Инициатива есть, а мира нет
28.10.2006 | 23:44
Ксения Светлова, "Новости недели"
Вот уже почти пять лет саудовская мирная инициатива будоражит умы и воображение то одних, то других ближневосточных политиков.
Неожиданно выдвинутая саудовским наследным принцем Абдаллой на саммите Лиги арабских государства в апреле 2002 года, эта инициатива, в основе которой лежит принцип "территории в обмен на всеобъемлющий мир", была практически сразу отвергнута Израилем. Через несколько недель после первой публикации саудовская идея претерпела ряд изменений – вместо "мира" в тексте появилось загадочное слово "нормализация", а еще через несколько месяцев, в разгар "интифады Аль-Акса" обсуждение саудовского проекта фактически сошло с повестки дня. Однако поскольку за прошедшие годы ничего лучше предложения Абдаллы бин Абд эль-Азиза на арабском политическом небосклоне так и не появилось, и с учетом того, что в свое время Белый дом высказал осторожную поддержку принцу Абдалле и его плану, арабские правители нет-нет, да и возвращаются к обсуждению этой инициативы. Пытаясь помирить ХАМАС с международным сообществом, весной этого года египетские посредники предложили лидерам этой организации принять текст саудовской инициативы и де-факто согласиться с правом государства Израиль на существование. Однако даже смягченный текст предложения Абдаллы не пришелся по вкусу лидерам ХАМАСа в Дамаске. Там немедленно отвергли все робкие попытки египтян "навязать палестинцам Израиль в оберточной саудовской бумаге".
На несколько месяцев про принца и его идею вновь позабыли, как вдруг на прошлой неделе ее неожиданно вытащил из небытия спикер ливанского парламента Наби Бери. Он заявил в интервью одному из ливанских телеканалов: "Пришла пора вспомнить о саудовской инициативе, если в Израиле действительно хотят мира". Наби Бери, некогда входивший в число лидеров шиитской группировки "Амаль", обладает прекрасными связями как в Дамаске, так и в Тегеране. Во время войны в Ливане он выступал как связующее звено между руководством "Хизбаллы" и ливанскими лидерами. Совершенно ясно, что сенсационные заявления Бери не могли появиться на свет без его предварительных консультаций с Дамаском.
Означает ли это, что ливанский ветер на самом деле дует из Сирии? И если да, то какой интерес преследуют сирийцы, лидеры которых не перестают выступать с воинственными заявлениями в адрес Израиля? В своем последнем публичном выступлении, сразу после окончания войны в Ливане, президент Башар Асад заявил: несмотря на то, что для Сирии мир является стратегическим выбором, это не единственный вариант, который рассматривается Дамаском.
Вполне возможно, что под прикрытием саудовской инициативы, о которой внезапно вспомнил Наби Бери, сирийцы рассчитывают избавиться от международной изоляции, куда они попали как по своей вине, так и по вине своих необузданных иранских друзей, одновременно преследуя несколько целей:
• Дамаск заинтересован в экономической поддержке Запада, так как страна переживает затяжной кризис.
• Хотя ход расследования обстоятельств гибели Рафика Аль-Харири практически не обсуждается в прессе, не исключено, что через некоторое время скандальные подробности этого дела могут принести массу неприятностей сирийскому режиму. В таком случае поддержка саудовской инициативы может означать плату за то, чтобы все обстоятельства дела Аль-Харири не были оглашены никогда.
• Если этот ход будет проведен Ливаном, Сирии не придется опровергать свои же собственные слова и обещания, так как в роли инициатора реанимации мирного процесса будет выступать Бейрут, а не Дамаск
• По опыту Норвежских соглашений сирийцы знают, что подобные процессы могут идти годами, если не десятилетиями, а аппаратов мониторинга за выполнением тех или иных соглашений как не было в 90-х годах, так нет и сегодня. А пока суд да дело, Дамаск может продолжать наращивать свой арсенал и, поступившись некоторыми своими друзьями в ХАМАСе и "Исламском джихаде", продлить существование своего режима еще хотя бы на десяток лет.
Уже через несколько дней после заявления Наби Бери официальная Доха также намекнула, что заинтересована в потеплении отношений с Израилем, направив приглашение главе израильского МИДа Ципи Ливни. Сроки визита Ципи Ливни в столицу Катара еще не определены, однако тамошние источники сообщают, что он может состояться еще до конца 2006 года...
Почти 10 лет назад, после того как Катар открыл свое представительство в Израиле, считалось, что следующим шагом на этом пути непременно станут полные дипломатические отношения, однако до подписания мирных соглашений дело не дошло – в сентябре 2000 года началась "интифада Аль-Акса". Тем не менее, израильское торгпредство в Катаре продолжало работать в обычном режиме, несмотря на давление Лиги арабских государств и решения Египта и Иордании отозвать своих послов из Израиля.
Либеральная позиция правителя Катара, шейха Хамада, не раз подвергалась критике со стороны других арабских лидеров. Однако подход катарского лидера к арабо-израильскому конфликту оставался неизменным. "Арабские страны обязаны сделать первый шаг навстречу Израилю. Нам необходимо провести региональную конференцию при участии международных посредников. Размежевание с Газой должно заставить нас задуматься о том, как будет выглядеть весь ближневосточный регион", - заявил шейх Хамад бен-Халифа Ат-Тани в сентябре 2005 года. Источники, приближенные к правителю Катара, сообщили, что на так и не состоявшейся конференции шейх собирался поднять вопрос о возрождении той самой саудовской инициативы.
В отличие от сирийцев, мотивы у Катара достаточно просты. Это небольшое государство, которое нередко называют страной "Аль-Джазиры", намеревается оспаривать роль ближневосточного посредника у Египта и Иордании и упрочить свое влияние в арабском мире. В любом случае очевидно, что лидеры арабских стран еще не раз будут возвращаться к тексту саудовской инициативы Возможно, чтобы хоть единожды предвосхитить события, Израилю также стоит внимательно перечитать этот текст и выработать четкую позицию, взвесив все "за" и "против" еще до того как этот вариант может быть навязан Ближнему Востоку международным сообществом...
Арабески
Загробный суд
Эмиратское законодательство не без оснований считается одним из самых суровых в арабском мире. Чуть заглядишься на хорошенькую женщину – огреют кнутом по спине, стянешь что-нибудь с прилавка – руку отрежут, а за прелюбодеяния могут и камнями побить. До смерти. Как оказалось, от стоглазых эмиратских аргусов преступника не спасет даже... смерть. По дубайским стандартам, 28-летний ливанец Мохаммед Саламе был нехорошим человеком. Следствие показало, что он часто распивал алкогольные напитки и нередко вступал во внебрачные связи. 11 июля Мохаммед пошел в полицию, выкупил свой паспорт, который был ранее конфискован в качестве залога, и отправился в Ливан. К несчастью для него, на следующий день на его беспокойной родине началась война и через несколько дней он погиб. Как сообщила его семья, вследствие бомбардировки израильских ВВС. Однако поскольку эмиратским властям никаких документов, подтверждающих его смерть, никто не представил, дубайский суд вынес приговор в отсутствие подсудимого и приговорил его к нескольким годам судебного заключения. Хотя преступник на тот момент был скорее мертв, чем жив...
Плодитесь и размножайтесь, дорогие иранцы!
Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад успел шокировать весь мир отрицанием Катастрофы европейского еврейства, а также категорическими высказываниями об уничтожении государства Израиль и необходимости переселения евреев всего мира в Антарктиду. После того как международные СМИ перестали обращать внимание на иранского скандалиста, Ахмадинеджад перешел на местные реалии и высказался на тему того, как решить демографическую проблему его страны. Поскольку население Ирана перевалило за 70 миллионов человек, в последние годы иранское правительство рекомендовало своим семейным гражданам ограничиться двумя отпрысками - чай не Китай. Однако Ахмадинеджад сам себе голова: он решил, что настоящий мусульманин двумя детьми ограничиваться никак не должен, и порекомендовал своим соотечественникам следовать предписаниям исламского закона. "По мне так пусть в нашей стране живут хоть 120 миллионов человек", - заявил новоиспеченный эксперт в области демографии, вызвав резкую критику со стороны многих иранских политиков. Услужливый пресс-секретарь правительства Голам Реза объяснил народу, что "слова президента не подразумевают смену политического курса. Президент просто хотел дать понять, что Иран еще не достиг своего демографического потолка". Неужели до 120?!
Гюльчатай, открой личико!
Египетский университет Хельван издавна считался рассадником радикального ислама. В семидесятых годах здесь зародились экстремистские движения "Аль-Тафкир ва аль-Хиджра" и "Аль-Джихад" (то самое, боевики которого убили президента Анвара Садата). В наши дни университетские власти решили объявить борьбу одному из проявлений радикального ислама. Отныне все стыдливые студентки, которые предпочитают закрывать все лицо чадрой, будут вынуждены проходить доскональную проверку при входе в университет. Носительницы чадры также не будут допущены на территорию общежитий. Это решение вызвало волну протеста среди студенток университета, которые считают, что черная занавеска на лице – самое лучшее украшение мусульманской женщины. "Девицы, которые одеваются вызывающе и привлекают всеобщее внимание, проходят в университет совершенно свободно. А мы, настоящие дщери ислама, обязаны проходить эту унизительную проверку!" - возмущается 21-летняя Рихан Сами. В ответ университетские власти заявили, что таким образом они всего лишь пытаются предотвратить проникновение мужчин на территорию женских общежитий. "Любой может надеть чадру, и никто не будет знать, девушка под ней скрывается или мужчина", - заявил пресс-секретарь университета.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: