67-летний Владимир Украинец станет первым израильским бездомным, получившим от Государства Израиль в качестве компенсации "за жизнь поломатую" 10 миллионов шекелей.
Такое решение на днях принял окружной суд Тель-Авива под председательством судьи Шмуэля Баруха. Кажется, все возможные варианты жизнеустройства бомжей мы уже видели, однако такого видеть еще не доводилось
Шестнадцать лет назад Владимир репатриировался в Израиль из Украины. Приехал один - жена и дочь остались на бывшей родине. В Украине он был неплохо устроен, работал инженером-экономистом, но решил попытать счастья и перебраться в Израиль, благо родной его дедушка был еврей и поэтому Владимир имел право на возвращение. Но судьба его на исторической родине сложилась не самым лучшим образом. Устроиться по специальности ему не удалось. Некоторое время работал дворником, постепенно пристрастился к алкоголю, потерял работу, а потом и жилье, и в конце концов стал бездомным. Долго бродяжничал, ночевал на скамейках в тель-авивских парках, питался чем Б-г послал (в Израиле с едой для бомжей нет проблем), пока однажды не был задержан патрулем депортационной службы министерства внутренних дел. Документов при нем не оказалось, потому что их вообще давно уже не было. Его задержали для выяснения всех обстоятельств дела и проверки личности, потом препроводили в тюрьму для лиц, подлежащих выдворению из страны. Но точно выяснить все данные так и не смогли. "Беспашпортный" не помнил номера своего теудат-зеута. Сделав несколько попыток разобраться и не сумев прояснить до конца запутанную историю Владимира, его оставили в теплом "казенном доме". На долгие годы его приютом стала камера предварительного заключения тюрьмы "Маасиягу".
...Когда несколько дней назад он впервые вышел за ворота тюрьмы, и тяжелая дверь закрылась, а он остался стоять посреди сверкающего дня на улице, его радости не было предела.
- Я свободен, - кричал он, забыв о своем солидном возрасте. - Слышите все? Я свободен!
Владимира Украинца вызволила из тюрьмы адвокат Захава Гур, добровольно взявшаяся за это дело. Сегодня он проживает в одном из домов престарелых в Акко. Пока ему не разрешают общаться с прессой, хотя в очередь уже встали 80 изданий на разных языках плюс телевидение. Подробности этой удивительной истории для нашей газеты рассказала Захава Гур.
- Как вы познакомились с Украинцем? Вряд ли можно предположить, что он обратился в вашу контору.
- Где-то в конце 1999-го или в начале 2000 года я пришла навестить одного из своих клиентов, который подлежал депортации. Мне показали заодно и этого заключенного. Он отличался от сумрачных иностранных рабочих, которые ждали депортации, сидел в уголке с печальным выражением лица и вглядывался во входящих. Его внешность вызывала доверие, он показался мне симпатичным человеком, поэтому я согласилась выполнить его просьбу и в следующий раз принесла ему сигареты. По разным делам я постоянно оказывалась в "Маасиягу". Ее обитатели менялись, а этот человек все сидел. Увидев меня, каждый раз приветливо махал рукой, улыбался. Я каждый раз спрашивала, что ему еще принести с воли. Постепенно мы стали чувствовать себя просто друзьями. Я специально для него покупала рубашки, майки, сигареты. Однажды он попросил меня разобраться в его деле. "Я никому не сделал ничего плохого, - сказал он. - Не нарушил закон ни одной страны: ни Украины, ни Израиля. Почему же я нахожусь здесь? Разве человека, задержанного без паспорта на улице, надо держать несколько лет в тюрьме? У меня безвыходная ситуация, к кому только я не обращался, но никто не берется мне помочь, никто не хочет тратить время и силы на меня, ведь у меня нет ни копейки, чтобы нанять адвоката... Но выйдя на волю, я разобьюсь в лепешку, а заработаю... Кого я только не уговаривал помочь - политиков, журналистов, никто не отозвался... В тюрьме ему дали прозвище Симпатия. Он вызывал во мне сочувствие, и я решила постараться ему помочь.
- У него были какие-то бумаги, доказывающие, что он имеет право находиться в Израиле?
- Никаких. Это вообще оказалось самое удивительное дело из всех, с которыми мне до сих пор пришлось сталкиваться за много лет работы с обитателями КПЗ. А моя специализация как раз проблемы иностранных рабочих, депортация из страны нелегалов, то бишь лиц, находящихся здесь без какого бы то ни было статуса, туристов, приехавших по гостевым визам и задержавшихся на несколько лет... Украинца, как выяснилось, действительно держали в камере предварительного заключения без предъявления какого-либо постановления на это и без приговора суда. Поначалу его объявили человеком, незаконно получившим израильское гражданство. Но лишение кого-либо гражданства – это определенный процесс, за которым стоит предъявление четких доказательств того, что этот человек действительно получил израильское гражданство обманным путем и потому лишается его. Во всяком случае, должны быть соответствующие документы. Если же он находился в стране без всякого статуса, то и на этот счет должны быть какие-то записи. Но он не был иностранным рабочим, не был нелегалом, его не лишали гражданства. Изучая его дело, я не обнаружила ни одного постановления, которое было бы кем-то подписано. Вот где фокус! Меня это просто потрясло. Я принялась направлять запросы в различные учреждения - в МВД, в полицию и так далее. До этого я никогда не сталкивалась с фактом длительного пребывания человека за решеткой при том, что ему не были предъявлены в законном порядке какие-либо обвинения. Владимир рассказывал, что его обвиняли чуть ли не в причастности к мафии и террористическим группировкам. Говорил, что его пытались выдворить в Украину, но, поскольку, получив израильское гражданство, он утратил гражданство украинское, и этот вариант не удался. То есть ясно: человек сидит в тюрьме ни за что. После бесконечных запросов в различные ведомства в попытках прояснить, что стояло за этим задержанием, я в конце концов поняла, что решить вопрос может только суд. Мы обратились в БАГАЦ, и по решению этого суда он был освобожден из тюрьмы. Потом подали иск против всех государственных учреждений, от которых зависела его судьба: МВД, полиции, депортационных служб, Управления тюрем и т.д. Иск рассматривал тель-авивский окружной суд. Решение - в пользу истца.
- Вы были свидетелем тому, как человек без доказательств его вины коротал свои дни в тюрьме. Каково ему приходилось?
- Он очень страдал. Иностранные рабочие, которые постоянно на короткий срок оказывались его соседями по камере, его били, если он не выполнял каких-то их просьб, требовали, чтобы он обеспечил их то сигаретами, то конфетами, то еще чем-нибудь. В массе своей они были значительно моложе его и потому сильнее. Так что ему доставалось от соседей по первое число.
- Из чего сложилась такая огромная цифра – десять миллионов шекелей компенсации?
- Я считаю, что человеку, незаконно задержанному и проведшему в заключении несколько лет без совершения преступления, положена солидная компенсация. Государство Израиль лишило его свободы, не вдаваясь в детали, не пытаясь установить истину. Разве потом государство не должно за это ответить? Верховный суд принял нашу сторону и постановил выплатить моему подопечному компенсацию, которую мы просили.
- Это решение окончательно?
- Нет, к сожалению, оно еще может быть обжаловано в течение сорока пяти дней. Ведь на процессе государство и его учреждения не выставили защиты и теперь, воспользовавшись этим обстоятельством, могут потребовать пересмотра дела в Верховном суде. Конечно, это нежелательный для нас вариант, но... Как бы ни сложилось, как минимум Владимир Украинец останется на свободе, его никто не выдворяет более из страны, и живет он сейчас в нормальных, человеческих условиях. Как максимум он таки получит компенсацию, может, чуть меньшую, за то, что его незаконно держали в тюрьме, но вполне вероятно, что он таки окажется миллионером. Кроме того, я не вижу реальных причин, которые заставили бы суд пересмотреть дело.
- Как вы думаете, не станет ли эта история примером для других бомжей, которые начнут требовать через суды компенсации за то, что государство довело их до такой жизни?
- Нет, я так не считаю. Это дело совершенно уникально. И суть его в том, что человек без документов был посажен за решетку на много лет. Поэтому здесь вряд ли могут быть серийные дела.
- Владимир делился с вами своими планами по поводу того, как он собирается потратить деньги? Уже начал присматривать виллу на берегу моря?
- Конечно, поначалу он решит жилищную проблему... Насчет виллы – вряд ли. Думаю, он остановится на обычной квартире. Но этого надо еще дождаться.
***
Наша алия чрезвычайно обострила проблему бездомных в Израиле. Вместо считанных десятков их появились многие сотни. Вариантов решения этой проблемы не так уж много. Об одном из самых ярких экспериментов – создании приюта "Теплый дом" в Ашдоде - наша газета писала дважды. Рассказывали мы и о бунте бомжей, проживавших в специальном приюте в Петах-Тикве. Тогда бывшие жители улиц тоже поднимали вопрос о своих правах. Ситуация же, в которой оказался Владимир Украинец, - просто вызов израильской правовой системе. Даже если человек совершенно "беспашпортный", он все равно человек, и отсутствие документа - еще не повод бросать его за решетку.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)