Мастер-класс под открытым небом
03.12.2006 | 01:31
Евгения Кравчик, "Новости недели", фото автора
Что может заставить вменяемого человека вылезть в 5 часов утра из постели, чтобы к семи добраться до Бейт-Говрина, расположенного в паре километров от КПП Таркумия? Чтобы получить ответ на этот вопрос, я дождалась субботы и отправилась в направлении Хевронского нагорья.
Оказавшись ближе к полудню на живописнейших холмах в окрестностях кибуца Бейт-Говрин, застаю сюрреалистическую картину: на крыше старинного пустующего строения идет коллективная фотосъемка. Работает народ азартно: заприметив выигрышный ракурс, вооруженные камерами "жаворонки" плюхаются на бетонный пол, ползают на карачках, а отпетые экстремалы взбираются прямо на карниз.
- Вы только поглядите, как легла тень! - замечает руководитель мастер-класса Юрий Бондер.
Через четыре месяца Юре исполнится 40 лет. В стране он с 1994 года. Родился и вырос в Челябинске, репатриировался из Москвы. Окончил тренерский факультет педагогического института, после чего три года проучился в медицинском.
В школьные годы Юра, подобно многим сверстникам, посещал кружок фотографии, а в институте с головой погрузился в учебу – хобби отошло на второй план.
Увлечение фотографией вспыхнуло с новой силой уже в Израиле. Шел как-то Юра по улице и встретил Кармела Скутельского - фотохудожника с мировым именем.
"Чем снимаешь?" - поинтересовался Бондер.
"Вот!" - Скутельский вытащил из кофра камеру.
"Где можно купить такую же?"
"Фотомагазин - за углом".
Ни секунды не раздумывая, Юра свернул за угол…
С тех пор с аппаратом не расстается. Погрузился в мир удивительных, порою парадоксальных образов.
Творческую манеру Бондера не спутаешь ни с чьим фотографическим "почерком", хотя пользуется он крайне лаконичными изобразительными средствами. Стихия Юрия – тончайшая игра цвета, удивительно насыщенные, звонкие оттенки. Великолепно передает фактуру. Виртуозно выстраивает композицию. Работы Бондера столь же красочны, сколь и эмоциональны, и философски.
Бондер - призер многих международных фотовыставок: Париж, Торонто, Нью-Йорк... В ноябре 2005 года в Москве в зале Союза журналистов на Гоголевском проспекте с оглушительным фурором прошла его персональная выставка. В Израиле Юрий не только учит, но и учится.
Медали и восторженные рецензии нисколько не вскружили ему голову. Да, присужден Бондеру приз международной Ассоциации фотохудожников FIAP. Да, по достоинству (золотом!) оценены его работы в Японии. Тем не менее, раздутое "эго" Юрию явно не грозит.
- К наградам я отношусь спокойно, - говорит он. - Зато к фотографии – нет: болезнь, проказа, но - в положительном смысле слова. Я могу снимать 24 часа в сутки.
- Далеко не каждый мастер вашего уровня готов делиться с другими своими познаниями… - замечаю я.
- Я действую по принципу: умеешь сам - научи другого! - парирует Юрий.
- Правда ли, что пленочная фотография обладает большими возможностями, чем цифровая?
- Самое главное - какой у фотографа глаз, каково его вИдение, - говорит Юрий. - Если ты фотограф от Бога - снимешь шедевр даже консервной банкой. Камера - всего лишь инструмент для получения изображения, не более.
Недавно российское издательство "Арт-Сити" выпустило альбом художественной фотографии "Обнажение". Вошли в него работы 24 известнейших фотохудожников. Снимки Юрия Бондера занимают в толстом (345 страниц - 5 килограммов!) эксклюзивном издании достойное место.
Диапазон интереса: от терактов до… "памперса"
Пока Бондер обдумывает нюансы следующей композиции (мастер-класс посвящен съемке разрушенных памятников архитектуры и работе с обнаженной натурой), знакомлюсь с единомышленником Юрия - 36-летним Эдуардом Штерном. В стране он 16 лет, репатриировался из города Черновцы. Выпускник Киевского института кинематографии. Основанная Штерном арт-студия - одна из ведущих в стране. Занимается бизнес-рекламой и промышленной фотосъемкой: громадные рекламные щиты, буклеты, проспекты…
- А что вы любите снимать для души? - спрашиваю я.
- Людей и природу! - отвечает Эдуард.
- Есть ли у вас склонность к репортажной съемке?
- Да. В Тель-Авиве я снимал на местах всех терактов, - говорит Эдуард. – Последствия двух взрывов в районе старого автовокзала в ресторанчике "Рош ха-ир", теракт в ночном клубе "Стейдж"…
Сделанные Штерном фоторепортажи публиковались во многих израильских и зарубежных изданиях.
- Если на другой день после теракта меня ожидает съемка рекламы, я всячески пытаюсь ее отложить: знаю, что не смогу переключиться – пережитое еще долго преследует… - объясняет Эдуард.
- Вы пять лет руководите крупной арт-студией. Что это за работа?
В ответ Эдуард приводит показательный пример:
- Пару дней назад мы снимали рекламу. Собрались в студии на три часа, а выбрались оттуда - на рассвете… При этом никто из фотомоделей не капризничал и домой не просился: либо ты полностью отдаешься своему делу - либо так и останешься в дилетантах.
- В середине 90-х был распространен такой бизнес: агентства предлагали девушкам попробовать себя на новом поприще и требовали заплатить за подготовку портфолио немалые деньги, а потом "испарялись" вместе с полученным гонораром… - вспоминаю я.
- С тех пор многое изменилось, - замечает Штерн. – Теперь уже за портфолио берут тысячу двести долларов, а не шекелей и… всё так же "испаряются", не передав клиентам фотографии! Просто в 1992-94 годах этот сомнительный бизнес выезжал в основном на репатриантках из стран СНГ, вырвавшихся на свободу и мечтавших стать моделями: дешевенькие агентства располагались в районе старого тель-авивского автовокзала. Зато сейчас подобные студии арендуют в центре города фешенебельные офисы с обитыми натуральной кожей диванами. Отсюда - и цены. Правда, в последние годы большинство жертв - израильтяне. "Русские" успели поумнеть.
Модель - психолог. Профессиональный!
В сторонке греется на солнышке белокурая девушка. Пока участники мастер-класса обмениваются мнениями, фотомодели готовятся к новой съемке.
Светлана Бельская в стране 6 лет. Приехала из Оренбурга в возрасте 19-ти лет по программе "Села", предназначавшейся для тех, кто в России хотя бы год проучился в вузе.
- Об Израиле мне было известно немного, - вспоминает Светлана. – Я знала, что девушки служат в армии, а в шабат носят длинные черные юбки. Вот я и приехала со специально сшитой для субботы юбкой и невероятным желанием призваться в армию.
Поначалу в ЦАХАЛ Свету не брали: переросток. Но затем смягчились и сделали для нее исключение.
- Смею предположить, что вы не работали секретарем кого-то из высших офицеров?
- Вы правы: я была солдаткой-учителем! – улыбается Светлана. – До отъезда в Израиль я успела окончить первый курс факультета психологии и мечтала работать с трудными подростками. Так и получилось: меня направили в Рамле. Занималась с индусами из проблемных семей. Было очень тяжело. Но социальные работники щедро делились с нами знаниями и опытом.
Службу в ЦАХАЛе Светлана вспоминает со светлой ностальгией:
- Идешь по улице в военной форме – и испытываешь несказанную гордость, - говорит она.
После демобилизации Светлана решила хотя бы год поработать, а уж потом будет видно, в какой вуз поступать. Услышала по радио объявление: проводится конкурс "Золушка ХХI века".
- Я подумала: мне двадцать два года, значит – сейчас или никогда, - говорит она. – Сомнения, конечно, были, но и попробовать себя на новом поприще очень хотелось.
Конкурс оказался нелегкой работой: занудное собеседование, пробная съемка… Света прошла отборочный тур успешно. С тех пор подрабатывает моделью ("Это не профессия, это – хобби"), а учится в Ашкелонском академическом колледже на факультете социологии и педагогики. Вот-вот получит первую степень.
- Параллельно я учусь на заочном факультете психологии Российского университета, - говорит она. – Съездила летом в Оренбург, восстановилась. Работать мечтаю с детьми.
Живет Света в Ашкелоне.
- Кстати, в какой части города вы обитаете - северной или южной?
Заданный мною вопрос вызывает у Бельской понимающую улыбку:
- Вы, конечно, подразумеваете обстрелы "кассамами"? На наш район Ган ха-Врадим уже падали ракеты. Год назад репатриировались родители - им гораздо сложнее, чем мне. Но и они потихоньку привыкают к новым реалиям.
Старший брат Светланы - опытный боец: отслужил в войсках противовоздушной обороны. Его, как и Свету, ракетными обстрелами не удивишь.
- Работаю я в городском Дворце культуры - Гейхал а-Тарбут, - рассказывает она. – Пару недель назад, когда по Ашкелону выпустили сразу три ракеты, мы услышали удары. Выскочили на улицу. Кто-то из сотрудников позвонил домой – там подтвердили: "Только что по городу выпустили три "кассама". Мы вернулись на рабочие места: людей во Дворце культуры полно, жизнь продолжается.
Во время операции "Защитная стена" Светлана служила в армии. Оставшиеся в Оренбурге родители – Ирина и Анатолий - страшно волновались за дочь, постоянно названивали в Израиль. Зато сейчас, после репатриации, Бельские расслабились: усиленно вживаются в нашу нетипичную (мягко говоря) действительность.
- Как восприняли родители, что их дочь - фотомодель?
- Они мною гордятся! – улыбается Света. – Мама постоянно носит в сумочке мою фотографию.
- Тяжело ли выдержать съемку, подчас – изнурительную, многочасовую, к тому же проходящую в крайне дискомфортных условиях – на раскаленном песке или на холоде?
- Всё зависит от отношения к тому, чем ты занимаешься, - говорит Света. – Я не отношусь к профессии, как к тяжелому труду, а, скорее, как к приятному действию. Де-факто модель – соучастник творческого процесса. Это только на первых съемках тобою командуют, учат, как посмотреть, куда повернуться. А потом ты уже сама знаешь, для какого кадра нужно сгруппироваться, убрать руку, поджать ногу. Мы ведь слушаем во время мастер-классов лекции по теории! Значит, умеем работать и с композицией, и со светом.
- Не мечтаете фотографировать самостоятельно?
- Мечтаю! – восклицает Светлана. – К тому же я неплохо рисую. Правда, мое направление – графика, карандаш…
Светлану снимают не только "русские" фотографы, но и израильтяне: Гай Мендель, Цахи Вазана. Как модель, она высочайше котируется. Но и цену себе знает:
- Бывает, зайдешь в агентство и с первого взгляда – по одежде, в которой тебе предлагают сняться, - понимаешь: не тот уровень, - говорит она. – Зато работать с участниками мастер-класса – несказанное удовольствие. Большинство - фотографы-интеллектуалы, очень интересные люди.
Свету зовут на крышу: начинается практическое занятие.
Через пару минут она войдет в образ - и я с трудом узнаю в томной длинноногой красавице похожую на подростка девушку, ехавшую в Израиль с мечтой отслужить в ЦАХАЛе. Модель - та же актриса. Просто сегодня вместо декораций - живописный горный пейзаж.
Встречное движение
Занятия с ивритской группой проводит известный фотохудожник Нисан Канас. Знакомлюсь с некоторыми слушателями. Майк Барзи, выпускник Беэр-шевского университета, владелец аудиторской фирмы, увлекается фотографией с детства.
- С появлением цифровой техники искусство фотографии резко шагнуло вперед, - говорит он. - Сегодня оно представляет собой синтез фотографии, живописи и компьютерной графики. Крайне увлекательное занятие!
- В чем, по-вашему, преимущества российской школы?
- Прежде всего - в богатейших традициях, - говорит Барзи. – В Израиле немало профессиональных фотографов, но технике лучше учиться у "русских" – другой уровень, иная глубина мысли и понимания!
Аналогичного мнения придерживается Томер Дуэк из Кфар-Сабы.
- Фотографией я увлекаюсь 15 лет, - говорит он. – Увидел в интернете на одном из сайтов работы Юрия Бондера – тут же ему написал. Созвонился, познакомился. И вот я здесь!
Томер увлеченно обменивается мнениями с "русскими" фотографами. Один из них - Владислав Кравцов, житель Беэр-Шевы, сотрудник кирьят-гатского отделения фирмы "Интел". Знание компьютера помогает Владиславу в реализации творческих задумок.
Приобщил к фотографии Владика отец, Лев Кравцов. Ровно полжизни Владик провел в Израиле. Воин-резервист, танкист. В период срочной службы участвовал в боевых операциях в Ливане.
- В июле этого года наше подразделение привели в состояние наивысшей готовности, предупредив: если потребуется, танкистов, приписанных к Южному округу, призовут по "восьмому приказу", - говорит Владислав.
Увлекается Кравцов не только съемкой: он собирает старинные камеры - немецкие и советские. Имеет уникальную коллекцию – порядка 60 аппаратов.
- Самый старый - "Лейка" середины 30-х годов, которой пользовались немецкие летчики, - говорит он. – Работает нормально – оптика замечательная.
Еще одно увлечение Кравцова – горный туризм. Гималаи, Альпы – где только он не путешествовал! И только в Израиле приходится топать с рюкзаком по бескрайним пескам пустыни. Впрочем, с фотокамерой пешие походы обретают особый шарм.
Известный израильский фотохудожник Михаэль Коэн уже не первый год выезжает с Юрием Бондером на совместные съемки. И хотя седовласый Михаэль годится Юре в отцы, разница в возрасте нисколько не мешает дружбе ветерана израильских ВВС с фотохудожником-репатриантом.
Узнав, что Коэн всю жизнь прослужил в авиации, я осторожно предполагаю:
- Значит, демобилизовались вы в чине полковника…
- В чин полковника я был произведен еще в 1973 году, - произносит Михаэль с ностальгической улыбкой.
Участник всех войн, Михаэль пилотировал боевые вертолеты и легендарные "Геркулесы". В 70-е годы командовал эскадрильей. Совершал рейды над Ливаном. Со срочной службы демобилизовался в 1983 году, а потом много лет продолжал участвовать в резервистских сборах.
…Пока одна из групп занимается съемкой в лесу, я знакомлюсь с бывшим директором школы, с сотрудниками фирм хайтека - сабрами и "русскими". Все они сходятся во мнении: творчество сближает. Правда, расстановка сил изменилась: сегодня уже не сабры абсорбируют репатриантов, а "русские" таланты - жизнерадостных сабр.
На обратном пути из Бейт-Говрина я поймала себя на крамольной для неисправимой "совы" мысли: видимо, придется через пару недель заставить себя встать на рассвете, чтобы поучаствовать в очередном мастер-классе. Искусство требует жертв!
На снимках:
Руководитель мастер-класса Юрий Бондер: "Научился сам – научи другого"
Девушки-модели и бабушки-фотографы
Азартные игры
Здоровая конкуренция
У природы нет плохой погоды
Ракурс – залог успеха
Светлана Бельская: "Фотомодель – соучастник творческого процесса"
Теперь вы знаете: тень отбрасывает вовсе не облако, а верный ассистент фотографа
Такой кадр мужчины вряд ли заметят
Головокружительно, упоительно: адреналин!
Для вас, эстеты!
Хевронское нагорье
Мы славно потрудились – можем отдохнуть
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: