"Русские" – это хорошо для арабов?
25.10.2006 | 23:59
Виктория Мартынова, "Новости недели"
Минувшая война очень четко расставила все по своим местам, и компромиссы исчезли, потому что в ситуации военного времени, "кто не с нами, тот против нас", и ничего с этим не поделаешь.
В эти дни в Кармиэле читают газеты особенно внимательно. Читают по-русски, на иврите и кое-что даже по-арабски. Сейчас, когда я пишу эти строки, идет следствие по делу израильских арабов, членов добровольческого общества, объединившего нескольких жителей близлежащих арабских сел. Изучаются источники поступления денег, которые члены этой «амуты» передавали палестинским заключенным, находящимся в израильских тюрьмах. По первоначальной версии, шокировавшей еврейское население города, деньги поступали непосредственно от «Хизбаллы», так сказать, «с приветом от Хасана Насраллы». Однако чуть позже официальная информация изменилась: согласно новым данным, деньги палестинским заключенным через израильских арабов передавал ХАМАС.
Для арабов такое уточнение, если выражаться изящно, по-английски - makes sense, то бишь «имеет значение», что же касается русского, основного языка города Кармиэля, то там формулировка выглядит несколько проще: «Хрен редьки не слаще!»
В эту бучу я и погрузилась, попытавшись определить, как повлияла война на взаимоотношения русских и арабов.
Второй грех Рины Гринберг
Все, что было загадано, в свой исполнится срок! Известные строки приходят в голову, когда знакомишься с жизнью севера Израиля после минувшей войны. Ожили и работают с усиленной нагрузкой рестораны и кафе, открываются все новые и новые увеселительные заведения. Пережив стресс, за нескончаемый месяц второй ливанской, северяне отводят душу, а уж какой «русский» человек не любит погулять от души, кто бы усомнился... Есть спрос - находятся и предложения, много предложений. В том числе и арабских. Для немалого числа семей из окружающих Кармиэль арабских сел наличие большого числа русскоязычных репатриантов означает новые возможности для бизнесов.
Число желающих открыть кафе в Кармиэле, с его бурлящей вечерней жизнью и далеко не исчерпанным потенциалом желающих весело провести время, продолжает расти. В деревнях-то тихо, разве кто хумуса порцию закажет, да к ней пару салатов, а здесь - знай прибыль подсчитывай!
Однако проблемы существуют: как раз в канун праздника Суккот было закрыто новое арабское кафе, открывшееся в центре «Армония». Проходя вечерком по знакомым улицам заместитель мэра Кармиэля Рина Гринберг услышала звуки музыки там, где не ожидала их услышать. И сразу смекнула, о чем речь. Встреча с хозяином этого заведения была назначена на один из будничных дней праздника Суккот. Дело в том, что хозяин не получил разрешения на открытие клуба. Но он решил опередить события и самовольно открыл заведение. Прибывшая на место полиция предпочла не принимать мер. Но на следующий день кафе было официально закрыто по решению муниципалитета, и решение это одобрил городской суд по гражданским делам.
Но тут Рину предупредили: «Смотри, за последнее время это уже второй грех перед соседями. Веди себя осмотрительнее».
Первый же грех как раз и был связан с появившимися в израильской прессе сообщениями о том, что местная «амута» переводила деньги «Хизбаллы» в помощь палестинским заключенным, находящимся в израильских тюрьмах.
Рина выступила в местной газете «Голос Кармиэля», издающейся на арабском языке. «Я считаю, что нам пора разобраться, - написала она. - Мы вместе пережили войну. Мы знаем, что такое ракетные обстрелы, шрапнель, ранения и смерть. Поэтому, необходимо наконец провести грань. Те израильские арабы, которые нормально относятся к Еврейскому государству, а таких очень немало, пусть получают в полной мере заботу со стороны израильских властей. Я лично ценю героическую работу нескольких арабских водителей, которые под обстрелом развозили еду для престарелых жителей Кармиэля. Не хватает слов для выражения всей нашей благодарности тем арабским соседям, кто привозил продукты для бомбоубежищ. Но те, кто действует как враги, в обязательном порядке должны быть наказаны: прежде всего их надо лишить помощи от Института национального страхования. В дальнейшем - необходимо рассмотреть вопрос о высылке нелояльных элементов за пределы Израиля. Если они не хотят жить в нашей стране, считаться с ее нормами, то пусть они будут с теми, с кем себя ассоциируют: с палестинцами – в Палестинской автономии, или с иорданцами, или с ливанцами – с кем им больше по душе. Да, называйте это изгнанием, как угодно, но наша реальность требует, наконец, после беспощадной войны назвать вещи своими именами».
Кроме сообщений об «амуте», переводившей деньги, Рина ссылалась на рассказы очевидцев, которые утверждали, что арабы праздновали падение первых ракет на города севера.
«Либермановы» речи из уст считавшейся «отнюдь не правой» Рины Гринберг вызвали большой резонанс в среде представителей нацменьшинства. Корреспонденты известных арабских газет и даже телекомпания «Аль-Арабия» срочно вышли на связь. Их интересовал вопрос: неужели предложение обменять одних жителей на других - или просто изгнать израильских арабов - получает неожиданную популярность среди представителей центристского лагеря. В гости зачастили и те, с кем налажено давнее, прочное сотрудничество. Рине напоминали о том, как однажды в Песах арабские фермеры принесли ей двести кур для раздачи среди нуждающегося репатриантского населения, как помогали трудоустроить то учителя физкультуры, то музыканта, а то и преподавателя хореографии, и всегда находили компромисс, попросив, например, не использовать слишком открытые костюмы для девочек. И не единицы - десятки репатриантов выжили в Израиле только благодаря парадоксальному обстоятельству: они нашли работу в арабском секторе. И все это было правдой, настоящей правдой. Однако принципа не изменило. «Я думаю, что нам стоит одинаково жестко относиться к тем евреям, которые позволяют себе хулиганские выходки в отношении арабов, и к тем арабам, которые не хотят подчиняться законам государства и кто тайно, а кто и открыто поддерживают действия врагов, - говорит Рина Гринберг. - И в этой связи меня никто не убедит в том, что надо спустить на тормозах дело о тех, кто принимал деньги – путь не от «Хизбаллы», от ХАМАСа - не велика разница. ХАМАС, как известно не признает Государство Израиль и не собирается этого делать».
Стоит ли говорить, что многие горожане поддержали заместителя мэра в этом мнении.
Вот, к примеру, что говорит жительница Кармиэля сорокалетняя С., работающая секретарем в государственном учреждении (полностью свое имя она дать отказалась, поскольку боится, что это может повредить ее продвижению по службе):
- После войны мое отношение к израильским арабам резко ухудшилось. До войны мы уже как то свыклись с существованием друг друга, лучше ли хуже ли, - но притерпелись. Но война и ракетные обстрелы – это слишком болезненный опыт. Когда ты переживаешь все то, что выпало стране, мечтаешь о победе и вдруг слышишь, что кто-то радуется успехам врага, устраивает демонстрации в поддержку «Хизбаллы», как это было например в Нацерете, то ты воспринимаешь это как удар в спину, это действительно очень больно.
Минувшая война очень четко расставила все по своим местам, и компромиссы исчезли, потому что в ситуации военного времени, «кто не с нами, тот против нас», и ничего с этим не поделаешь. И если выясняется, кто именно против, естественно, что ты хочешь, чтобы против этих людей были приняты соответствующие меры. И чтобы наше государство, которому все равно, наконец спохватилось бы и проявило заботу о себе самом. Потому очень многие мои знакомые сейчас говорят, что мы должны сделать хоть что-нибудь в знак протеста. Лично у меня есть один вариант: я не хочу больше ничего покупать в арабских лавках и тем самым экономически поддерживать израильских арабов.
А вот мнение временно не работающего Алекса Креймера:
- «Я родом из Баку и привык жить среди мусульман. Но мне кажется, что те мусульмане были менее агрессивны. Во всех русских газетах написано о том, что во многих местах израильские арабы поддерживали «Хизбаллу». Это ни для кого не тайна. Хорошо, что хотя бы сейчас мы наконец осмеливаемся высказать, что думаем по этому поводу.
Так сказал Ясир
С «русскими», которые после войны обвинили израильских арабов в поддержке вражеских действий, готов до хрипоты спорить араб-мусульманин, адвокат Ясир Даббах, получивший в свое время юридическое образование в Московском госуниверситете и к тому же женившийся на русской девушке. Многим репатриантам он неоднократно помогал решать юридические проблемы: преодолевать сложности с оформлением ссуд, с проведением процедуры развода, с имущественными вопросами, и т.д., и т.п. Он консультирует и новоприбывших «русских» репатриантов. Еще в самые первые дни войны Даббах привез в Кармиэль продукты, купленные лично им для жителей города. Там были молочные продукты, сласти для детей. Он попросил распределить все это среди самых бедных и потому наиболее пострадавших от войны людей, в первую очередь неимущих стариков и детей. Как уже было сказано, он приобрел все это на собственные деньги, но просил не афишировать среди тех, кому достанется помощь, имя дарителя.
- Я мусульманин и помогая бедным в период войны считал, что делаю нужное дело, угодное Аллаху, и потому мне не важно, будут ли люди знать, кто конкретно за это заплатил, главное сделать доброе дело перед лицом высшей справедливости. Как честный человек я просто должен был помочь тем, кому приходилось еще хуже, чем мне. И сейчас мне больно слышать о том, что «русские» обвиняют арабов в том, что якобы наши парни плясали на крышах от радости, что ракеты падают на израильские города.
Дело в том, что израильские арабы и во время войны не отменили назначенные свадьбы и отмечали их так, как это принято в нашей среде: громко веселились и стреляли в воздух. Незнающему человеку со стороны могло показаться, что кто-то веселится по случаю войны. Хорошо, что у меня есть видеокассеты с записью нескольких свадеб, и я готов продемонстрировать их любому.
Между прочим, израильское правительство думало, что совершенно необязательно заботиться о защите арабских населенных пунктов, потому что оно было уверено в том, что Насралла не будет бить по арабам. Поэтому нам есть в чем упрекнуть руководство страны.
Но дело сейчас не в том, кто кого не любит, а в том, что и нам, и вам здесь жить дальше. И надо разобраться в том, кто чего не понял.
Я часто слышу, что «русские», мол, особенно не любят арабов. И я каждый раз, услышав это, стараюсь вмешаться и высказать свою точку зрения. «Русские» - люди образованные, разумные, получившие интернационалистское воспитание. Рано или поздно они сориентируются в окружающей обстановке и поймут, что мы им не враги, а наоборот. Собственно они уже начали понимать...
Свой среди чужих
Пятидесятишестилетний Илья Найман, житель Кармиэля, провел всю войну в арабском селении Дир эль-Асад. Не из праздного любопытства и не из любви к рискованным экспериментам, а от отсутствия выбора, как странно бы это не звучало. Примерно за месяц до начала военных действий он открыл «у соседей» свой частный бизнес: небольшую коптильню рыбы. До этого он пытался пройти проторенной дорогой и получить разрешение на открытие предприятия в промышленной зоне Кармиэля. Собственно, мечту о своем личном деле он вынашивал и пестовал в течение нескольких лет. Загодя начал присматривать оборудование, наводил справки о том, как содержать собственный бизнес. Все официальные лица, с которыми он беседовал, приветствовали инициативу. Препятствие возникло неожидано. Когда он обошел множество инстанций, отдел экологии муниципалитета запретил открывать коптильню, пояснив, что даже для промышленной зоны это будет вредное предприятие, хотя дыма в промзоне по мнению местных жителей там хватает и без того.
Найман упорно боролся за свою мечту. В поисках правды дошел до самого Либермана. От имени руководства НДИ в муниципалитет действительно позвонили. Но и это не помогло. Защитники окружающей Кармиэль среды оказались непреклонными: нет - и все тут!
И тогда Илья в сердцах хлопнул дверью: «Не хотите - и не надо, я к арабам пойду!»
В Дир эль-Асаде без особых хлопот и бумажной волокиты согласились на открытие небольшого коптильного цеха. Тем не менее Илья отнюдь не надеялся на теплый прием со стороны местных жителей. Помещение под коптильню он снял в самом центре селения, напротив местного ресторанчика, где подают особый хумус. С местом, как выяснилось попозже, Найман подгадал удачно. Потому что поблизости от его коптильни оказалась и мастерская по ремонту автомобилей.
В первый же день его автомобиль, купленный по случаю, совсем недорого, естественно, со вторых рук, вышел из строя. Пока Илья тщетно пытался завести мотор, за ним внимательно наблюдали. Минут через пятнадцать после начала его безнадежных попыток тронуться с места, к нему подошел парень. «Я твой сосед, работаю здесь в автомеханической мастерской, меня зовут Саид, - сказал он. - Давай посмотрим, что там у тебя с двигателем». Неисправность устранили, и Илья сумел съездить и привезти сырье. Но нетрудно догадаться, что это оказалась не единственная поломка и далеко не последняя техническая проблема. Потом потребовались еще и консультации по электротехнике. И опять-таки мастер появился сам собой. Так что соседская помощь стала пригождаться регулярно. Самым удивительным было то, что за услуги с него никто не просил ни гроша. Это было не просто замечательно, а в его ситуации начинающего предпринимателя – спасительно: любой, кто имел дело с постановкой собственного дела, прекрасно понимает, насколько трудно продержаться в первый период работы, когда ты по уши в долгах, боишься сделать лишний шаг, чтобы не оказаться банкротом, и все время образуются все новые и новые непредусмотренные расходы.
А потом наступила война. Илья, естественно, не бросил свой бизнес, хотя в окрестных домах и не было никаких бомбоубежищ, и системы для включения сирены не работали. Прислушивались к тем, что доносились из Кармиэля. Местные сирены были запущены буквально за несколько дней до конца войны. Порой соседи стучали в его дверь: «Обстрел, ложись на землю, не двигайся!». Вечерами после всех поездок, улаживаний ситуации, тяжелой физической работы он просто валился с ног. И порой неожиданно для себя обнаруживал, что о нем снова позаботились: те же соседи приносили еду.
Логично предположить, что в этой точке мировоззрение человека коренным образом изменилось, и он пополнил собою немногочисленные ряды сторонников мира и дружбы между двумя крупнейшими израильскими общинами - арабской и русской - и теперь активно выступает, просвещая своих несведущих «русских» товарищей. Но действительность, как всегда, много сложнее предположений.
- Что вы думали об израильских арабах раньше, до того как открыли свое дело в Дир эль-Асаде? – спросила я Илью Наймана напрямик.
- Я в Израиле с начала девяностых, - начал он издалека. - Разумеется, все предыдущие годы я жил и работал только в еврейском секторе и общения с арабами старался по возможности избегать. Если бы городское руководство не приперло меня к стенке, отказавшись дать разрешение на открытие бизнеса когда я уже приобрел дорогое оборудование, и если бы я таким образом не был поставлен на грань разорения, то никогда бы в Дир эль-Асад не пошел. Такое «приключение» мне и в голову не приходило. Но чего только не бывает в жизни! Когда даже слово, замолвленное Либерманом, не помогло, я дошел до полного отчаяния - и решился!
Что касается моего отношения к проблеме израильских арабов, то я привык считать, что они, как это принято писать в русскоязычных газетах, «пятая колонна», внутренние враги, которые только и ждут повода выступить против нашего государства. Я всегда считал, что есть интересы еврейского большинства этого государства, и есть интересы меньшинства, которые вступают с первыми в естественное противоречие.
- Но насколько изменилось ваше отношение к арабам сейчас, когда вы получили редкую, недоступную для большинства русскоязычных возможность наблюдать арабскую среду изнутри?
- Мне очень трудно разобраться с собственными мыслями и чувствами, - задумчиво произносит мой собеседник. - Порой я даже думаю, что мне было бы легче, если бы окружение было ко мне настроено враждебно. Я ведь - чего уж там! - опасался, что будут подходить к окнам и кричать, мол, давай, дуй, отсюда в Россию или что-нибудь еще в таком же духе. Или будут улюлюкать вслед. Но все вышло совсем не так, как я предполагал. Все происходило ровно наоборот. И в чем я сегодня точно убежден, так это в том, что арабский сервис значительно лучше еврейского. И уж, конечно, евреи никогда не помогали бы мне так бескорыстно, как это делают арабы. Я лично не мог бы и пожелать себе лучших соседей по бизнесу. Они откликаются на любую проблему сами, их не надо просить прийти на помощь, они сами видят, когда человека требуется выручить. Но насколько я могу переносить личное отношение на общий подход - я не знаю. Тот факт, что имеет место хорошее отношение лично ко мне, несмотря на то, что я еврей, еще не означает наличия симпатии к государству.
Да, мы пережили вместе войну. Но я часто думаю: а если бы пришлось выбирать, в каком окопе они бы оказались? И этот вопрос меня мучает. Хотя повторю: лично я нашел поддержку, о которой и мечтать не мог.
Вот такая реальная история. В завершение нашего разговора Илья наотрез отказался от предложения опубликовать в газете свою фотографию.
- Я и без того между двух огней, - пояснил он. - Мои «русские» друзья и знакомые и так наблюдают за мной с некоторым опасением: мол, не запел ли я на арабский манер, очутившись в этой среде. Но и у арабов вопрос уважения - важнейший. И я всегда помню, что, как бы то ни было, номой бизнес существует благодаря им. Так что непростое оно, мое положение...
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: