Сыр в саудовской мышеловке
10.12.2006 | 23:51
Александр Майстровой, "Новости недели"
Можно понять воодушевление арабов, европейцев и американцев по поводу саудовской инициативы - трудно понять воодушевление отечественных политиков.
Свершилось! Почти Великая октябрьская социалистическая революция! То, о чем так мечтали наши доморощенные пацифисты. У родной страны есть границы, и это границы 1967 года. Отныне они, по решению министра просвещения Юли Тамир, будут фигурировать на официальных картах Израиля в школьных учебниках.
Осталось только привести реальность в соответствии с этим "революционным фактом", и здесь, конечно, масштабов Юли Тамир, при всем ее энтузиазме, недостаточно. Нужны политики более высокого ранга, и, к нашему огромному счастью, таковые есть. Прежде всего, это премьер-министр Эхуд Ольмерт.
Напомним, еще до прихода к власти "Кадимы" Ольмерт обещал, что в самое ближайшее время подправит нынешние границы. В одностороннем порядке. Сотрет с лица земли большинство поселений в Иудее и Самарии, переселив 100 тысяч живущих там людей за пределы "зеленой черты" или в два-три поселенческих блока, которые, может быть, останутся под контролем Израиля. Может быть... Потому что, с точки мирового сообщества, и эти блоки - бельмо на глазу.
Увы, "Хизбалла" коварно сорвала далекоидущие планы нашего премьера. Это, конечно, явная подлость со стороны Насраллы, но Эхуд Ольмерт и в самые критические моменты не терял надежды на осуществление своего плана одностороннего размежевания. В разгар войны он заявил, что ничто не остановит его на пути к этой мечте.
Твердая воля и несгибаемая вера в правоту своего дела всегда пробивают себе дорогу, надо лишь дождаться подходящего случая. Сегодня этот случай представился.
За несколько последних месяцев геополитическая ситуация изменилась кардинальным образом. Неудача Израиля в его войне против "Хизбаллы" подорвала позиции США в регионе (не говоря уже о самом Израиле). Насралла близок к тому, чтобы подчинить себе Ливан, а аятоллы – Ирак. От Персидского залива до Средиземного моря распространится шиитский полумесяц.
В самих США после победы демократов в конгрессе Джордж Буш оказался в роли английской королевы, которая царствует, но не правит. Товарищи по партии и оппозиция требуют от него любой ценой стабилизировать Ближний Восток. Еще недавно в Вашингтоне рассматривали возможность прямой конфронтации с Ираном. Теперь эта опция снята с повестки дня. Единственный способ сдержать аятолл с их полувменяемым "стражем исламской революции" – это попытаться сколотить антииранский блок из местных арабских режимов. А это значит, забыть все требования в отношении последних.
Сами арабские режимы, впрочем, также насмерть перепуганы иранской агрессивностью. Больше всего боятся персов саудовские принцы. Как только американские войска покинут Ирак, он превратится в рассадник воинствующего шиизма. На практике это означает вероятность прямой резни суннитов (шиитов в Ираке около 60 процентов, суннитов – 15 процентов) бандами Мукдата Садра и шиитскую экспансию против уже собственно Саудовской Аравии. Напомним, шииты населяют территорию, прилегающую к Ираку. И именно здесь сосредоточены наиболее крупные нефтяные месторождения. Есть чего испугаться!
Хотя формально Иран и Саудовская Аравия заявляют о мире и взаимном уважении, на практике каждая готовится к следующему этапу, когда как косвенное, так и прямое столкновение станет неизбежным. Саудовцы проигрывают своему более агрессивному северному соседу по очкам и отчаянно ищут дипломатические способы его обуздания.
На протяжении десятков лет саудовские принцы и их ваххабитские наставники делали все, чтобы не дать ближневосточному конфликту заглохнуть. Теперь они попали в собственные силки. Иран перехватил инициативу и использовал палестинских исламистов в собственных целях. А цели эти враждебны самой Саудовской Аравии. Как предотвратить возвращение бумеранга? Выход один: попытаться утихомирить тот самый конфликт, который десятилетиями раскручивался саудитами.
Интересы Белого дома, саудовских принцев и Эхуда Ольмерта парадоксальным образом совпали. Ольмерт горит желанием ужать свою страну до границ 1967 года, США и Саудовская Аравия мечтают о затишье на израильско-палестинском направлении, чтобы мобилизовать арабский мир на борьбу с Ираном. Лучший способ сделать это –саудовская инициатива.
Поначалу эта инициатива была всего лишь дипломатическим маневром, призванным создать впечатление арабской миротворческой активности. В последнее время саудовские предложения начали обретать черты реал-политики. Хотя суть их не изменилась: полный отход Израиля к границам 1967 года и возвращение палестинских беженцев. Взамен арабские страны (на данном этапе речь может идти о Саудовской Аравии, Бахрейне, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Марокко и Тунисе) обещают нормализовать отношения с Израилем.
Практически все дипломатические усилия в Вашингтоне, Брюсселе, Эр-Рияде, Иерусалиме и Каире сводятся к вопросу о том, как и в какой форме реанимировать данный план. Ради этого саудовцы готовы вести переговоры с "сионистами" и даже встречаться с ними.
Как сообщила 3 декабря английская "Санди таймс", Ольмерт вскоре встретится с высокопоставленными представителями Саудовской Аравии и обсудит с ними создание группы представителей умеренных арабских режимов, которые будут вести с Израилем переговоры о будущем Ближнего Востока.
Согласно лондонской публикации, предварительная встреча между Ольмертом и саудовцами произошла в Аммане, где израильский премьер-министр побывал в конце сентября. Там он беседовал с принцем Бандаром бин-Султаном - бывшим посолом в Вашингтоне и одним из ближайших советников саудовского монарха Абдаллы. Ольмерт, пишет "Санди таймс", готов принять саудовскую инициативу, принятую Лигой арабских государств в 2003 году, как основу для политического урегулирования с палестинцами.
Миролюбивые заверения нашего премьера вкупе с обещаниями суверенного государства палестинцам и прекращения огня – первый шаг в направлении принятия этой инициативы. В Иерусалиме любят оправдывать свое миротворчество американским давлением. Однако зачастую давление это или отсутствует вообще, или весьма умеренное, так что ссылка на Белый дом - не более чем прикрытие собственных инициатив. Так было во время подписания норвежских соглашений, во время миротворческой деятельности Эхуда Барака, плана размежевания Ариэля Шарона и плана консолидации Эхуда Ольмерта. То же самое скорее всего происходит и сейчас. Американцы, конечно, не против, чтобы Израиль принял за основу саудовскую инициативу с возвращением к границам 1967 года, и Кондолиза Райс не прочь похвалить Ольмерта за рвение. Но главный инициатор, по всей видимости, сам израильский премьер-министр.
Газета приводит также слова арабского источника, который сказал, что Саудовская Аравия "хотела бы слышать, как Ольмерт публично оглашает то, что обещал принцу Бандару". Что же именно он обещал? Нетрудно догадаться, зная, чего хочет Саудовская Аравия.
Возможно, Ольмерт и израильские дипломаты рассчитывают переиграть саудовцев? Поскольку хорошо известно, что именно Эр-Рияд финансирует ХАМАС, возможно, в Иерусалиме рассчитывают, что переговоры насчет саудовской инициативы приблизят падение кабинета ХАМАСа во главе с Исмаилом Ханией?
Такой расчет может быть оправдан. США действительно стремятся как можно быстрее сбросить правительство ХАМАСа и привести к власти ФАТХ. Это, по их мнению, даст новый импульс ближневосточному процессу и позволит им сконцентрировать все усилия на Иране. Если Эр-Рияд прекратит поддержку палестинских исламистов, такая возможность представляется более реальной.
Однако подобного рода расчеты сомнительны. По нескольким причинам. Во-первых, ХАМАС помимо Саудовской Аравии получает все более существенную помощь Сирии и Ирана. И этим объясняется ужесточение позиции руководства группировки в отношении Израиля, а также угрозы Халеда Машаля и Хании в адрес Абу-Мазена.
В то же время нет ровным счетом никаких оснований полагать, что Абу-Мазен, совершенно не способный на сколько-нибудь решительные действия, неожиданно перестанет быть конформистом и проявит лидерские качества. Его бесконечные сомнения давно уже вызывают недовольство в ФАТХе. "Сколько он может колебаться? - вопрошает один из активистов движения. – Его проблема в том, что он слишком нерешителен, и ХАМАС уже не воспринимает его всерьез".
Впрочем, еще хуже для нас будет, если ХАМАС все же согласится на создание правительства национального единства. В таком правительстве на место активистов ХАМАСа придут деятели, формально с ним не связанные, но отражающие ту же идеологию. И мир признает легитимность такого правительства...
Во-вторых, соглашение о прекращении огня усиливает ХАМАС. Ибо позволяет, с одной стороны, восстановить силы после ударов, нанесенных Израилем в последнее время, а с другой - способствовать снятию международных санкций. Кроме того, это очередная психологическая победа ХАМАСа, заявляющего, что "сионисты" не смогли остановить шквал "кассамов" и капитулировали. Теперь ХАМАС обретает реальный шанс восстановить свою инфраструктуру и превратить, как выразился Биньямин Нетаниягу, Газу во второй Ливан. То, что соглашение о прекращении огня поддержал Халед Машаль, означает, что уднэ поддерживают и Иран, и Сирия. А это говорит само за себя.
И, наконец, третье. Втягиваясь в переговоры о саудовской инициативе, Израиль тем самым берет определенные обязательства, от которых потом не сможет отказаться. Это путь, который, в конечном счете, приведет к тому, что "саудовская инициатива" станет в глазах не только всего мира, но и самих израильтян, единственным выходом из создавшегося тупика.
Палестинцы, включая окружение Абу-Мазена, уверены, что нынешнее уднэ – только начало. Предполагается, что за ним последуют обмен Гилада Шалита на сотни палестинцев, международная конференция, соглашение о длительном перемирии (без признания Израиля палестинцами!) и, наконец, полное отступление Израиля к границам 1967 года. Сбываются мечты Юли Тамир! И, судя по всему, их разделяет и наш премьер-министр.
Остается только напомнить, что суннитский ислам ваххабитского толка ничуть не менее агрессивен и беспощаден, чем шиитский, который представляют Иран и "Хизбалла". Именно в Саудовской Аравии родилась "Аль-Каида", и именно со стороны саудовских принцев она получает непрерывную подпитку. То, что Саудовская Аравия готова ради спасения от иранцев заигрывать с США и даже "сионистами", вовсе не значит, что она собирается признавать Израиль. Формальное признание Израиля имеет для саудитов такую же ценность, как договор с племенем курейш пророка Мохаммеда, на который любил ссылаться Ясир Арафат. И не имеет значения, в какие границы загонит себя Израиль - в границы 1967 года, 1948 года... Или вообще по собственной воле избавит себя от официальных границ - со всеми вытекающими отсюда последствиями.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: