Половина израильтян ненавидит репатриантов из бывшего СССР и ультраортодоксов - об этом говорят результаты исследования, проведенного группой "Гешер".
Другие исследования неоднократно подтверждали, что между светской и религиозной общинами Израиля существует практически непреодолимая преграда. Картина, что и говорить, невеселая. Охотников попытаться прошибить собственным лбом эту стену не так уж и много. Тем удивительнее, что нашлась целая группа молодых энтузиастов, которые прикладывают существенные усилия для того чтобы наладить сообщение между светским и религиозным мирами.
Вот уже три месяца сотрудники нескольких известных хай-тековских предприятий, а также бизнесов, действующих в сфере высоких технологий, находят по четвергам в своих электронных почтовых ящиках странные послания. Это новый, совершенно необычный вариант недельного комментарий к Торе. Его составляют специально для людей высоколобого израильского хай-тека пять молодых раввинов - члены группы "Цоар". Комментарий полностью соответствует требованиям электронной переписки. Он эффектно оформлен и, самое главное, короток: всего одна страница, которую легко пробежать глазами и понять, стоит ли погружаться во внимательное чтение. С точки зрения иудаизма рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается любой бизнесмен или руководитель предприятия.
В одном из последних выпусков, к примеру, рассматривается личность Авраама авину, праотца еврейского народа, с точки зрения современной теории лидерства. Приводятся основные характеристики лидера: способность задавать себе и другим нестандартные вопросы, умение ставить на обсуждение коллектива самые насущные проблемы. Прочитавший такое послание руководитель предприятия невольно задумается, а умеет ли он "зрить в корень", задавая вопросы. Созвучность мыслей авторов религиозного издания и читателей, работающих в светских коллективах, безусловно, покажется удивительной. А вместе с ощущением этой созвучности возникнет и желание познакомиться с теми, кто это издание выпускает.
Недельный комментарий для людей, занимающихся бизнесами в области высоких технологий, – это новый проект, над которым "Цоар" размышлял последние полгода. А мне вот повезло, я уже целый год лично знакома с равом Хагаем Гроссом, генеральным директором добровольческого объединения раввинов. Встретившись с ним впервые, я не сразу сообразила, что высокий парень в спортивном свитере и есть тот самый раввин. Бывший солдат боевых частей, бывший преподаватель ТАНАХа в светском тихоне "Макиф гимел" в Ашдоде, Хагай обдумывает различные формы общения религиозных и светских.
- Хагай, давайте напомним читателям, что такое "Цоар" и чем было вызвано появление этой организации на свет.
- Причина появления "Цоара" – раскол, который образовался в израильском обществе между религиозными и светскими. Образовался он давно, но стал особенно пугающим в последнее десятилетие. Поворотным моментом стало убийство премьер-министра Ицхака Рабина. До этого светские и религиозные как-то ладили между собой, проявляли достаточную терпимость друг к другу, и очень многие представители светской части населения поддерживали связь с раввинами, советовались по разным семейным вопросам. Так вот, одиннадцать лет назад, когда произошло убийство Рабина и, к нашему величайшему сожалению, оказалось, что убийца - религиозный человек, началась откровенная пропаганда против раввинов, которые якобы толкнули его на этот шаг. И хотя потом эта версия была полностью опровергнута и впоследствии удалось доказать, что раввины ни в чем не виноваты, стереотипы уже сложились. Между светскими и религиозными возникла пропасть, которая стала еще больше после эвакуации еврейских поселений Гуш-Катифа. В итоге совсем исчез обычай поддерживать отношения с одним и тем же раввином, советоваться с ним. Люди и думать забыли об этом, а ведь такой порядок всегда существовал в еврейской общине. Репатрианты, по естественным причинам, тоже примкнули к светскому лагерю, ведь они провели долгие годы в прежней стране, будучи полностью отчужденными от своей национальной традиции. Но и на новой родине они не поспешили к ней прийти.
- Почему вы выбрали своей аудиторией людей хай-тека? Разве это основные оппоненты религиозных сограждан?
- Это наиболее передовая, или, как принято говорить, продвинутая часть светского общества. Поэтому нам стратегически важно наладить диалог с ними, чтобы войти в контакт с другими представителями нерелигиозного населения. Второе важное направление нашей работы – это проведение свадеб. Мы считаем, что можно приобщить светских людей к еврейскому наследию, и лучше всего начинать общение в момент, когда готовится свадьба. Мы берем на себе проведение хупы – кстати, на добровольных началах. В этом году мы поженили две с половиной тысячи пар, это примерно двадцать процентов от общего числа нерелигиозных молодоженов. Еще одна идея - нам очень хочется сделать синагоги более открытыми, чтобы они привечали и светских людей, в том числе репатриантов. Сейчас идет обсуждение того, какие синагоги будут в этом проекте участвовать.
- Скажем честно, большинству наших читателей не до чтения специального комментария, подготовленного для молодых израильских светских интеллектуалов. У нас проблемы пожестче. Захотела бабушка выдать замуж внучку, как полагается, - хупу поставить, гостей созвать. А с нее требуют: докажи еврейство. Пошла она в раввинат подтверждать свое еврейство. А там ее никто и не ждет. Хотя уж больше подтверждений, чем у этой бабушки, кажется, не придумаешь. Во Вторую мировую маленькой девочкой бежала с родителями в эвакуацию, чудом выжила, потом, став взрослой, несколько раз оказывалась уволенной - антисемиты периодически производили чистки состава работников. И вот теперь, будучи человеком преклонных лет, она должна проходить суровый экзамен, нервничая, а вдруг не сдаст, подведет семью. Недолго и сердечный приступ схлопотать. К тому же отношение к нашим бабушкам в раввинатах не всегда дружелюбное. Что на это скажете?
- Да, нам прекрасно известно, что кое-где в раввинатах не слишком привечают репатриантов и не всегда обращения туда заканчиваются так, как хочется просителям. Поэтому мы и решили построить некий мост между репатриантами и раввинатами, создав при "Цоаре" объединение "Шорашим". Его работу поддерживает министерство абсорбции и фонд "Ави Хай". Сотрудники "Шорашим" – русскоговорящие раввины пытаются помочь Его сотрудники – русскоговорящие раввины, они пытаются помочь людям восстановить документы, при необходимости провести расследование, которое может подтвердить еврейское происхождение. Нам известно, что среди тех, кто не признан МВД евреями, немало репатриантов, которые не могут доказать принадлежность к своему народу из-за отсутствия соответствующих документов. Точный адрес для ответов на специфические ваши вопросы и есть "Шорашим".
Прислушавшись к совету Хагая Гросса, я обратилась к раввину Шимону Ар-Шалому, возглавляющему "Шорашим".
- С тех пор как год назад вы начали свою деятельность, сколько обращений к вам поступило?
- Всего около тысячи. В основном это были просьбы помочь с доказательством еврейства.
- Не маловато ли для миллионной русскоговорящей общины? Не свидетельствует ли эта цифра о провале всей затеи? Столько сил затрачено – и всего тысяча обращений.
- Но эта цифра – свидетельство того, что начало общению положено. Было бы наивно думать, что только свистни - и народ сам повалит... Да пожалуй, этого и не нужно. Евреи повсюду штучный товар. Мы исходим из этого принципа. А убедить население в том, что в общении с раввинатами у них могут быть союзники, не так просто, ведь недоверие укреплялось в течение многих лет. Люди привыкли воспринимать раввинаты как некие враждебные им учреждения, и изменить этот подход непросто.
- А разве этот подход неоправдан? Раввинаты весьма настороженно относятся к русскоговорящим просителям, много раз перепроверяя их документы... Вам, к примеру, во всех случаях удается найти контакты с представителями раввинатских судов, когда речь идет о репатриантах?
- К нам относятся с пониманием, поскольку мы знаем, каким образом надо говорить и какие документы подготовить, во многих случаях процедура упрощается. Я хочу подчеркнуть: люди, обратившиеся к нам, четко делятся на несколько категорий. Первая – это евреи, которые утратили документы по объективным причинам, письменные свидетельства об их национальной принадлежности были потеряны во время войны или, скажем, в период голода в Украине. Если можно отыскать людей, которые помнят бабушек из этих семей, мы стараемся отправить по названным адресам своих представителей, как бы далеко ни пришлось ехать. Были случаи, когда наши сотрудники добирались до отдаленных местечек бывшего СССР и отыскивали важнейшие сведения, путешествуя по заброшенным кладбищам и расспрашивая старожилов. Кроме того, учтите, что официально нам не разрешено пользоваться государственными архивами на территории Украины и России. Ради того, чтобы у одной из наших клиенток состоялась настоящая еврейская свадьба с хупой, пришлось послать следовательскую группу аж в Забайкалье. А ведь подобные экспертизы стоят недешево. Так что даже если не в тысяче, а в нескольких считанных сверхсложных случаях удается подтвердить еврейство обратившегося к нам человека, мы бываем счастливы. Восстановление справедливости даже по отношению к одной семье – это замечательно. Но не всегда, даже если раввинатский суд признал данного гражданина евреем, МВД соглашается внести соответствующие записи в свой компьютер, и это самая серьезная и острая проблема, из которой мы пытаемся найти выход. Представьте себе: проделан огромный путь, проведено расследование, собраны все необходимые документы, свидетельства, выигран суд, а человека все равно не записывают евреем. (Взаимоотношения раввинатских судов и комиссии по особым ситуациям – тема для особого разговора. Вскоре мы обсудим ее на страницах нашей газеты. – В.М.).
- Значит, есть таки настоящие евреи, но без соответствующих документов. А еще какие есть?
- Еще есть люди, верящие в то, что они евреи, и пытающиеся это доказать. К нам нередко обращаются граждане, которые много лет считали себя евреями, но на самом деле таковыми не являются. Ведь среди тех, кто различными путями пытается подтвердить еврейство, есть - не будем лукавить - довольно большая группа неевреев. В таких случаях мы начинаем объяснять человеку, что у него не получится подтвердить то, чего нет, зато у него есть возможность поразмышлять над тем, как пройти гиюр, если ему это действительно важно.
- Все это интересно, но для убедительности, хотелось бы получить цифры: сколько дел прошло через ваши руки и сколько из них потом прошло через раввинатские суды. Каков, так сказать, конечный продукт вашей деятельности?
- За прошедший год мы полностью завершили изучение около двухсот очень сложных дел, потребовавших сбора свидетельств, восстановления родословной и так далее, и тому подобное. Из этого количества сто семьдесят дел было передано на рассмотрение раввинатских судов. Проблема этих семей, таким образом, решена. В большинстве случаев уже вынесено положительное решение, остальные находятся в процессе рассмотрения. При этом, хочу подчеркнуть: к нашим рекомендациям отношение очень уважительное. Мы ценим свое слово и просто так его не даем. Примерно пятнадцать процентов из числа проверенных нами дел – это истории семейств, у которых нет шансов на подтверждение еврейства. Как я уже сказал, мы относимся к ним с сочувствием, понимая, что если пятнадцать лет назад мама вписывала в свои документы в графе "национальность" – "еврейка", то делала она это из лучших побуждений, стараясь обеспечить хорошее будущее детям. Теперь мы определяем, что более актуально для этих детей, – принять гиюр или оставить все как есть. Кроме того, наш информационный центр ежедневно отвечает на десятки вопросов граждан.
- А много ли тех, кто пытается вас обмануть?
- К счастью, нет, таких было не более десятка.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)