Ольмерт: это была победа!
25.09.2006 | 00:44
Георг Мордель, «Новости недели»
Интервью, данное главой правительства Эхудом Ольмертом газете «Новости недели» перед наступлением еврейского нового года - Рош а-Шана.
Эхуд Ольмерт - первый глава правительства, который удивил нас пунктуальностью. Интервью было назначено на 14:00. Нам сказали, что надо приехать на полчаса раньше - службе безопасности необходимо время для проверки наших документов и вещей. Мы приехали "под обрез". В Иерусалиме прокладывают рельсы городской электрички, многие улицы перекрыты, а движение - густое. Когда мы вошли в длинный коридор канцелярии премьера, он ждал нас. Тот, кто бывал здесь у Бегина, Шамира и других глав правительства, привык ждать - иногда полчаса, иногда все полтора. Ольмерт был точен
Канцелярия при нем обрела европейский вид и порядок. Светлая окраска стен. Чистота полов и светильников. Никто не разговаривает громко. Никто не шагает гулко. В кабинете Ольмерта нет ничего лишнего ни на письменном столе, ни на стенах. Рельефная карта Израиля и фотографии некоторых предшественников. Позади стола, в нише, снимки детей и внуков. Напротив стола - картина: израильские пихты и отражение деревьев в воде.
Говорит он четко и по-адвокатски точно. Иногда ударяет кулаком по столу, словно ставит точку. За все 45 минут ни разу не пытался перебить журналистов и не навязывал нам свою позицию. От темы не уходил.
И еще одна деталь. На дворе стояла жара - все 36 градусов в тени. Мы приехали в рубашках с короткими рукавами без галстуков и пиджаков. Когда мы попросили, чтобы он сфотографировался с нами, он вышел в коридор и снял с вешалки пиджак.
- Не смущайтесь! Вам позволено сниматься, как удобно. А мне - по чину - только при полном параде.
- Уважаемый глава правительства, когда вы заявили: "До сих!" и приказали армии перейти в наступление, ваше решение поддержало 89% граждан. Может быть, вы сами тогда еще не понимали почему, а ответ прост: вы вернули нам нашу национальную гордость. Но отчего столько израильтян разочарованы итогами второй войны в Ливане?
- Я очень рад, что вернул нам всем национальную гордость и думаю, что мое решение было оправданным. В течение многих лет мы видели, как "Хизбалла" вооружается и вооружается. Но всякий раз у нас были объективные причины не вмешиваться. Пока не грянуло 12 июля. "Хизбалла" убила восемь наших солдат, похитила двоих и обстреляла ракетами все наши населенные пункты на северной границе. Речь шла уже не о масштабах провокации. Мы не находились на ливанской территории, между ними и нами пролегала граница, признанная ООН. "Хизбалла" вторглась на нашу территорию. Зачитаю вам что написал в "Нью-Йорк таймс" Том Фридман, один из лучших публицистов Америки. "Хизбалла" напала на Израиль без всякой провокации с его стороны и твердила, что намерена освободить Иерусалим. Повторяла требование Ирана стереть Израиль с лица земли. В этой войне ставкой было все: существование Израиля, уважение к международным законам. Израиль не мог не ответить огнем". Фридман хвалит меня.
- Я читал эту его статью.
- Зачем я зачитал ее вам? Чтобы мы все вспомнили, почему я приказал нашим вооруженным силам выйти на войну и предоставил армии свободу действий. И ЦАХАЛ добился грандиозных достижений, которые будут изучать в военных академиях.
Сирийцы не случайно не вмешались! На словах они воевали с нами, на деле - сидели тихо. Почему? Потому что увидели, на что способны наши военно-воздушные силы. Ошибка разочарованных итогами войны та, что они, по-видимому, ждали, что война с "Хизбаллой" закончится, как заканчиваются войны, в которых с обеих сторон сражаются армии. Возьмем, к примеру, вторжение советских войск в Афганистан. СССР владел гигантской силой и позволял себе всё, что решали в Кремле, не считаясь с общественным мнением мира, не спрашивая у собственного народа, что он думает. И Брежнев послал войска в Афганистан. Там не было армии в обычном понимании, а были разрозненные отряды повстанцев, но именно они заставили советскую армию уйти. Соединенные Штаты вдребезги разбили за неделю армию Саддама Хусейна, а после этого три года не могут справиться с так называемыми партизанами. Таково свойство войны против нерегулярных сил. Война такого рода не кончается актом капитуляции. Тот, кто ждал, что Насралла выйдет к нам с поднятыми руками, не мог не испытывать разочарования. Сейчас, насколько я могу судить, все больше людей понимают, что победа осталась за нами. Прежде всего мы показали цену, которую приходится платить тому, кто решается воевать против нас. Насралла знал, что говорит, когда сказал: "Если бы я знал хотя бы один процент того, что сделают израильтяне, я запретил бы похищение тех двух солдат". Почему он сказал это? Потому что мы показали ему, палестинцам, сирийцам и иранцам, что с нами не стоит связываться.
- А что будет на южном фронте? Сдерот снова подвергается обстрелу ракетами "кассам".
- Позвольте напомнить, что ХАМАС потерял за последний месяц 220 человек. Черед "кассамов" тоже придет. Покончить с "катюшами" там и "кассамами" здесь раз и навсегда, наверное, невозможно. Вопрос в том, какую цену мы сами готовы платить за это. Скажу вам, и это очень важно знать каждому в Израиле и в мире: с нами лучше не задираться. Война в Ливане закончена. Израильтяне вернулись в свои дома. Если дом требует сноса и постройки заново, если нужен ремонт дома, квартиры, государство оплачивает расходы. А что происходит в Ливане? Тысячи жилищ исчезли. Квартал 16-этажных и 12-этажных домов, штабов и квартир "Хизбаллы" - исчез.
- Вы довольны резолюцией № 1701 Совета Безопасности ООН?
- Я бы хотел, чтобы она требовала казнить Насраллу и много чего еще. Но 1701 - самая лучшая для нас резолюция, когда-либо принятая в ООН.
- Верите ли вы, что кто-либо разоружит "Хизбаллу"?
- Действительность разоружит ее. Во-первых, эта организация не получает нового вооружения. Берега Ливана взяты под контроль международными силами. Установлен контроль над аэропортом и гаванями.
- А что с сирийской границей? Туда международные силы не прибыли.
- Они прибудут. А до того мы наблюдаем за переходами из Сирии в Ливан. Наблюдаем с воздуха. Я говорил об этом генеральному секретарю ООН, госсекретарю США и британскому премьер-министру. Я говорил: "Допустим, через границу перевалит одна колонна с оружием. Может быть, вторая. Третью мы разнесем в клочья. На юге Ливана расположены силы его регулярной армии и силы ООН. Отдельно взятые боевики "Хизбаллы" крутятся там, потому что живут там, но крутятся без оружия. Это совсем не то, что было до войны. До войны весь юг Ливана находился в руках "Хизбаллы". Сейчас боевики Насраллы крутятся по бывшей их территории, но ни одного выстрела по нашим не было произведено. А ведь Насралла клялся: "Пока хоть один израильский солдат будет находиться на земле Ливана, мы не прекратим стрелять!" Его боевики находятся здесь и там на юге Ливана, но попрятали оружие.
- Он собирается провести в Бейруте парад победы.
- А что ему еще остается? Провести парад поражения?
- Я читал в парижской прессе, что Насраллу убьют, но не мы, а иранцы. Он сорвал грандиозный план. Предполагалось, что "Хизбалла" будет вооружаться, Сирия будет вооружаться, Иран - тоже и палестинцы тоже, а затем Сирия начнет военные действия на Голанах, "Хизбалла" откроет наступление из Ливана, палестинцы будут наступать с территорий, Иран поддержит всех огнем, и мы - в кольце. А Насралла сорвал этот замысел. Они намеревались захватить также Иорданию и создать халифат, о котором кричал в Умм эль-Фахме шейх Раед Салах.
- Возможно, был такой план. Я знаю лишь, что Бог совершил чудо - пробудил народ Израиля от спячки и дал нам повод для возвращения национальной гордости. Представьте себе, что мы продолжали бы дремать. Через три года у "Хизбаллы" было бы не 13, а 16 тысяч ракет. И не "катюш", а ракет большего радиуса действия, способных поражать Тель-Авив и юг Израиля... Это должно приводить израильтян в уныние?
- Позвольте мне спросить вас, что дадут нам комиссии по расследованию второй войны в Ливане? Пока комиссия, правительственная или государственная, придет к какому-либо выводу, уйдет немало времени, а меня интересует только один вопрос: восстанавливает ли армия израсходованные боеприпасы, сделал ли генштаб и рода войск свои выводы, получают ли танки броню против русских, позволю себе подчеркнуть, противотанковых реактивных гранат, которые получила Сирия и передала "Хизбалле"? Когда снова начнется регулярный призыв резервистов на тренировочные сборы и когда, ради Бога, в кнессете кончатся кампании так называемых "общественных сил" с требованием снова и снова урезать бюджет министерства обороны? Опыт всех лет Израиля доказывает, что во главе приоритетов у нас сама жизнь ставит оборону.
- Я не согласился с тем, чтобы была создана государственная следственная комиссия. Я против того, чтобы летели головы, я не заинтересован в войне против генералов ЦАХАЛА, не готов к политическим битвам. Я заинтересован в том, чтобы силы нашей обороны готовились к возможным новым испытаниям. Для этого не нужна политическая комиссия, а нужна комиссия во главе с отставным судьей, которая проверит, верные ли решения были приняты "в верхах", в том числе военных. А тем временем склады заполняются снова, вооруженные силы проводят разбор своих действий.
- Я был в Ливане дважды в составе инженерных частей запаса. Мы разбирали дорожные завалы и каждый вечер внутри своего взвода и роты обсуждали, что было сделано коряво, что правильно. Никакая комиссия не могла бы в этом разобраться и помочь нам.
- Армия как раз сейчас занята этим. Умные люди знают, кому нужна следственная комиссия, конечная цель которой сменить власть.
- Задам вопрос, который, наверно, прозвучит странно в устах журналиста. Когда Маргарет Тэтчер послала британские войска на Фолклендские острова у берегов Аргентины, она ввела цензуру. У нас же больше недели каждый мелкий журналистишка считал своим долгом немедля сообщать всему миру, куда упала ракета "Хизбаллы" и куда переместилась какая-либо рота ЦАХАЛа. Может быть, следует принять закон, требующий, чтобы с началом военных действий СМИ держали рот на замке до разрешения военной цензуры открыть его?
- Скажу вам так: если бы ваша газета вышла с призывом запретить журналистам трещать без умолку, не думая о последствиях, это пошло бы только на пользу стране. Я не могу выйти с таким призывом, но Союз журналистов на первом же заседании после второй ливанской войны под председательством новоизбранного своего президента отставной судьи Верховного суда госпожи Далии Дорнер принял решение провести анализ деятельности журналистов - прессы, радио и телевидения - во время войны. Я доволен этим решением, так как, по моему мнению, имели место, как бы выразиться повежливее, неуместные действия СМИ. Безответственные, бесконтрольные, и доказательство этому - слова Насраллы о том, что ему не нужна разведка, достаточно смотреть и слушать израильские СМИ. Это очень серьезное заявление!
- С вашего разрешения, перейдем к неприятной теме. Обстрелы лишили крова и имущества очень многих репатриантов, которые не могли - по болезни, из-за бедности и по другим причинам - уехать из под обстрелов. Среди них сотни репатриантов из России. И что же решило ваше правительство? Урезать именно у них пособия. "Хизбалла" нанесла по ним ужасный удар, а наше государство - свой. Почему всегда бьют по карманам нуждающихся, но я ни разу не слышал, чтобы урезали оклады министрам, депутатам кнессета, директорам компаний и т.д.?
- Видимо, вы не слышали, что я на первом же заседании правительства по бюджету сказал, что отменяю все сокращения пособий репатриантам и отменяю все добавки к окладам министров и других бюджетников высокого ранга. Будучи министром финансов, а затем заместителем главы правительства, я дважды увеличивал пособия по старости. Назову несколько цифр. Мы добавили к бюджету министерства социального обеспечения и "Битуах леуми" на 2007 год по сравнению с бюджетом 2005-го 1380 млн. шекелей. Добавили для фонда восстановления здоровья инвалидов 290 млн. шекелей. Увеличили бюджет министерства образования на 593 млн. шекелей. Бюджет минздрава возрастает в 2007-м на 864 млн. шекелей. Замечу, что все эти добавки коснутся также репатриантов, о которых вы говорили. 575 млн. добавлено в фонд министерства труда для расширения возможностей трудоустройства. В общем и целом в бюджет 2007 года заложены 3810 млн. шекелей на социальные нужды. Для районов севера, вовлеченных в войну, мы добавили для детских садов, школ и других педагогических учреждений 324 млн. плюс 340 млн. шекелей сверх того благодаря пожертвованиям иностранных еврейских источников. 650 млн. добавлено службе помощи неимущим. Я все еще говорю о помощи северу. Добавили 418 млн. шекелей для трудоустройства через муниципалитеты там же, на севере. И еще 170 млн. для расширения инфраструктур на севере. 162 млн. на здравоохранение там же. И для развития общественного транспорта - 142 млн. Всего же 2,4 млрд. для севера страны. Это - не считая 5 млрд., которые будут выплачены управлением налогов на имущество.
- Откуда возьмутся деньги?
- За счет излишков налогообложения в 2006-м и резервов госбанка. Кроме того, мы увеличили расходную часть госбюджета и за счет этого выделяем очень значительные средства для укрепления обороноспособности государства.
- Прокомментируйте, пожалуйста, демонстрации протеста в связи с военными действиями в Ливане?
- Я проезжаю мимо демонстрантов на пути на работу и вижу 50, иногда 100 митингующих. Я уважаю их право выражать протест, но не вижу массового участия. Возможно, оттого, что демонстрация демонстрации рознь. Резервисты и солдаты срочного призыва требуют ревизии тактики и снаряжения. Политики и группировки с политической подоплекой демонстрируют с целью свалить правительство. А народ досрочные выборы пугают. Каждые три-четыре месяца - выборы?! И отчего? Мы победили в той войне. Укрепления, бастионы, склады, штабы, опорные пункты "Хизбаллы" разрушены. По нашим сведениям, "Хизбалла" потеряла 1000 боевиков. Для нее это ужасный удар. Мы потеряли 117 солдат. Очень много для нас, но не все они погибли в боях. Некоторые - по собственной неосторожности. Наши ВВС - небольшие по численности - показали, что они все еще лучшие в мире. Пилоты научились направлять ракеты в отдельно взятые окна, разрушать квартиру, не разваливая дом. Они уничтожили 68 пусковых установок тяжелых ракет. Этим объясняется, почему Сирия не пришла на помощь "Хизбалле". У Насраллы, скажу вам, были заранее подготовленные позиции. Наступающий непременно несет большие потери, чем обороняющийся. Когда же силы сходились лоб в лоб, наши всегда побеждали. Другое дело - конечный итог. Во всех войнах Израиль побеждал на поле боя и терял за столом переговоров. И только в этот раз Совет Безопасности ООН принял резолюцию безоговорочно в нашу пользу. Мне, как и вам, и критикам армии и правительства, хотелось бы большего, но мы не одни на земном шаре. Нас куда меньше, чем китайцев, русских, арабов. Надо смотреть на вещи трезвыми глазами. Мы прекратили боевые действия, не исчерпав всей нашей мощи и воли к победе. Но воспринимать это как неудачу, даже трагедию?! Были танки, которые остались без смазочных материалов. Был некомплект на складах. Были солдаты, которым не подвезли воду и хлеб. Но резолюция 1701 - есть или нет?
- Мы не успели спросить вас, как следует расценивать политику Кремля. Большая часть оружия, которое оказалось в руках у "Хизбаллы", попала к ней через Сирию, а в Сирию - из России.
- Россия - непростой партнер в игре на Ближнем Востоке. Я ищу пути, как расширить сферу наших общих интересов. Если Россия прекратит снабжать Сирию противотанковым вооружением, у нас станет одной большой заботой меньше.
- Вы думаете, Россия прекратит?
- Скажу вам так: Россия будет очень колебаться, поставлять ли Сирии какое-либо вооружение. Больше я говорить на эту тему не могу. И не спрашивайте, откуда я это знаю. Но знаю.
- А мы скажем вам, что, судя по разговорам на "русской улице" в Израиле, по материалам интернета и письмам в редакции, по высказываниям на разного рода собраниях, 80 или даже 90% этих людей хотят досрочных выборов. Это не значит, что все они не будут голосовать за Ольмерта. До последних выборов вы говорили, что в вашем правительстве будет министр от "русских израильтян". Госпожу Солодкину вы поставили на шестое место в списке "Кадимы"...
- Но я не обещал, что она будет министром! Проверьте! Я очень уважаю ее, я хотел, чтобы она получила министерский портфель, но сложилось такое положение, что это стало невозможным. Но она займет ведущее место в государстве. 18 октября я еду в Россию, и я просил Марину Солодкину присоединиться ко мне, потому что очень заинтересован в том, чтобы она занялась вопросом пенсий. Мне очень жаль, что я не смог поручить ей портфель министра, но появились политические причины, не связанные с ней лично, и я не смог ввести ее в правительство. Досадно! Я придаю отношениям с репатриантами из России важное значение. В моих глазах связь с ними – положительный фактор в нашей жизни. Я всей душой уверен, что алия из СНГ была чудом! Она повысила качество жизни в стране, дала новый импульс науке, медицине, культуре, спорту. Повысила боеготовность нашей армии. В Хайфе, в больнице РАМБАМ я встретил солдата по имени Гур, я думаю, что в свидетельстве о рождении он значится Игорем, живет в Иерусалиме, служит в спецподразделении парашютистов. Его ранило в Ливане. Он говорил со мной о боях, о том, что вынужден лежать в больнице, а готов воевать. Гур ни на что жаловался. Статный, широкоплечий солдат, он считает, что смерть на войне - понятное дело, армия для того и существует, чтобы воевать, а не думать о том, как уберечь себя. Он получил пулевое ранение сбоку, в рот, ему было трудно разговаривать, поэтому я не сразу расслышал его акцент. Я знаком с репатриантами. Уважаю их. Но в политике складываются такие положения, когда ты не можешь сделать то, чего хотел бы. Если бы я не поставил Марину Солодкину на шестое место в списке "Кадимы", меня укоряли бы за то, что не поставил. А раз поставил, укоряют, почему не назначил министром.
- Это так, но мы все обманулись в своих ожиданиях. Вы первый после долгих лет глава правительства, в котором не представлен репатриант из СССР-СНГ-России.
- Но я сам с русскими корнями. Мой отец родился в Самаре. Моя мать - в Одессе. На стене вы видите фотографии: Бегин, Шамир, Рабин, Шарон. Все они либо сами родились в царской России, либо их родители приехали оттуда. В моем правительстве будет министр от вашей алии. Потребуется некоторое время, но будет.
- Время, отпущенное на интервью, истекло. Спасибо за разговор и разрешите пожелать вам хорошего настроения в дни праздника Рош а-Шана!
- А я прошу вас поздравить через вашу газету всех олим из СССР-СНГ и пожелать им счастья, мира и благополучия.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: