"У меня осталось прекрасное чувство от этой встречи!", - заявил Эхуд Ольмерт после беседы с Джорджем Бушем. "Такое же, как от предыдущей, в мае?" - поинтересовались журналисты."Нет, еще более прекрасное", - ответил им Ольмерт.
Без сомнения, у нас есть повод порадоваться за своего премьер-министра, за его "прекрасные чувства". Будем надеяться, что чувства эти сохранятся надолго, и весь наш народ, который он представляет, будет испытывать нечто подобное. Обидно, правда, что подобный восторг не выразил президент США, но, опять же, будем надеяться, что как человек более сдержанный он просто предпочел не афишировать его.
Другое дело, не вполне понятно, что именно привело нашего премьера в такой восторг. У нас на глазах в регионе складывается вполне определенная геополитическая ситуация, и так называемый свободный мир, в авангарде которого шагают США, не знает, как преодолеть эти не слишком благоприятные тенденции.
С одной стороны, пресловутая ось Иран-Сирия-"Хизбалла"-ХАМАС. Сегодня позиции лидера "Хизбаллы" Хасана Насраллы сильнее, чем были четыре месяца назад, до войны с Израилем. 12 ноября лондонская "Санди таймс", со ссылкой на источники в израильском разведывательном сообществе, опубликовала статью, в которой говорится о значительном усилении "Хизбаллы". Газета цитирует один из источников в Израиле: "Мы полагаем, что после окончания боевых действий "Хизбалла" существенно пополнила свой арсенал ракет, оружия и военной техники. Сейчас в распоряжении Насраллы уже 20 тысяч ракет различной дальности, то есть больше, чем было до 12 июля".
Секретом Полишинеля являются продолжающиеся поставки иранского и сирийского оружия "Хизбалле", однако никто даже не пытается воспрепятствовать этому. Две недели назад специальный посланник ООН на Ближнем Востоке Терье Ларсен официально предупредил правительство Ливана, что контрабандные доставки оружия "Хизбалле" из Сирии продолжаются, а это значит, что нарушается резолюция Совета Безопасности ООН №1701. Однако Кофи Аннан, как и европейские дипломаты, подчеркивает: итальянские, французские, испанские военнослужащие не ставят перед собой цель разоружить "Хизбаллу" или перехватывать караваны с оружием для нее. Их задача – следить за соблюдением договоренностей. "Соблюдение договоренностей" воспринимается весьма специфично. Французские военнослужащие готовы расчехлить орудия ПВО, чтобы "сдержать вторгающиеся в ливанское пространство израильские самолеты", но контрабанда оружия через сирийскую границу их не касается. Эта линия поведения вряд ли для кого-то явилась сюрпризом. Разве что для израильского МИДа, который заверял, что достиг "важного успеха", добившись размещения расширенного контингента ООН в Южном Ливане.
Между тем, Башар Асад открыто издевается над всем миром, признавая, что с сирийской территории в Ливан идут караваны с оружием и боеприпасами, однако подчеркивая, что "закрыть герметично границу невозможно". Нечто подобное, напомним, он заявлял в ответ на требования США перекрыть иракскую границу, однако когда угроза прямого американского военного вмешательства стала реальностью, оказалось, что перекрыть эту границу можно, и даже достаточно надежно. Однако Израиль так активно обсуждает возможность мира с Сирией, что вряд ли у Асада появится даже малейшее желание перекрывать границу.
По оценкам разведки, к следующей весне "Хизбалла" не просто восстановит, но существенно усилит свой потенциал и свою инфраструктуру, и будет готова к новой схватке. Более чем вероятно, что на этот раз она получит прямую поддержку Сирии, которая, видя слабость и уступчивость своего южного соседа, утратит прежний страх перед ним.
Что касается Ирана, то и здесь ситуация не дает оснований для "прекрасных чувств". Двусмысленные угрозы Израиля своими силами уничтожить ядерный потенциал этой страны, воспринимаются в мире как пустая хвастливая риторика. Подобное бахвальство звучало из уст нашего восторженного главы правительства в самом начале второй ливанской компании, и всем известно, чем это закончилось. Если в противодействии "Хизбалле" Израиль оказался несостоятелен, то каковы основания полагать, что дело будет обстоять по-иному с намного более могущественным противником?
Высокопоставленный американский дипломат почти открыто обвинил Израиль в демагогии. Иран, по его словам, слишком большая страна, ее ядерная инфраструктура так причудливо разветвлена, укреплена и спрятана, что Израиль вряд ли может нанести ей сколько-нибудь существенный урон. Не говоря уже о последствиях такого рода операции для самого еврейского государства.
Значит, остается надеяться исключительно на международное вмешательство. Шансы на это, и без того призрачные, уменьшились еще больше после победы Демократической партии на выборах в конгресс. Демократы на словах поддерживают Израиль и говорят о "моральных обязательствах" перед нашей страной, но выступают за уход войск коалиции из Ирака и "приоритет дипломатических усилий" в отношении Ирана. На практике это значит – меньше угроз, больше умиротворения. Этот же курс поддерживает Великобритания – Тони Блэр уже заявил о поиске нового подхода к политике Тегерана и иракской проблеме.
Администрация Буша загнана в угол. Давление изнутри и извне слишком велико, чтобы его игнорировать. Уход Рамсфельда стал завершающим аккордом эры неоконсерваторов. "Ястребы" разлетелись из Белого дома, и на смену им приходят республиканцы-прагматики. На авансцену внешней политики США выдвигается Джеймс Бейкер. Характерно, что Джордж Буш встречался с Бейкером в преддверии встречи с Ольмертом и обсуждал с ним пути ближневосточного урегулирования. Напомним, Бейкер был госсекретарем в каденцию Буша-старшего и сравнивал себя с охотником на фазанов, который выслеживает свою добычу, чтобы подстрелить ее на взлете. "Фазаном" в данном случае был Израиль. Впрочем, на этот раз от Бейкера потребуется намного меньше изобретательности, ибо на "фазана"-Ольмерта, в отличие от "фазана"-Шамира, даже не придется охотиться, он сам прилетит на ощип.
Вторым гостем Буша был Ли Гамильтон, бывший конгрессмен от демократов и сторонник вывода американских войск из Ирака. Концепции Бейкера и Гамильтона не новы и не слишком оригинальны, однако весьма проблематичны для Израиля.
Суть этих концепций проста: с Ираном следует наладить контакт (напомним, Бейкер обладает немалым опытом в области налаживания отношений с исламскими диктатурами и теократиями) и усилить координацию с американскими традиционными союзниками – арабскими режимами и Европой. Это позволит нормализовать ситуацию в Ираке и вывести оттуда войска, даже если ценой этому будет усиление иранского присутствия в этой стране, рост шиитского экстремизма и хаос в арабском мире.
Для этого следует стабилизировать ситуацию в израильско-палестинском конфликте. На практике "стабилизация" означает более умеренный подход к политике ПА, смягчение режима санкций в отношении ХАМАСа и сдерживание израильских акций возмездия. В случае, если к власти в автономии придет правительство национального единства во главе с технократами, США получат превосходный предлог реализовать свою стратегию.
Не исключено, что в рамках этой концепции будет изменен и подход к Сирии. На протяжении многих лет "прагматики" в обеих партиях США и в госдепартаменте были сторонниками "конструктивного вовлечения" Сирии. Теперь в Вашингтоне могут вернуться к этой формуле в надежде, что таким образом удастся отколоть Сирию от Ирана. Это очередная иллюзия, но у нее появляется все больше сторонников, в том числе и в Израиле. Несомненно, такой подход только придаст дополнительную уверенность Башару Асаду и может подтолкнуть его на новые авантюры.
И еще один момент, который, по всей видимости, неизбежен. Видя, что Запад не способен остановить Иран, перепуганные арабские режимы, прежде всего Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Алжир и даже ОАЭ, вступят в атомную гонку, чтобы получить собственную "исламскую бомбу". Теперь уже суннитскую – в противовес шиитской у Ирана. Это означает качественно новый виток гонки вооружений на Ближнем Востоке, который приведет к окончательной потере Израилем сдерживающей силы.
Такое развитие событий не просто возможно - оно, увы, наиболее вероятно и создает серьезную стратегическую угрозу еврейскому государству в будущем. Как намерены наш премьер и его доблестный министр обороны противостоять всем этим вызовам и угрозам, не вполне ясно. А если точнее, не ясно вовсе. Нам остается только радоваться тому, что он полон "прекрасных чувств", и они с каждым месяцем становятся все прекраснее.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)