Крокодил не ловится, не растет кокос...
25.09.2006 | 00:28
Александр Майстровой, "Новости недели"
Израильские руководители пытаются поддержать "умеренные силы" в ПА, а поддерживают в результате Сирию.
"Палестинское правительство находится в состоянии клинической смерти". Это определение принадлежит палестинской газете "Аль-Айям". Все, что связано с тремя главными условиями "квартета" в отношении Израиля (признание еврейского государства, прекращение террора и принятие уже подписанных соглашений) вызывает неприятие ХАМАСа и сужает пространство для маневра Абу-Мазену.
Главари ХАМАСа позволяют себе почти открыто издеваться над ним, заявляя, что не примут ни договоренностей с Израилем, ни даже саудовской инициативы. И все это в деликатный момент, когда глава автономии отправляется в США.
"Продать" такое правительство европейцам еще возможно, но в Белом доме хотят большей ясности. Американцы предпочитают знать, на каких именно принципах оно будет основываться, а Абу-Мазен и сам затрудняется объяснить это. США хотя и стремятся создать впечатление некого продвижения ближневосточного урегулирования, чтобы чуть-чуть ублажить европейских и арабских союзников в преддверии надвигающегося конфликта с Ираном, все же хотели бы добиться от палестинцев хотя бы формального признания Израиля. Однако поскольку лидеры ХАМАСа заявляют, что готовы обсуждать прежние соглашения с Израилем, но не готовы соблюдать их и тем более не готовы признавать право Израиля на существование, единственное, что остается Абу-Мазену, это, словно нерадивому школьнику, выслушивать раздраженные наставления американских дипломатов.
В результате Махмуд Аббас устами своего советника по связям с прессой объявил, что создание правительства национального единства заморожено. Дальше в ход пошли, как обычно бывает в таких случаях, кнут и пряник. Кнут в данном случае означает угрозу досрочных выборов и демонстрацию силы. В конце прошлой недели, после сравнительно длительного затишья, возобновились столкновения в Газе. Разгневанная палестинская толпа окружила Исмаила Ханию в момент, когда он прибыл в парламент. "Трудящиеся" вышли к площади с четырех сторон и попытались отрезать Хании вход в парламент. Формально это была спонтанная демонстрация протеста безработных, однако, как всегда бывает в таких случаях, кто-то позаботился о том, чтобы протесты состоялись в нужном месте и в нужное время. Кто именно - нетрудно догадаться. Отчаявшиеся безработные столь яростно напирали на своего премьера, что его телохранители были вынуждены палить в воздух, при этом одна из представительниц "трудящихся масс" получила ранения. Как выяснилось, то была одна из активисток ФАТХа. После этого кортеж, в котором ехал Хания, оказался в осаде негодующих представительниц прекрасного пола, которые явно не имели отношения к ХАМАСу и обвиняли своего премьера и его сторонников в неверности ...исламским принципам.
Одновременно со спонтанными протестами руководство ФАТХа потребовало немедленного проведения досрочных выборов. "Палестинцы страдают от хаоса, отсутствия порядка и законности. Такая ситуация не может продолжаться", - говорится в заявлении ФАТХа. Далее предлагается провести досрочные выборы: "Мы настаиваем, чтобы президент Аббас пошел на решительные меры и положил конец нашей изоляции на международной арене".
Это не пустые угрозы. Популярность ХАМАСа продолжает падать, и прежнее правительство ПА, коррумпированное и продажное, выглядит в ситуации нарастающей нищеты и анархии уже не столь жалким и отвратительным, как прежде. "Хания и Абу-Мазен идут дышло в дышло, и идея правительства национального единства уже не столь привлекательна сегодня для ФАТХа", - заявил депутат Палестинского законодательного совета Азам Ахмед.
Параллельно с угрозами Абу-Мазен пытается "достучаться" до главарей ХАМАСа. Поскольку Исмаил Хания определяет свою позицию лишь в той мере, в какой ему позволяют это делать его коллеги из Дамаска, Махмуд Аббас стремится найти общий язык с Халедом Машалем и Абу-Марзуком. С этой целью он на прошлой неделе отправил в сирийскую столицу своего бывшего премьера Ахмеда Куреи (Абу-Алу), а также обратился к египтянам с просьбой, дабы и они помогли ему в этой непростой миссии. "Все понимают, что в конечном счете решения (относительно правительства национального единства и освобождения Гилада Шалита) будут приниматься Машалем", - признал источник в окружении Абу-Мазена.
При этом, впрочем, все прекрасно понимают, что и Машаль, в свою очередь, не последняя инстанция в этой иерархической цепочке. Все дороги, как и прежде, ведут в Дамаск, а Башар Асад вовсе не склонен "давать миру шанс". Особенно теперь, после ливанской компании, когда он, раздуваясь от гордости, поминутно заявляет о своей причастности к "победе" "Хизбаллы" и регулярно грозится силой отобрать у "сионистов" Голанские высоты.
В конце прошлой недели министр пропаганды Сирии Мохсен Билаль заявил в интервью египетской газете "Аль-Ахрам аль-араби", что его страна не будет ждать слишком долго, чтобы вернуть себе Голаны. "Сирийский народ ждет исполнения резолюции СБ ООН уже около 40 лет, и у него начинает истощаться терпение. Прошло 16 лет, но никаких результатов не достигнуто", - заявил он, касаясь обещания Джорджа Буша-отца покойному Хафезу Асаду следовать формуле "территории в обмен на мир" (обещания, которые со временем стали называть "мадридским принципом"). Билаль почти слово в слово повторил недвусмысленные предупреждения своего босса, сделанные сразу после завершения военных действий в Ливане.
И у сирийцев есть основания полагать, что разговор с Израилем вполне можно вести на языке силы. Все шаги, которые предпринимает или собирается предпринять израильское правительство, в арабском мире трактуют как свидетельство слабости, и делают соответствующие выводы. Страстное желание уйти как можно быстрее, причем без всякой компенсации, из Иудеи и Самарии, неудачная, мягко говоря, война в Ливане, сообщения о готовности выпустить в обмен на двух похищенных военнослужащих террориста Кунтара, который стал символом чудовищной жесткости для израильтян и героем для арабов, слова Хосни Мубарака о том, что Ольмерт согласен освободить "армию палестинцев" за Гилада Шалита, -все это в глазах Дамаска является подтверждением безволия и слабодушия нынешнего израильского правительства. Масла в огонь сирийской непреклонности подлили, судя по всему, и колебания Ольмерта в отношении Хар-Дов.
Как известно, "Хизбалла" с самого начала оправдывала свои вылазки и провокации тем, что Израиль удерживает "исконно ливанскую территорию" - гору Хар-Дов (или фермы Шебаа). Насралла декларировал: пока не будут освобождены "ливанские узники и фермы Шебаа", его группировка не прекратит "священную войну". Любому в этой ситуации ясно, что передача "Хизбалле" Хар-Дов, да еще и вместе с Кунтаром, для арабов будет означать, что Израиль признает свое поражение. Признает юридически. Это будет означать, что цель достигнута - "ливанская земля отвоевана у сионистов ". Лучшего подарка Насралле не придумаешь.
Трудно представить, что в Иерусалиме способны даже обсуждать такой шаг, настолько он выглядит безумным. Однако, по поступающим сообщениям, Эхуд Ольмерт ...готов.
Выходящая в Лондоне газета "Аль-Хайят", сославшись на источники в правительстве Ливана, сообщила, что израильский премьер не исключает передачи Хар-Дов Ливану. По утверждению газеты, проинформировал об этом ливанское правительство неделю назад во время визита в Бейрут премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Блэр рассказал, что в Иерусалиме беседовал с Ольмертом и тот выразил готовность приступить к обсуждению проблемы после того как будут освобождены двое захваченных "Хизбаллой" военнослужащих ЦАХАЛа.
Сомнительно, что речь идет о газетной утке. Как правило, "Аль-Хайят" опирается на достаточно проверенные и надежные дипломатические источники. Кроме того, обращают на себя внимание положительные оценки политики Ольмерта со стороны Брюсселя. Европейцы указывают, что в первые две недели войны израильский премьер отказывался обсуждать вопрос о возвращении Хар-Дов Ливану. То же самое он сказал незадолго до голосования по резолюции СБ ООН №1701 помощнику госсекретаря США Дэвиду Уолшу. Но уже 30 августа, принимая генерального секретаря ООН Кофи Аннана в Иерусалиме, Ольмерт заявил, что готов взвесить все обстоятельства. При этом он подчеркнул, что сначала Аннан должен выяснить позицию Сирии по данному вопросу.
Предполагается, что если Израиль согласится передать Хар-Дов Ливану, на "Хизбаллу" будет оказано давление с целью вынудить эту организацию разоружиться.
Кто же будет оказывать давление на "Хизбаллу"? Кофи Аннан, ручкавшийся с Насраллой и осуждавший Израиль за его "непропорциональную реакцию"? Жак Ширак? Романо Проди, взявший на себя роль главного миротворца в Южном Ливане?
Этот вопрос остается без ответа. Зато есть ответ на другой вопрос - как это воспримет Сирия. Сирия воспримет это однозначно: сионистский враг находится во власти страха, полностью деморализован и готов на какие угодно уступки ради временного спокойствия. А из этого следуют два вывода. Во-первых, надо дать карт-бланш Халеду Машалю и торпедировать все попытки урегулирования. Во-вторых, пора переходить к силовым методам в борьбе за Голанские высоты. Действуя если не напрямую, то путем создания двойников "Хизбаллы". И, как мы знаем, идея эта уже воплощается в жизнь.
Возможно, Ольмерт и его правительство и хотят поддержать так называемых прагматиков в ПА. Хотя бы для того, чтобы не навредить США. Но пока результаты их усилий прямо противоположны желаемым. Хотели как лучше. А получается, увы, как всегда...
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: