Новые приключения шейха Насраллы
17.09.2006 | 23:56
Ксения Светлова, "Новости недели"
Хасану Насралле не нравится британский премьер Тони Блэр. Судя по всему, Блэр раздражает лидера "Хизбаллы" настолько, что бородатый шейх не может находиться с ним не только в одной комнате, но даже в одной стране.
Иначе чем можно объяснить тот факт, что Насралла столь близко к сердцу принял визит британского премьер-министра в Страну кедров?
"Блэр ничего не сделал для того чтобы остановить израильскую военную машину. Таким образом, он также причастен к убийствам и разрухе", - заявил Насралла в интервью телеканалу "Аль-Джазира". Визит Блэра в Ливан потряс Насраллу настолько, что это даже поколебало его веру в людей, в частности в Фуада Синьору, главу правительства Ливана, и прочих ливанских политиков. "Даже израильские СМИ относятся к национальным интересам Ливана и к целям "Хизбаллы" с большим пониманием, чем наши собственные политики, - с горечью заявил Насралла и добавил: - Неужели у ливанских политиков нет ни совести, ни сердца, ни рассудка? Если Блэра пригласил в Ливан Фуад Синьора, это настоящая национальная катастрофа".
Не исключено, что Насралла действительно весьма критически настроен по отношению к Тони Блэру и той роли, которую сыграла его страна в недавней войне в Ливане. Однако гораздо более вероятно, что Насралла просто ловко манипулирует общественным мнением в стране, которое сегодня однозначно не в пользу США и Великобритании, и пытается на сей раз восстановить ливанцев не только против "большого и малого шайтана", но и против лояльного по отношению к Западу ливанского правительства.
Если до последнего времени лидеры "Хизбаллы" были крайне осторожны, критикуя правительство и неустанно призывая к "укреплению духа национального единства", то по окончании войны ситуация в Ливане изменилась коренным образом. Сегодня Хасан Насралла может позволить себе открыто критиковать Фуада Синьору, так как за его спиной стоят уже не только ливанские шииты, а весь арабский и исламский мир, который так активно поддерживал "Хизбаллу" во время войны.
На данный момент Насралла, "мужественно" признавший свой просчет, который привел к гибели тысячи ливанцев и разрушению инфраструктуры Южного Ливана, считается чуть ли не единственным подлинным защитником интересов жителей Страны кедров. На него теперь с надеждой глядят все мусульмане, ведь он проявил себя, по их мнению, подлинным патриотом Ливана. Вот человек, который держит свое слово!..
Несмотря на то, что именно действия "Хизбаллы" привели к столь острой и жесткой израильской реакции, не ливанское правительство, а именно эта организация занимается сегодня выплатой компенсаций жителям Южного Ливана и Южного Бейрута. Таким образом, репутация Хасана Насраллы в глазах его традиционных сторонников лишь улучшилась, тогда как правительство Фуада Синьоры воспринимается как недееспособное и нечувствительное к нуждам простого народа. На взгляд политиков от "Хизбаллы", назрела острая необходимость в изменении государственного порядка в стране, так как шииты, которые уже давным-давно стали самым крупным в стране меньшинством, намереваются играть более существенную роль в парламенте и в правительстве (в соответствии с конфессиональной системой, принятой в Ливане, президентом страны может быть только христианин-маронит, премьером – мусульманин-суннит, тогда как шиитам отдана должность спикера парламента).
До сих пор, пока Ливан был поглощен другими заботами – избавлением от сирийского военного присутствия, "кедровой революцией" и расследованием обстоятельств убийства бывшего премьера Рафика аль-Харири, - "Хизбалла" не осмеливалась во всеуслышание критиковать прозападную политику правительства, несмотря на то, что разногласия по поводу отношений с США между покойным Харири и Насраллой были общеизвестным фактом. Но война в Ливане расставила все точки над i. В ходе этой войны все позиции предельно прояснились, и каждый занял естественную для него сторону - президент Эмиль Лахуд + "Хизбалла" – на стороне Сирии и Ирана, премьер Синьора + самый крупный парламентский блок "Аль-Мустакбаль", во главе которого стоит сын Рафика аль-Харири, Саад ад-Дин, – на стороне Запада, против "Хизбаллы" и Башара Асада.
За последние дни напряженность в отношениях между премьером и министрами от "Хизбаллы" достигла своего апогея. Отражение этого факта можно найти и в ливанской прессе, и в телевизионных интервью той и другой стороны. А рядовые ливанцы, понимая, что они живут в стране, где хрупкое равновесие может быть нарушено в любой день, более всего опасаются, что это противостояние в конечном счете выльется в еще одну гражданскую войну. Само собой разумеется, что от критики в адрес Фуада Синьоры до победы на парламентских выборах или попытки государственного переворота (что гораздо менее вероятно) еще далеко. И все же опросы общественного мнения в Ливане показывают, что поддержка "Хизбаллы" и ее политики после окончания войны с Израилем продолжает расти. А соседи Ливана по региону, и прежде всего еврейское государство, с тревогой продолжают следить за тем, как ближневосточная Швейцария постепенно превращается в хизбаллаленд....
Арабески
Рукописи не горят
За последние три года жизнь в иракской столице изменилась до неузнаваемости. При диктаторе Саддаме уровень преступности и криминала в Багдаде стремился к нулю, сегодня же после наступления темноты мало кто из жителей города тысячи и одной ночи осмеливается выйти на улицу. Багдадцы говорят, что если бы легендарный халиф Гарун аль-Рашид жил в эти дни, то и он не рискнул бы выйти из своего дворца без дюжины до зубов вооруженных охранников. Теракты сотрясают улицы столицы по несколько раз в день, а убийства на этнической и религиозной почве стали уже кровавой рутиной. На прошлой неделе иракская полиция, отчаявшаяся навести порядок в Багдаде, ввела по пятницам комендантский час в центре города, с тем чтобы предотвратить столкновения между шиитами и суннитами после совершения пятничного намаза. В знак протеста против введения комендантского часа в единственный свободный день недели иракские книготорговцы и писатели устроили книжное аутодафе и сожгли сотни книг напротив здания генштаба полиции. "Они должны найти другие пути для решения проблем, связанных с безопасностью, - заявил один из демонстрантов. - Закрыть центр Багдада по пятницам – это значит задушить культурную жизнь города, положить конец многовековым традициям. Багдад никогда не будет прежним, если иракцы не смогут наслаждаться своим городами и своим культурным богатством".
Солдаты Аллаха против кинематографа
Исламская революция в Сомали – свершившийся факт. Ислам всегда был доминирующей религией в этой африканской стране, однако те, кто задает сегодня тон в Могадишо, напоминают скорее афганских талибов, чем соседних толерантных правителей Камеруна и Джибути. Разобравшись с противниками исламской революции, сомалийские исламисты пошли по стопам своих предшественников в Иране и Афганистане. В ходе рейда по кинотеатрам сомалийской столицы было арестовано множество зрителей, а фильмы и оборудование конфискованы. Рейд был совершен в пятницу вечером, когда кинозалы были битком набиты людьми, пытающимся поддерживать нормальный образ жизни, несмотря на катаклизмы, происходящие в стране. Отныне просмотр любой кинопродукции в Сомали запрещен. Еще один закон, введенный исламистами на этой неделе, – запрет на движение транспорта во время молитв. Нарушители будет подвергнуты жестокому наказанию и заплатят высокий штраф.
А вот в мусульманском Татарстане не только не запрещают просмотр кинофильмов, но и устраивают кинофестивали, посвященные темам ислама и жизни мусульман в различных странах. В эти дни в Казани проходит Второй международный фестиваль мусульманского кино "Золотой минбар" (минбар – трибуна с которой в пятницу произносится проповедь в мечети). Девиз этого фестиваля – веротерпимость и политкорректность. На суд зрителей будет представлено около 70 игровых, документальных и анимационных фильмов. Фестиваль, как заявлено в его программе, "организован с целью показа творческих работ кинематографистов-мусульман, создания объективного представления в российском и мировом сообществе о мусульманах, популяризации общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и культурных традиций ислама".
Одной из лучших конкурсных работ, по оценкам отборочной комиссии, является "Дорога в Гуантанамо" - ритмичная и напряженная картина, выражающая жесткий авторский взгляд на двойные стандарты в трактовке свободы и демократии. Ее создатель - обладатель многочисленных международных наград, известный английский режиссер Майкл Винтерботтом приедет на фестиваль. Вне программы на открытии фестиваля будет показан голландский фильм "Рай сейчас", а закроет "Золотой минбар-2006" фильм Андрея Кончаловского "Бремя власти. Гейдар Алиев".
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: