Портал ISRAland - израильские новости


23 Ноября 2024 [22 Хешвана, 5785 г.] В Иерусалиме
Взгляд: В Израиле
Архив статей

Союз севера с югом

28.09.2006 | 01:10


Евгения Кравчик, "Новости недели"

Всего год назад поселенческое движение в целом и изгнанники из Гуш-Катифа в частности были выведены за рамки консенсуса: под давлением прессы израильский обыватель шарахался от "оранжевых", как от чумы.


Многие противники одностороннего вывода войск из сектора Газы были брошены за решетку, а тем, кто остался на свободе, заткнули рты. После войны на севере ситуация кардинально изменилась. Почти полтора миллиона граждан, включая тех, кто буквально несколько месяцев назад, в преддверии парламентских выборов, горячо поддерживал выдвинутый Ольмертом и "Кадимой" план "свертывания", неожиданно для себя стали пленниками убежищ - либо бежали на юг. В целях экономии госсредств правительство не ввело в обстреливаемых районах режим чрезвычайного положения и в течение почти четырех недель не принимало никаких мер по эвакуации гражданского населения.

На помощь узникам подвалов Кирьят-Шмоны, Цфата, Шломи и других населенных пунктов бросились волонтеры, неравнодушные граждане. И прежде всего - изгнанники Гуш-Катифа, в том числе и те, чьи сыновья - солдаты срочной службы и резервисты - сражались в Ливане.

Посттравматический синдром

- В первые дни войны, - рассказывает адвокат Давид Ротем, юрисконсульт Совета поселений Иудеи и Самарии, - мне позвонил председатель НДИ Авигдор Либерман и попросил: "Если можете, организуйте, пожалуйста, у себя в поселении прием беженцев с севера". Живу я с семьей в Эфрате. Связался с членами поселкового совета, поговорил с руководством Гуш-Эциона. Мы организовали автобусы. А вскоре к нам были доставлены десятки объятых ужасом людей.

В одной только ешиве для старшеклассников нашли приют порядка 90 семей северян. Жители Иудеи и Самарии приняли беженцев Кармиэля, Кирьят-Шмоны и других населенных пунктов. Параллельно был организован сбор средств, подготовка продуктовых посылок и доставка их на передовую: поселенцы – люди бывалые, закаленные, никакого страха перед врагом не испытывают.

- В самые "черные" дни наши соседи и друзья преспокойно ездили по северу и развозили продукты по убежищам, - продолжает адвокат Ротем. - Однако пресса по своему обыкновению умолчала о том, что беженцы с севера пережидают обстрелы в Офре, Эфрате, Алон-Швуте, Ткоа, Нокдим, Хевроне и Кирьят-Арбе. Поселенцы распахнули перед северянами не только двери своих домов, но и - сердца! Во всенародной акции милосердия участвовали отнюдь не только "зеленые", деятельности которых по спасению брошенных хозяевами домашних животных СМИ до сих пор уделяют пристальное внимание, но и "оранжевые", всего год назад считавшиеся чуть не "врагами народа".

Приводит адвокат Ротем еще один показательный факт:

- Как только "Хизбалла" совершила агрессию против Израиля и захватила в заложники солдат, резервисты из числа поселенцев бросились на призывные пункты, чтобы уйти на фронт добровольцами. В числе первых изъявили желание мобилизоваться изгнанники Гуш-Катифа - те самые воины, которые имели полное моральное право заявить нынешнему истеблишменту: "Мы предупреждали, что одностороннее отступление чревато активизацией терроризма по всем направлениям. Посмотрите, чем обернулось для нашей страны бегство из Ливана, а затем - и разрушение Гуш-Катифа…". Однако вспоминать о прошлом никто не стал. Когда отечество в опасности - не до выяснения, кто был прав, а кто ошибался.

Давид Ротем с нескрываемым волнением говорит о подвиге, совершенном командиром батальона майором Рои Кляйном из поселения Эли:

- Он прикрыл своим телом гранату, брошенную боевиками "Хизбаллы" в дом, в котором заняли позицию наши солдаты. Кляйн погиб, но спас жизнь нескольких сослуживцев. Вдова Рои с маленькими детьми живет в окрестностях поселения Эли. Активисты движения "Шалом ахшав" подали в Высший суд справедливости иск с требованием снести "незаконный форпост" и разрушить дом национального героя.

Впрочем, после войны "Шалом ахшав" снова отодвинулся на тот крайне левый фланг, откуда несколько лет назад ворвался в общественную жизнь и ненадолго стал законодателем местной политической моды. Крайне неуспешные действия руководства страны в период военных действий способствовали прозрению многих наших сограждан, включая даже "акул" израильской прессы.

- На днях Дан Маргалит опубликовал в газете "Маарив" статью, которую смело можно назвать покаянием местной интеллектуальной элиты перед поселенцами, - говорит Давид Ротем. - Автор признал: не пристало цивилизованным людям изгонять из дому братьев, а уж евреям, пережившим Катастрофу, вдвойне не пристало депортировать своих.

Боль и отчаяние

В преддверии Рош а-Шана мне в руки попал уникальный документ: совместный отчет Совета поселений Гуш-Катифа и юридического форума "За Эрец-Исраэль" по вопросу морального ущерба, причиненного в результате депортации. Из отчета явствует: больше всех пострадали дети и подростки.

После усиленно освещавшейся прессой драмы под названием "Размежевание" дети в возрасте до 12 лет так и не пришли в себя. Многие страдают рассеянностью, школьники не в состоянии сосредоточиться на уроках, плохо воспринимают объяснения учителей. Не прижились ребята и в новых классах: многим пришлось всего за год сменить две-три школы. Многие старшеклассники систематически пропускают уроки в новых для них школах. Отсев среди них превысил за год 30% - беспрецедентная для поселенцев цифра. Снизились и оценки, в том числе на экзаменах на получение аттестата зрелости ("багрута"). Постоянного места жительства у большинства изгнанников нет, семьи ведут кочевой образ жизни, им приходится переезжать из гостиниц в караваны, из Иерусалима в Ашкелон, на Голаны и т.д. А для подростка каждый такой переезд - стресс.

Более половины взрослых изгнанников до сих пор остаются безработными. Неустроенность ударила по авторитету родителей. Если прежде слово отца или матери было в религиозных семьях законом, то в последний год юноши и девушки в возрасте 17-18 лет все чаще обижаются на родителей, закатывают им скандалы, не желают подчиняться.

Рухнул привычный уклад жизни - оказались разрушенными и семейные устои, и мораль. 50 супружеских пар подали в истекшем году на развод: в гостиницах и тесных, перенаселенных "каравиллах" нормальная личная жизнь (тем более интимные отношения) невозможна. Впрочем, главная причина разводов - психологическая напряженность и постоянные конфликты.

Большинство изгнанников по сей день ютится в жилищах-времянках или на съемных квартирах, разбросанных по всей стране. Относительно недавно был, наконец, демонтирован палаточный лагерь беженцев Элей-Синай, в течение года простоявший на перекрестке у кибуца Яд-Мордехай. Бывшие поселенцы требовали, чтобы правительство выделило им участок земли для воссоздания Элей-Синай на новом месте, однако к началу нового учебного года разбрелись по съемным квартирам в Ашкелоне.

250 из тысячи с лишним семей, прежде считавшихся гордостью Гуш-Катифа, оказались в полной изоляции: им так и не удалось пристроиться в тех местах, по которым рассеяны "осколки" общины.

Подобный образ жизни, усугубленный откровенным отторжением и бойкотом "оранжевых" со стороны вполне определенных социальных слоев, стал причиной затяжной депрессии, в которой до начала войны находились не только взрослые, но и подростки. За год 12 несовершеннолетних из числа изгнанников совершили попытки самоубийства (в десяти случаях охваченные отчаянием юноши и девушки вскрыли себе вены). Часть молодых людей из религиозных семей пристрастились к алкоголю и наркотикам. Другие стали беспризорниками: переезжают с места на место, ночуют под открытым небом… Составители отчета сообщают о девяти случаях госпитализации детей поселенцев в психиатрических лечебницах. Что же касается ощущения собственного бессилия и бессмысленности существования, то их испытывают почти все - и взрослые, и дети, и глубокие старики.

До разрушения Гуш-Катифа на учете в социальном отделе состояли 400 семей поселенцев (люди, долгие годы жившие в экстремальных условиях, под непрекращающимся обстрелом, нуждались в помощи профессиональных психологов).

После того, как Гуш-Катиф стерли с лица земли, большинство изгнанников разбрелось по всей стране. В результате неимущие лишились даже такой минимальной поддержки, как пособие на детей или надбавка по обеспечению прожиточного минимума, а люди, нуждающиеся в психологической помощи, остались "бесхозными". Дела их "заморожены" в Южном округе министерства социального обеспечения, а на новом месте никто не нашел нужным прикрепить к депортированным квалифицированных социальных работников или психологов.

Аналогичная ситуация сложилась после войны и на севере. Правда, там нехватка психологов ощущается гораздо острее, чем в среде изгнанников Гуш-Катифа: число пострадавших несопоставимо - узниками подземелий стали сотни тысяч граждан! Поселенцам не хватает суммы назначенной им компенсации на покупку приемлемого жилья в густонаселенных районах страны - северянам точно так же недостает денег, выделенных государством на восстановление квартир, поврежденных в результате ракетных обстрелов.

- Из-за бюрократических проволочек большинство депортированных до сих пор не получило денежную компенсацию, - говорит адвокат Ротем. - Аванс, выданный в счет предстоящей покупки постоянного жилья, многодетные семьи успели "проесть": выживать-то надо!

Впрочем, даже в разгар военных действий глава правительства "не забыл" пощекотать депортированным нервы. 25 июля Ольмерт неожиданно нанес визит жителям караванного поселка Ницан, расположенного к северу от Ашкелона. "Только что я говорил с родителями пилота, погибшего в прошлый четверг, - сообщил премьер, обращаясь к изгнанникам, после чего привел такую параллель: - Их сына мы послали не поселения строить и вернулся он не с денежной компенсацией, а в гробу". Присутствовавшие были шокированы, но премьер довел свою мысль до конца: "В некоторых ситуациях правительство вправе принимать решения, лишающие граждан жизни, а не только работы, либо касающиеся того, где должен стоять тот или иной дом или какого размера будет та или иная компенсация и какой площади тот или иной земельный участок - 10 гектаров или 15. В определенных ситуациях правительство решает, окажешься ли ты в гробу". В заключение Ольмерт подчеркнул: "Мы еще ликвидируем поселения, - и это лишь усиливает необходимость завершить данный этап [демонтажа], как положено".

В тот же день Лиор Кальфа, председатель Совета выселенцев, распространил от имени своих товарищей заявление, в котором, в частности, подчеркнул: "Приведенное премьер-министром сравнение является очередной пиар-акцией его политтехнологов. Они готовы пойти на все, лишь бы отвлечь внимание общественности от просчетов, допущенных правительством в отношении изгнанников. Общественность должна знать: год минул с момента депортации, однако правительство до сих пор не нейтрализовало "бомбу с часовым механизмом", которую представляют собой лагеря безработных беженцев. Наши общины распались, все мы "висим в воздухе", никому из нас неизвестно, где будет находиться его постоянное жилье. Однако вместо того, чтобы получить от главы правительства ответы на эти вопросы, мы стали свидетелями крайне жестоких и манипулятивных сравнений. Мы не отчаиваемся и готовы снова приступить к строительству, но нам тяжело понять высокомерно-презрительную политику, которую проводит по отношению к нам правительство".

Поселенцы напомнили Ольмерту, что в опубликованном всего полгода назад отчете государственного контролера Михи Линденштрауса подчеркнуто: ответственность за все просчеты, допущенные при ликвидации Гуш-Катифа и депортации его жителей, несет государство и его структуры.

Однако даже после унизительного для первопроходцев инцидента в Ницане изгнанники не дистанцировались от происходящих в стране событий, не замкнулись в себе, а продолжали оказывать бескорыстную помощь и беженцам севера, и тем, кто эвакуироваться не смог и вынужденно оставался в подвалах Кирьят-Шмоны и Цфата.

- По окончании первой недели войны Ольмерт в интервью корреспонденту агентства Ассошиэйтед Пресс сказал, что победа в Ливане лишь подтолкнет реализацию плана "свертывания", - напоминает адвокат Ротем. - Одержать победу, к величайшему моему сожалению, нам не удалось. События на севере еще раз доказали полную несостоятельность плана односторонних уступок. Не случайно в эти дни широкая общественность требует создания государственной следственной комиссии: простые люди прекрасно понимают, какие чудовищные просчеты были допущены и в ходе операции в Ливане, и в тылу.

- Почему, на ваш взгляд, правительство так боится сформирования госкомиссии и вот уже в который раз пытается подменить ее "комиссией по проверке"?

- История доказала: полномочия государственной следственной комиссии, главу которой назначает председатель Верховного суда, настолько широки, что она вправе сформулировать персональные оргвыводы типа тех, которые были сделаны комиссией Аграната по поводу Ариэля Шарона (после резни в Сабре и Шатиле его не рекомендовали назначать на пост министра обороны). Впрочем, на мой взгляд, в нынешней ситуации вообще никакая комиссия не нужна: политическое и армейское руководство страны допустило во время войны столь очевидные и непростительные просчеты, что Ольмерт, Перец и Халуц просто обязаны сами подать в отставку.

Ветер перемен

Публичное (и явно запоздалое) покаяние журналиста Дана Маргалита прозвучало именно в те дни, когда резервисты проводят по всей стране массовую акцию с требованием отставки премьер-министра Ольмерта, министра обороны Амира Переца и начальника генштаба Дана Халуца. Не удовлетворяет их и новая правительственная комиссия по проверке деятельности политического руководства и армейского командования во главе с отставным судьей Элиягу Виноградом. Адвокат Ротем связывает движение резервистов с покаянием Маргалита и считает весь этот процесс предвестником грядущих перемен.

- Ведь как вела себя израильская пресса в предыдущую каденцию? – рассуждает он. – Она превратила Ариэля Шарона в "этрога", критиковать которого недопустимо. Все внимание общественности было искусственно переключено с уголовных дел, возбужденных относительно Шарона и его сыновей, на "грядущий мир" с палестинцами, который наверняка гарантирует депортация еврейских поселенцев. Действительность, однако, властно опрокинула и развенчала придуманную политтехнологами теорию. Гуш-Катиф уже лежал в руинах, когда палестинцы усилили обстрелы Сдерота, мошава Натив а-Асара и других населенных пунктов, граничащих с сектором Газы. А ровно через год грянула война на севере. Неудивительно, что те интеллектуалы, которые еще не потеряли совесть, вынуждены признать собственные ошибки и заблуждения. Маргалит, кстати, - старый приятель Ольмерта. И если уж он решился выступить против "генеральной линии партии", значит, действительно прозрел и освободился от иллюзий, но основная масса журналистов продолжает талдычить с экранов и по радио ту "жвачку", которую их "скармливают" пиарщики премьера.

- Не кажется ли вам, что после войны, ставшей для северян чудовищным стрессом, истеблишмент с помощью ангажированной прессы пытается восстановить в обществе кредит доверия к поселенцам исключительно ради того, чтобы на время снять внутреннее напряжение и подольше удержаться у власти? Вот и широко разрекламированный прессой в преддверии выборов план "свертывания" отложили в долгий ящик, но нет никаких гарантий, что через какое-то время он не всплывет снова…

Давид Ротем не согласен с такой постановкой вопроса.

- По каким причинам Ольмерту пришлось отказаться от ликвидации поселений в Иудее и Самарии?! - восклицает он. - Лишь потому, что если это будет сделано, палестинцы начнут обстреливать "катюшами" и "кассамами" Кфар-Сабу, Петах-Тикву и сбивать в районе аэропорта им. Бен-Гуриона самолеты национальной авиакомпании "Эль-Аль"! Не стремятся они ни к какому мирному урегулированию! Сразу после того, как мы убрались из сектора Газы и вывели свои войска из Филадельфийского коридора, по нему стали в огромных количествах доставлять вооружения и боеприпасы, а ракетные обстрелы Негева многократно усилились. По-моему, Ольмерт понял, что "свертывание" может стать для Израиля роковой, самоубийственной ошибкой. К тому же и опросы, проведенные после ливанской войны, ясно показывают: большинство народа категорически против одностороннего отступления из Иудеи и Самарии. С другой стороны, Ольмерт всегда держит нос по ветру. И если на каком-то этапе ему покажется, что народ успел забыть об итогах войны, программа "свертывания" может снова стать актуальной. Вот почему "оранжевый сезон" никоим образом нельзя считать завершившимся: поселенцам еще предстоит серьезная борьба - не за свои дома или собственное будущее, а за продолжение существования Государства Израиль! Военные события убедительно доказали: патриотизм и преданность Эрец-Исраэль у поселенцев в крови.

Впрочем, доказали последние события и другое: бескорыстная помощь и поддержка, оказанная поселенцами северянам, восстановила их репутацию в глазах жителей целого региона.

- В лице бывших узников убежищ изгнанники Гуш-Катифа и жители Иудеи и Самарии получили верных, надежных сторонников, - подчеркивает Давид Ротем. - Никогда не забуду, с какой любовью и благодарностью расставались с нашими соседями из Эфраты светские северяне. "Раньше мы относились к вам, как к чужакам и фанатикам, а сейчас породнились навеки", - сказала нам на прощание одна из женщин. Я убежден, что возникшая во время войны духовная связь будет лишь укрепляться. Я восхищен подлинным патриотизмом, проявленным поселенцами в критическое для страны время. Резервисты, всего год назад изгнанные из своих домов, сражались в Ливане, как львы. Потому что для них дом - не просто жилище, дом для них – Эрец-Исраэль. И за будущее своего национального дома они готовы жертвовать собой.

"Новости недели"

При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)

Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Реклама в Израиле


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп | Новости в фото | Новости за вчера
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции сайта новостей ISRA.com.
При перепечатке гиперссылка на сайт Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2024 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

последние новости США ISRA.com рейтинг Система Orphus