Портал ISRAland - израильские новости


22 Ноября 2024 [21 Хешвана, 5785 г.] В Иерусалиме
Взгляд: В Израиле
Архив статей

Бедуинская интифада: прелюдия

23.11.2006 | 00:28


Евгения Кравчик, "Новости недели"

6 ноября, на пике операции ЦАХАЛа по "зачистке" Бейт-Хануна, электронная почта доставила мне интригующее послание: "Исламское движение Негева имеет честь пригласить вас на демонстрацию протеста против израильского вторжения в Газу".


Мероприятие планировалось на 7-е число и должно было состояться на перекрестке Леавим, в непосредственной близости к бедуинскому городу Рахат. В назначенный день, однако, правительство Израиля в авральном порядке вывело подразделения ЦАХАЛа из Бейт-Хануна. За этим последовал артобстрел, в результате которого 19 палестинцев погибло и несколько десятков было ранено. Премьер-министр Ольмерт сходу расшаркался перед палестинцами и принес им искренние извинения за гибель мирных граждан. В ответ палестинцы усилили ракетные обстрелы Сдерота и прилегающих к сектору Газы населенных пунктов.

Демонстрация активистов Исламского движения Негева была перенесена на 9 ноября в центр Беэр-Шевы. Правда, по случаю вывода подразделений ЦАХАЛа из Бейт-Хануна тему митинга поспешно изменили, посвятив акцию главной проблеме, третирующей бедуинов Негева, - многолетнему спору о землевладении.

"Красный рассвет"

Рано утром 9 ноября по прилегающим к сектору Газы населенным пунктам было выпущено несколько ракет и реактивных снарядов. "Два из них упали на территории населенного пункта, повредив здание; несколько человек находятся в состоянии шока", - сообщила в 9.00 радиостанция "Галей ЦАХАЛ".

"Если нетрудно, уточните, пожалуйста, место падения", - позвонила я с дороги в армейскую пресс-службу. "Кибуц Беэри", - ответили мне.

Значит, до начала шествия в Беэр-Шеве туда не успеть, поняла я, глянув на часы.

Оказавшись около комплекса правительственных учреждений в центре столицы Негева, слышу усиленные мегафоном голоса. А вот и колонна демонстрантов. Возглавляют ее депутаты кнессета Талеб ас-Сана и д-р Дов Ханин из компартии ХАДАШ.

Прошагав по городу с плакатами, требующими равенства, справедливости и отставки Дуду Коэна (позже мне станет известно, что он - начальник Южного округа МВД, издающего ордера на снос незаконных построек), бедуины направились к площади с фонтаном.

Внезапно из толпы выскочил перевозбужденный юноша. Отчаянно жестикулируя и выкрикивая что-то по-арабски, он попытался вклиниться в первую шеренгу, но был схвачен полицейскими и препровожден в участок.

- К чему призывал этот человек? - спросила я одного из старейшин.

- Я не говорю на иврите…

- Это - подстрекатель! - сообщил сотрудник беэр-шевской телекомпании. - Пытался спровоцировать драку. Не удивляйтесь: в наших краях такое случается нередко.

Наконец мне повезло: шейх Абед Рахман владеет ивритом.

- Что заставило вас выйти на демонстрацию? - спрашиваю я его.

- Правительство приняло решение разрушить деревню Амульхара, в которой проживает "хамула" Абулькахан - более тысячи человек, - говорит он. - В нашей деревне порядка 50 домов. Добротные, двухэтажные, не кибитки и не шатры. Члены "хамулы" живут на этом месте 50 лет. И практически всем нам предъявлены ордера на снос.

- А раньше где жила ваша "хамула"?

- В Бейт-Кама. Затем нас переселили в Леавим, а потом выделили участок земли в Амульхара. Я родился уже на новом месте, прожил там 43 года. Там родились одиннадцать моих детей. Двое страдают синдромом Дауна, двое других - эпилепсией.

- Вы работаете?

- Я инвалид: перенес перелом позвоночника. Работать не могу.

- В таком случае на какие средства существует ваше многочисленное семейство?

- На пособия Службы национального страхования. Кроме того, помогают родные… Сейчас нам грозит выселение. Землю у нас отбирают не под армейскую базу, как это было много лет назад, и даже не под строительство больницы. Вместо нас на нашей земле решили поселить евреев!

По пути в Беэр-Шеву я обратила внимание: пейзаж по обе стороны шоссе существенно изменился. Исчезли стада баранов и верблюды, зато появились указатели, из которых явствует, что здесь ведутся работы по прокладке трансизраильского шоссе. Именно это, как и намерение основать в Негеве новые населенные пункты, является главной причиной непрекращающихся акций протеста бедуинов.

Демонстранты занимают площадь у фонтана. Начинается митинг. Основная масса активистов Исламского движения выступает по-арабски. Я улавливаю лишь фамилии: Ольмерт… Либерман… И снова - Либерман и Ольмерт…

- О чем они говорят? - обращаюсь я к полицейскому, только что передавшему по телефону в штаб свежие разведданные.

- Я не переводчик, - огрызается страж порядка, окидывая меня подозрительным взглядом.

Тем временем мегафон перехватывает активист Исламского движения, владеющий ивритом.

- Когда наши дети видят, как сносят дома, в которых они родились и выросли, они не говорят: "Мой дом разрушили МВД и полиция". Они говорят: "Евреи снесли наш дом"… - разносится над площадью негодующий голос. - Вы сами формируете целое поколение, которое ненавидит государство. Опомнитесь, пока не поздно! Поддержите нас: мы ведем справедливую борьбу не только за свой дом, но и за дальнейшее мирное сосуществование между евреями и арабами.

Немного истории

До вторжения в Палестину турок бедуины Негева считали себя единственными хозяевами пустыни. Не было здесь ни государственности, ни контроля. "Хамулы" посильнее захватывали те участки земли, на которых можно было вырыть колодец и добыть дефицитную воду. Кражи и вооруженный грабеж были таким же законом пустыни, как и периодически вспыхивавшие бои за источники воды.

С присоединением Эрец-Исраэль к Оттоманской империи царившему в Негеве беспределу попытались положить конец: бедуинам запретили грабить путешественников, а нарушителей начали отдавать под суд. В целях поддержания законности стали создаваться полицейские участки. Имя одного турецкого полицейского до сих пор у многих на устах: Абу-Друиш - Мустафа аль-Арнаут. Он отличался особой жестокостью. Бедуинские матери пугали Абу-Друишем непослушных детей. Звали его "сержантом", хотя воинский чин аль-Арнаута до сих пор неизвестен. Главное - именно он был в Негеве монопольным начальником: казнил и миловал. "Абу-Друиш - наш Аллах", - говорили о нем бедуины.

Впрочем, единственной целью коррумпированных турецких властей был… грабеж самих бедуинов! Собирали "бакшиш" проверенным способом: в пустыню отправлялось воинское подразделение во главе с офицером. Разбивали шатры, созывали старейшин и диктовали им свои требования. Отказ подчиниться грозил не только традиционной поркой, но и тюрьмой. Бедуины быстро уразумели: лучше уж заранее принять и удовлетворить все условия посланцев турецкого губернатора, чем навлечь на свою голову новое нашествие солдат.

Первый в Негеве полицейский участок был построен в том районе, где ныне находится город Офаким. Его начальником назначили негра арабского происхождения Марджана Эге. Он был известен особой жестокостью и наводил ужас на бедуинские племена. Называли чернокожего не иначе, как "господином"…

Не удалось установить в Негеве и в пустыне Арава хотя бы отдаленное подобие законности и британским властям. Единственное новшество - учрежденные англичанами суды старейшин, состоявшие, впрочем, из шейхов. Одна из таких судебных инстанций располагалась в палатке в пустыне Арава и разрешала конфликты, то и дело вспыхивавшие между бедуинами Палестины и Иордании. Аналогичный "суд" действовал в Рафиахе. Он добивался перемирий ("сулха") между местными и синайскими бедуинами. В качестве судей выступали шейхи - старейшины противоборствующих "хамул".

Показателен изданный в 1942 году "Указ о контроле над бедуинами", позволявший губернатору наказывать всю проштрафившуюся "хамулу", а не только ее предводителя.

Постепенно в крупных населенных пунктах началось строительство капитальных зданий полицейских участков, внешне напоминающих крепости (классический пример – Бейт-Гуврин). Подконтрольную территорию - бескрайние просторы пустыни - полицейские бороздили на верблюдах. Британцы не доверяли полицейским и требовали, чтобы каждый из них вел дневник, в котором отражалась бы его работа. Старейшины ставили в этих дневниках закорючку, удостоверяющую, что их "проконтролировали".

Вот как описывает ситуацию в Негеве израильский ученый Сасон Бар-Цви: "В 1946 году я посетил полицейский участок в деревне Бир-Аслудж. Во дворе стояла увитая ветвями беседка, в которой гостей поили замечательным черным кофе. Там-то я и сидел с начальником полиции Абедом Альсаламом. Внезапно явился бедуин - видимо, чтобы подать жалобу. Не успел он и рта раскрыть, как "сержант" вскочил и набросился на него с кулаками. Я спросил: "Уважаемый, за что бьешь?" - "Я слишком хорошо их знаю, - отвечал начальник. - Каждый удар приносит мне деньги!" Те, кому было известно о слабости полицейского, виртуозно ее использовали: они "подкармливали" местного надзирателя, получая в обмен полную свободу действий".

После Войны за независимость власти Израиля не стали совершать в пустыне никаких переворотов. На месте остались всё те же полицейские участки и межплеменные суды. Нам было ясно, что мы не сможем переломить господствующие среди бедуинов тенденции: главенствовать там по-прежнему будут старейшины и их доверенные лица", - подчеркивает Бар-Цви.

И действительно, поначалу патрулировали Негев полицейские-израильтяне, к каждому из которых был приставлен переводчик. Из шатров участки переместились в… патрульные автомобили! Отныне полномочия британских "сержантов" были переданы евреям, а позже и полицейским из числа бедуинов…

В первой половине 50-х ЦАХАЛ предпринял робкую попытку расширить спецназ, состоявший из бойцов, патрулировавших Негев на верблюдах. Командовал им сержант Амос Яркони. Пытались создать в Негеве и конное подразделение под командованием Хаима Тавори. Они, однако, не прижились в пустыне: там действуют свои законы.

Долгое время израильским властям не удавалось хотя бы минимально закрепиться в Негеве и внедрить в местные "хамулы" "разведчиков" – их тут же опознавали. В результате многие районы превратились в "деревни-убежища" для конокрадов, грабителей и других нарушителей закона. В среде местных бедуинов по-прежнему господствовало "золотое правило": тот, кто сотрудничает с властями, - предатель.

Суды старейшин тем временем продолжали мирить рассорившиеся "хамулы": кто-то угнал верблюда; кто-то не вернул долг… Правда, теперь бедуины тщательно скрывали от госструктур заключаемые старейшинами "сулхи". Даже если полиции удавалось задержать правонарушителя, доказать его вину в суде было невозможно: "внезапно" исчезали все свидетели и вещественные доказательства. Заговор молчания - еще одно "золотое правило" бедуинов.

По утверждению Сасона Бар-Цви и других исследователей, наивысшая ценность для бедуина - кровное родство, интересы "хамулы". Все остальное - второстепенно.

За годы существования государства кое-каким израильским политикам удалось сблизиться со старейшинами некоторых "хамул". Если перед выборами в кнессет шейх приказывал проголосовать за МАПАЙ, МАПАМ, а впоследствии - за блок МААРАХ, - безграмотные в своей массе бедуины в организованном порядке являлись на участки и опускали в урны бюллетени с нужными буквами. Чаще всего пачку бюллетеней запихивал в урну сам шейх: никаких наблюдателей на участках не было.

"Сулха" и по сей день считается среди бедуинов их собственным БАГАЦем. И только еврейским правозащитникам от леворадикальных партий удалось не просто просветить королей пустыни, но и подать от их имени немало апелляций в настоящий БАГАЦ.

По мере роста политического сознания шейхов усиливается и битва за землю. Правда, в последние годы бедуины вконец разочаровались не только в "Аводе", но и в МЕРЕЦе: ни первая, ни вторая партия не выполнили своих громких предвыборных обещаний и не вернули бедуинам монопольное право на землю и водные источники.

Образовавшийся вакуум доверия тут же заняло Исламское движение.

С точки зрения профессуры

В митингующей у фонтана бедуинской толпе выделяется высокий мужчина в джинсовой куртке. Знакомимся. Профессор Орен Ифтахиэль преподает в Беэр-Шевском университете географию и городское планирование.

- В Негеве проживает огромная бедуинская община, - говорит он. - Однако основанные ими деревни до сих пор не получили официального статуса. Они считаются незаконными постройками, хотя стоят на земле, принадлежавшей бедуинам еще до провозглашения государства. Чудовищная несправедливость! Правительство хочет сконцентрировать всех бедуинов в семи поселках городского типа: Рахаде, Лакие, Сейфе, Сегель-Шаломе, Тель-Шеве и других… Недавно начато строительство еще нескольких аналогичных поселений. Однако жители почти 50-ти деревень не согласны освободить свои земельные участки - вот правительство и пытается заставить их убраться, или, как говорят сами бедуины, "очистить Негев от арабов". Это - грубейшее попрание прав человека! Во-первых, бедуины жили в Негеве и до создания Государства Израиль. Во-вторых, они страшно бедствуют, отчаянно нуждаются в поддержке со стороны государства.

- Давно ли вы занимаетесь изучением проблемы бедуинов Негева?

- Пятнадцать лет.

- Если память мне не изменяет, правительство вот уже много лет настоятельно предлагает бедуинам вселиться в современные многоквартирные дома, которые государство готово для них построить, однако обитатели Негева отказываются под тем предлогом, что не смогут привыкнуть к городской жизни…

- Среди бедуинов есть разные люди, - соглашается профессор. - Всего в Негеве их проживает 150 тысяч человек плюс еще сто тысяч - на севере страны, в Галилее. Община отнюдь не однородна. Тем не менее, я убежден: государство должно позволить остаться на земле тем, кто привык заниматься сельским хозяйством. Государство пытается провести в Негеве этническую чистку. Почитайте статьи Либермана - в ваших русских газетах их небось постоянно печатают. Он считает, что Израиль принадлежит только евреям. Либерман ошибается! Есть здесь и арабские граждане, которые должны пользоваться равными с евреями правами, - в противном случае грош цена демократии! Политика, проводимая правительством в Негеве и по отношению к арабам вообще, - это не демократия, а апартеид.

- Разве израильские арабы не получают пособий от Службы национального страхования? Разве они лишены пособия по безработице? .

- Нет, отчего же - социальные пособия они получают, но… Нет у них водоснабжения, нет нормальных дорог, не строятся школы.

- Извините, что я вмешиваюсь, но должен внести небольшую поправку, - вторгается в нашу беседу случайно оказавшийся рядом еврейский житель Беэр-Шевы. - Бедуины Негева захватывают все больше и больше неиспользуемых государственных земель. Воду они подводят к своим участкам пиратским способом: крадут у кибуцев, без разрешения подключаются к центральному водоводу компании "Мекорот". Никаких налогов они, в отличие от нас, не платят, зато (и это вы верно заметили) получают на всех своих жен и детей социальные пособия. Государство постоянно предлагает бедуинам стать цивилизованными людьми и жить в городах. Однако они категорически не согласны.

Выражение лица профессора резко меняется.

- Вы прервали мое интервью! – наступает он на неожиданно возникшего оппонента. - Как вам не стыдно обвинять бедуинов в краже! Есть среди местных жителей и нарушители закона, и даже преступники. Но главная проблема не в этом. Главная проблема заключается в другом: до создания в 1948 году Государства Израиль у бедуинов Негева было двенадцать миллионов гектаров земли, а к сегодняшнему дню осталось процентов пять от того, чем они владели. И государство продолжает конфискацию.

- Кстати, каков официальный статус земли, на которой построены деревни бедуинов? - интересуюсь я.

- Это - спорная земля, - объясняет профессор Ифтахиэль. - К сожалению, у бедуинов нет документов, которые подтверждали бы их собственность на эту землю.

А далее профессор неожиданно для меня произнес фразу, неоднократно слышанную мною от менее образованных (мягко говоря) соотечественников:

- Каждый русский, приехавший в Израиль, сходу получает земельный надел и все гражданские права, зато люди, чьи семьи столетиями жили здесь до вас, лишены элементарных прав. Вопиющая несправедливость! Вот и сейчас, пока в Беэр-Шеве проводится демонстрация, власти сносят дома бедуинов. Это и есть преступление!..

(Окончание следует)

"Новости недели"

При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)

Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Реклама в Израиле


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп | Новости в фото | Новости за вчера
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции сайта новостей ISRA.com.
При перепечатке гиперссылка на сайт Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2024 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

последние новости США ISRA.com рейтинг Система Orphus