Через несколько дней после подписания Мюнхенского соглашения, когда Чемберлен объявил своим согражданам, что "привез им мир", Риббентроп заявил, что его страна тоже хочет мира при одном незначительном условии: если Германии предоставят право на владение Данцигским коридором (то есть польским Гданьском).
История воспроизводит себя с пугающим постоянством, заставляя и плакать, и смеяться одновременно. В прошлый вторник неизвестные в упор расстреляли в Ливане министра промышленности, лидера христианских фалангистов Пьера Жмайеля. Пьер Жмайель был открытым и решительным противником Сирии и "Хизбаллы", и ни у кого ни в Ливане, ни в мире нет сомнений, кто стоит за его трагической гибелью. Несмотря на волну "таинственных" покушений, прокатившихся по Ливану в 2005 году, убийство молодого ливанского министра - наиболее дерзкая и вызывающая акция после взрыва автомобиля, в котором ехал Рафик Харири. Это откровенная пощечина ливанскому правительству и премьер-министру этой страны Фуаду Синьоре, поддерживающему план ООН по созданию трибунала для расследования убийства Харири; ливанским христианам, выступающим против Сирии и "Хизбаллы" (напомним о харизматическом влиянии клана Жмайель); наконец США и Франции, добившихся вывода сирийских войск из Страны кедров. "Если вы полагаете, будто мы ушли из Ливана, то оставьте эти иллюзии, – таков прямой посыл авторов кровавого преступления Вашингтону и Парижу. - Не вы, но мы будем править в этой стране - через "Хизбаллу", через своих агентов, коллаборационистов, через хаос, кровь и братоубийственную войну. Вам, поборникам демократий и прав человека, остается только примириться с этим фактом"...
А теперь перенесемся совсем в другую точку земного шара - в благословенный мир демократии, в обитель благополучия и здравого смысла. Конечно, вы уже поняли, что речь идет о США. Несколько недель назад здесь произошли события, казалось бы, не имеющие никакого отношения к кровавой драме, разыгрывающейся на Ближнем Востоке. Победа демократов в конгрессе, расцененная как провал внешней политики Джорджа Буша, уход с политической арены "ястребов"-республиканцев. Покинул свой пост глава Пентагона Дональд Рамсфельд – последний сильный человек в окружении президента, единственный последовательный сторонник решительных действий в войне против исламского экспансионизма и тоталитаризма.
Президент Ирана Ахмадинеджад был прав, когда предрекал, что нынешняя администрация США с ее воинственным курсом - не правило, а исключение из правил. Через шесть лет после триумфа неоконсерваторов к власти в Вашингтоне пришли конформисты, и первое, что они сделали, - начали корректировку ошибок своих предшественников.
Мы еще не имеем перед собой официальных выводов группы при конгрессе по изучению ситуации в Ираке. Но из многочисленных "утечек" в СМИ (как обычно, профессионально инициированных) уже знаем, каковы эти выводы будут. И без утечек легко было догадаться, зная, что группу возглавляют бывший госсекретарь США Джеймс Бейкер и бывший конгрессмен Ли Гамильтон. Мы знаем также, что политику в Белом доме все больше определяют так называемые прагматики в республиканской партии, близкие к Бушу-отцу, типа нового главы Пентагона Боба Гейтса. Мы знаем их подход, их концепцию, их мировоззрения, ничем по сути своей не отличающиеся от воззрений Невиля Чемберлена. Такая же вера в силу компромисса, в плодотворность уступок и закулисных сделок, в то, что от агрессора можно откупиться, бросив в его ненасытную пасть очередного союзника.
Авторы нового курса верят: чтобы позволить США быстро и безболезненно вывести войска из Ирака, следует как можно быстрее вовлечь в игру Сирию с Ираном и заставить Израиль пойти на уступки палестинцам.
Абсурд? Не первый и не последний. Обычный для просвещенных и добропорядочных демократий маневр. Никакая история их ничему не учит и не научит. "Трудно поверить, что можно избрать подобную политику, - настолько она глупа. Но, похоже, именно она будет избрана. Идея, что Иран, президент которого провозгласил своей целью "мир без Америки", будет таскать за нас каштаны из иракского пекла, не поддается здравому смыслу. Как и идея, что иракский кризис можно решить за счет Израиля. Эти ребята (руководители группы) совершенно потеряли голову", - так прокомментировал новый американский курс один из руководителей консервативного American Enterprise Institute политолог Джошуа Муравчик.
Тем не менее, факт остается фактом: США взяли курс на сближение с Дамаском и Тегераном в надежде на их "помощь". Иранцы довольны. Довольны настолько, что смеются великой державе прямо в лицо. Иран готов помочь США и Великобритании выбраться из иракского болота, если они уберутся с Ближнего Востока, предлагает Ахмадинеджад. Что ж, Джеймс Бейкер нашел достойного покровителя и союзника.
Теперь настало время Сирии похвалить США за столь трезвый подход к проблеме. Дамаск готов помочь США, но у него есть условия. Главные – отдача Голан и восстановление сирийского контроля над Ливаном. И вот первое доказательство серьезности сирийских намерений: наемные убийцы в упор расстреливают машину лидера христианской общины Ливана. Если это кому-то не нравится, это его дело... С точки зрения Асада, убийство Жмайеля - двойной ход, и ход беспроигрышный. Во-первых, если США проглотят это убийство (а они проглотят, не говоря уже о французах), значит, они приняли сирийские условия игры. Во-вторых, Ливан вновь отброшен к краю пропасти, и это, с точки зрения Дамаска, также сулит большие дивиденды.
Если христиане и друзы решатся принять вызов Насраллы, то, скорее всего, проиграют. Ибо в количественном отношении шииты стали в Ливане доминирующей силой, у них превосходная, боеспособная армия, сумевшая противостоять "сионистам", у них тысячи приверженцев, за ними наконец Иран и Сирия. Фаланги маронитов и друзские формирования разоружены, разрозненны и, главное, лишены союзников. Ибо Запад, как всегда, оставит их на съедение агрессору, а на Израиль после летней компании никто всерьез уже не рассчитывает, он вышел из ближневосточной игры, перестал быть локальной сверхдержавой и пытается лишь бороться за выживание. Но скорее всего христиане и друзы не пойдут на конфликт с "Хизбаллой", и последняя добьется своей цели: пересмотра политического расклада сил в Ливане в пользу шиитов, которые стали доминирующей группой в демографическом отношении. Насралла уже потребовал для себя треть министерских портфелей и права вето на правительственные решения, а в качестве угрозы вывел в начале месяца пятерых шиитских министров из состава кабинета.
Выбор Фуада Синьоры (и ливанской антисирийской оппозиции вообще) ограничен: либо смириться с требованиями "Хизбаллы" и Сирии, либо бросить им вызов и проиграть.
Убийство Пьера Жмайеля стало первой платой Америки за "конструктивное вовлечение Сирии" (излюбленная фраза госдепартамента). Однако главные векселя еще впереди...
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)