах" в Судане между Осамой бин-Ладеном и "рыцарем смерти" Имадом Мугние из "Хизбаллы", на счету которого убийство 241 американского пехотинца в Бейруте и множество других терактов. Авторитетный британский военный журнал "Jane's" писал в то время: "Теракты в США – также результат совместной работы Мугние и "египетского доктора" Аймана аз-Зауахири - правой руки бин-Ладена".
Несмотря на межрелигиозные столкновения в Ираке, спровоцированные аль-Заркауи, сотрудничество между Ираном и "Хизбаллой" - с одной стороны, и "Аль-Каидой" - с другой, продолжалось. Аарон Зэеви-Фаркаш не скрывал своей обеспокоенности. "Пока еще не мы являемся главным объектом "Аль-Каиды", но все больше выдвигаемся на ведущее место в списке ее целей", - сказал он незадолго до ухода с занимаемого им поста.
Характерно, что существенную помощь "Аль-Каиде" оказывает сирийский режим. Башар Асад избрал в отношении радикального ислама весьма удобную для себя политику. Дабы отвратить от себя "воителей джихада", он начал покровительствовать им - как в Ираке, так и в Ливане. Алавитские "еретики" поощряли моджахедов внутри страны и в Ливане отправляться на "священную войну" в Ираке, и одновременно помогали "Аль-Каиде" создавать инфраструктуру в Ливане. Свою деятельность на этом поприще сирийцы согласовывали с покойным аз-Заркауи и действовали при его поддержке. Набор рекрутов ведется, главным образом, среди палестинских беженцев в Ливане и в самой Сирии. Столь тесное сотрудничество "Аль-Каиды" с сирийским режимом сулит многочисленные неприятности Израилю в свете участившихся сообщений о планах Дамаска создать собственное "движение для освобождения Голан" - по образу и подобию "Хизбаллы".
Недавняя декларация аз-Зауахири – слишком явное доказательство того, что Израиль занимает первоочередное место в планах его террористической организации. На юге – под прикрытием правительства ХАМАСа, и на севере - при содействии "Хизбаллы" и Сирии, "Аль-Каида" будет усиливать свои позиции и, скорее всего, попытается осуществить диверсию в Израиле. Насколько отечественные спецслужбы готовы к такому развитию событий? Насколько они способны нейтрализовать угрозу, исходящую от сети международного исламского террора? Ближайшее будущее даст ответ на этот вопрос.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)