Израильская разменная монета в российской тюрьме
06.12.2006 | 17:47
Итамар Айхнер, Наташа Мозговая, «Едиот ахронот»
Заключенные – Эли Кац, Шимон Хиршхорн, Владислав Каган и Шалом Касирер – были осуждены за контрабанду алмазов из России. Несмотря на многократные обращения израильской стороны, Россия отказывает в их освобождении, вопреки конвенции, подписанной между странами.
Государственные представители: Россия предпринимает меры для экстрадиции Невзлина, а израильские заключенные являются обыкновенными заложниками.
В розыске: Леонид Невзлин. Подозревается в мошенничестве и в заказных убийствах. Леонид Невзлин, 46 лет, был одним из акционеров российского нефтяного гиганта ЮКОС. Летом 2003 года после ареста одного из акционеров компании, Невзлин репатриировался в Израиль.
В то время российская Генпрокуратура утверждала, что не располагает какими-либо уликами против Невзлина, но со временем количество подозрительных фактов возросло. Два его компаньона – Михаил Ходорковский (который в прошлом считался самым богатым человеком в России) и Платон Лебедев – были обвинены, а позднее осуждены в преступлениях "белых воротничков", связанных, в частности, с отмыванием капитала, мошенничеством и неуплатой налогов. Но против Невзлина были выдвинуты дополнительные подозрения, в соответствии с которыми в тот период, когда он занимался вопросами безопасности в ЮКОСе, он лично заказал покушения на жизнь людей, которые "мешали компании". Сотрудник отдела безопасности компании, который, якобы получал от Невзлина указания, уже осужден на 20 лет тюремного заключения.
По утверждению Невзлина, речь идет о политическом преследовании. Кремль, по его словам, пытался устранить Ходорковского, финансировавшего оппозиционные структуры, а по ходу дела – национализировал ЮКОС, одну из наиболее прибыльных компаний в России. Невзлин также финансировал оппозиционные структуры в России, а со времени своего нахождения в Израиле еще больше увеличил вклад в это дело. Кроме всего вышеперечисленного, он высказал ряд критических замечаний в адрес Путина в иностранных СМИ и американском конгрессе.
В течение последнего года, вследствие обвинительного приговора в отношении его друзей, Невзлин несколько сократил свою деятельность и сосредоточился, в основном, на филантропии и вопросах, связанных с еврейскими организациями. Он возглавляет попечительский совет Музея диаспоры и является одним из жертвователей Еврейского агентства.
Несмотря на все это, Кремль не успокаивается. После того как ряд обращений российской прокуратуры к Израилю были отклонены, к делу был подключен израильский адвокат.
***
Четверо израильских граждан являются заложниками в московской тюрьме. Российские представители объяснили семьям заключенных, что только в том случае, если правительство Израиля экстрадирует в Россию олигарха Леонида Невзлина, оппонента президента Путина, власти удовлетворят просьбу Израиля о передаче четырех заключенных для отбытия наказания в израильской тюрьме.
Намеки о возможной сделке в обмен на экстрадицию Невзлина были сделаны также израильским официальным структурам. Их представители говорят, что, по всей вероятности, рассмотрение дела четырех заключенных тормозится сегодня именно в связи с вопросом экстрадиции Невзлина.
Израильские заключенные – это Эли Кац (52 года), Шимон Хиршхорн (65 лет), Владислав Каган (41 год) и Шалом Касирер (см. отдельное сообщение). Они были осуждены за контрабанду алмазов из России, – преступление, считавшееся в прошлом очень серьезным, но изменившее свой статус.
Суд в России приговорил Каца к 11 годам тюремного заключения, из которых отбыл уже 5 лет и 3 месяца. Хиршхорн и Каган были осуждены на 7,5 лет, из которых отбыли 5 лет и 3 месяца, а Касирер был осужден на 6 лет, из которых отбыл 4 года. Судебный процесс шел четыре года при закрытых дверях без какой-либо возможности надзора со стороны представителей израильского посольства. Суд также отказался передать протоколы заседаний семьям осужденных.
Ничего не помогло
Израиль и Россия подписали два года тому назад конвенцию, позволяющую заключенным обеих стран отбывать наказание в стране, гражданами которой они являются. В прошлом Израиль утверждал российские прошения об экстрадиции и экстрадировал израильско-российских преступников при условии, что наказание они будут отбывать в Израиле. Россияне выполняли обещание.
Но, хотя в случае с заключенными торговцами алмазами Израиль направил за последние годы несчетное количество прошений в Россию о передаче четверых граждан для отбытия оставшегося срока заключения в Израиле, российский ответ был однозначным: нет. Даже личные обращения бывших министров юстиции Иосефа Лапида и Ципи Ливни не возымели никакого действия.
Недавно состояние здоровья Эли Каца, страдающего онкологическим заболеванием, ухудшилось, и, по словам его родственников, он не получает какого-либо лечения. Его семья представила российским властям документы, доказывающие, что жизни Каца грозит опасность, – факт, который был подтвержден медицинским заключением независимой больницы в Москве. В соответствии с российским законодательством, лицо, страдающее серьезным заболеванием, может быть освобождено от отбытия тюремного наказания. Вот уже полтора года израильское министерство юстиции осуществляет контакты с российскими властями и просит найти гуманное решение по делу больного Каца, но и в этом случае россияне остаются непреклонными.
Слезные просьбы семейства Хиршхорн, направленные российским властям, позволить Шимону Хиршхорну прибыть в Израиль для того, чтобы проститься со своей супругой в предсмертный час, также были отклонены. Его жена умерла около года тому назад. Недавно местная судья также отклонила просьбу двух других заключенных о досрочном освобождении на основании хорошего поведения после отбытия двух третей срока заключения. И это несмотря на то, что тюремная администрация рекомендовала досрочное освобождение.
"Государство забыло о нас"
Недавно Эли Кацу удалось передать из тюрьмы письмо, написанное им лично, от своего имени и от имени других заключенных, где он рассказывает их жуткую историю. Он пишет, что в октябре 2005 года в тюрьму прибыл неизвестный им человек для того, чтобы якобы их проведать. Гость объяснил израильским заключенным, что на него возложена миссия обеспечить экстрадицию Леонида Невзлина. "Вы поможете мне экстрадировать в Россию господина Невзлина, а я за это отправлю вас в Израиль, – сказал он. – Если вы откажетесь помочь мне, то останетесь в тюрьме до конца срока заключения".
Недавно представителю одной из семей пришло обращение от российского гражданина, просившего о встрече с ним в кафе в Тель-Авиве. Во время встречи были произнесены слова, схожие с теми, которые прозвучали из уст посетителя в российской тюрьме. Родственники уверены, что речь идет об официальных российских структурах.
Один из значительных чиновников заявил вчера, что во время переговоров, недавно имевших место в Израиле по вопросу четырех заключенных, было выдвинуто предположение, что россияне чинят препятствия в деле передачи заключенных в израильскую тюрьму для того, чтобы усилить давление и добиться экстрадиции Невзлина. Официальные лица заявили: несмотря на то что россияне не высказали подобную версию официально, но на Израиль по делу Невзлина оказывается мощнейшее давление. "Четверо заключенных являются для россиян своеобразной разменной монетой, даже если они не говорят об этом однозначно", – сообщили официальные лица.
Кац в своем письме обвиняет государство Израиль за отношение к их делу: "Мы ощущаем, что государство о нас забыло. Неужели мы являемся ничейными? Мы пришли к печальному выводу, что государство не предпринимает достаточных усилий для того, чтобы вернуть своих граждан домой".
"Политическое преследование"
В министерстве иностранных дел отклонили претензии и сообщили, что дело заключенных рассматривается и ведется с российскими властями на самых высоких уровнях. По словам сотрудников МИДа, практически нет таких встреч с российскими представителями, на которых бы этот вопрос не поднимался. "Мы делаем все возможное для того, чтобы помочь им", – говорят в МИДе.
Адвокат Мордехай Цивин, занимающийся израильскими заключенными за границей и помогающий на добровольной основе семьям заключенных торговцев алмазами, сообщил вчера: "Я уверен, основываясь на своем опыте работы с россиянами, что они еще не сказали своего последнего слова и их решение будет гуманным, в пользу заключенных".
Пресс-секретарь Леонида Невзлина сообщил вчера в ответ: "В государстве, где власти уничтожают журналистов и любых лиц, выступающих против режима Кремля, нет ничего удивительного в том, что людей сажают в тюрьму и превращают незаконным образом наших заключенных граждан в разменную монету для того, чтобы продолжить политическое преследование, пытаясь методами шантажа привести к экстрадиции Невзлина, выступающего против режима Путина".
Израильские заключенные: онкологический больной и контуженный на войне
Эли Кац, которому удалось передать из тюрьмы письмо, где описаны тяжелые условия содержания израильтян, является онкологическим больным, жизни которого, со слов его родственников, угрожает опасность.
Кац, житель Рамат Полега, является торговцем бриллиантами на алмазной бирже в Рамат-Гане. В рамках своей работы он занимался огранкой алмазов в Москве, где работали и двое других израильтян – Владислав Каган и Шимон Хиршхорн. "Я считаю, что Израиль может усилить свое давление на Россию, чтобы им позволили отбывать оставшийся срок в израильской тюрьме, – заявила вчера жена Каца. – Посольство Израиля в Москве вообще не интересуется ими, и за последние два года представители посольства посетили их, может быть, раза два".
Шимон Хиршхорн, житель Натании, получил контузию в бою во время войны Судного дня. Через 5 месяцев после его ареста в Израиле скончалась его мать, а семья тщательно скрывала этот факт, чтобы он не впал в отчаяние. За время, пока он отбывает заключение, родились три его внука, которых он еще не видел. Но самая большая трагедия Хришхорна произошла, когда вследствие ареста ухудшилось состояние здоровья его жены Яэль, страдавшей неизлечимой мышечной атрофией. Семья просила российские власти позволить Шимону посетить Израиль для того, чтобы он смог попрощаться с женой, находившейся при смерти. После отклонения этой просьбы Яэль отчаялась и попросила суд разрешить ей эвтаназию.
Положение Владислава Кагана также является тяжелым. Когда он был задержан, его младшему сыну было 8 месяцев. Сегодня ему 6 лет. С момента ареста он ни разу не видел своего сына. Каган страдает язвой желудка, а его мать, онкологическая больная, которой предстоит пройти сложную операцию, просит позволить сыну встретиться с ней. "Мы чувствуем, что Россия превратила их во врагов государства и держит их без какой-либо очевидной на то причины в качестве заложников", – заявил вчера Алекс Каган, брат Владислава.
Шалом (Джордж) Касирер является израильско-бельгийским торговцем бриллиантами, который был заключен под арест в 2002 году в рамках другого дела по контрабанде алмазами. Но россияне поместили его в камеру с тремя израильскими заключенными. С тех пор он с ними связан, в частности совместным ходатайством о предоставлении возможности отбыть остаток срока в Израиле. У Касирера четверо маленьких детей, которые живут в Израиле. Недавно он подал просьбу о досрочном освобождении после отбытия им двух третей срока наказания, но россияне в рассмотрении просьбы отказали.
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: