Слова Ольмерта о ядерной бомбе: угроза или оговорка?
14.12.2006 | 00:03
InoPressa
В среду западные СМИ пишут об "оговорке" израильского премьера Эхуда Ольмерта, который якобы случайно косвенно признал наличие у Израиля ядерного оружия.
Этот намек главы израильского правительства вызвал бурную реакцию в арабском мире.
Британская The Times называет оговорку Ольмерта "своевременной". Издание считает, что Ольмерт ошибся случайно и теперь находится под угрозой скорой отставки.
Ольмерт проговорился об израильском ядерном оружии в тот момент, когда все тревоги сконцентрированы вокруг ядерных планов Ирана. Из-за поднявшегося в Израиле шума и реакции сторонников Ольмерта, бросившихся его защищать, все это выглядит случайной ошибкой или "ядерной оговоркой", как описали это событие некоторые израильские газеты.
Однако, возможно, в интересах Израиля пересмотреть их давно практикуемую политику ядерной неоднозначности, указывает издание. Долгие годы Израиль был единственной страной, за исключением пяти общепризнанных ядерных держав, создавшей ядерное оружие, и намеренно стремился сохранять неоднозначность своего статуса.
С одной стороны, Израиль хотел, чтобы его противники в регионе знали, что у страны есть ядерное оружие, которым она может воспользоваться в случае угрозы. С другой – он хотел сохранять существование этого оружия в секрете, чтобы не столкнуться с международными действиями, направленными на недопущение распространения ядерного оружия, в частности не подпасть под действие строгих американских законов, ставя под угрозу миллиарды долларов ежегодной финансовой помощи.
Теперь обстоятельства изменились. Индия, Пакистан и Северная Корея уже разработали собственное ядерное оружие. Все ближе к созданию атомной бомбы подбирается Иран. Арабские государства в регионе стремительно наращивают гражданские ядерные программы, которые предоставят им возможность, по меньшей мере, обрести ядерную мощь в будущем, пишет газета.
Пакистан практически не подвергся международным преследованиям в связи с ядерной программой – в основном потому, что Запад нуждается в его поддержке в войне с террором. Индия только что заключила важный ядерный договор с США. Маловероятно, что Израилю угрожают какие-то серьезные меры в случае официального признания, что у него есть ядерное оружие. Большинство стран сейчас гораздо больше опасаются Ирана и потенциальной угрозы в регионе с его стороны. В результате Западу, вероятно, больше, чем когда-либо, импонирует стремление Израиля поддерживать в готовности ядерное средство устрашения.
Sueddeutsche Zeitung предполагает, что Эхуд Ольмерт "проболтался" о наличии ядерного оружия, потому что Израиль боится смены американского политического курса.
Упоминание Ольмертом Израиля в ряду ядерных держав можно расценить как ошибку, как оговорку занятого человека. Можно – как новое подтверждение слабости премьера с подпорченной политической репутацией, по недоразумению нарушившего самое большое внешнеполитическое табу Израиля. Но все же, кажется, это было не промахом, не неловкостью, а угрозой – такой, которую в любой момент можно опровергнуть, но которая посылает однозначный сигнал, пишет издание.
Цель угрозы в данном случае – Иран. Ольмерт дал понять, что Израиль как ядерная держава является сильным противником, и его никакое другое государство не может легко стереть с карты мира. За это предположение говорит и то, что будущий американский министр обороны Роберт Гейтс несколько дней назад тоже назвал Израиль ядерной державой. В своем следующем интервью, данном также непосредственно перед поездкой в Германию, Ольмерт не исключил военного удара, направленного против атомной программы Ирана.
Израильская газета The Jerusalem Post пишет о том, что бывший премьер-министр Шимон Перес, ответственный за создание ядерной программы Израиля и его политику ядерной неоднозначности, во вторник в Париже заявил журналистам, что неясность насчет ядерной программы Израиля достигла своей цели – сдерживания противников.
В беседе, состоявшейся после встречи с кандидатом в президенты от Социалистической партии Сеголен Руаяль, Перес прокомментировал сделанное премьер-министром Эхудом Ольмертом в понедельник по немецкому телевидению заявление о том, что Иран "работает над созданием такого ядерного оружия, как у США, Франции, Израиля и России".
Перес высоко оценил ядерную программу Израиля и сказал, что Ольмерт не говорил того, что ему приписывают. "Мы вели политику неопределенности не с целью создания атомной бомбы, – сказал Перес. – Достаточно лишь подозрения, что она у нас есть. Данная политика предназначалась для сдерживания, и эта цель была достигнута".
Заявление Ольмерта было подвергнуто критике всеми представителями политического спектра Израиля, и особенно его оппонентами внутри партии "Кадима". Глава коалиции Авигдор Ицхаки заявил, что Ольмерт "совершил ошибку и ему нужно быть осторожным". Он предположил, что Ольмерт в интервью с иностранной прессой "читал заготовленный текст", а не говорил экспромтом.
Депутат кнессета Марина Солодкина сказала, что не верит, будто Ольмерт нанес своим заявлением ущерб стране, однако выразила мнение, что он повредил самому себе. По ее словам, Ольмерт сделал данное заявление намеренно, с целью намекнуть Ирану о наличии у Израиля ядерного оружия.
Die Welt публикует интервью с израильским "атомным шпионом" Мордехаем Вануну.
"Я не думаю, что подобное высказывание случайно сорвалось с уст премьер-министра. Изменения, происходящие на Ближнем Востоке, вынудили его произнести такие слова. Новый министр обороны США Роберт Гейтс уже на прошлой неделе дал понять, что создание Ираном атомной бомбы неизбежно. А затем и другие арабские государства Залива присоединятся к гонке ядерных вооружений. Израиль больше не сможет удержаться за своими прежними бастионами", – сказал шпион.
"Израиль не сможет остановить Иран в одиночку. Такое ощущение, что США и Европа готовы смириться с иранской бомбой. Нарастает страх, который уходит корнями в Израиль", – сказал Вануну.
"Я уверен в том, что арабские государства прекратят расширение своих ядерных программ, как только Израиль уничтожит свое ядерное оружие. Израиль должен сделать выбор: война или мир", – заявил шпион.
Французская Le Monde отмечает, что 10 декабря шестью странами Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива (ССАГПЗ) – Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ, Кувейт, Оман и Катар – было принято официальное решение о приобретении ядерных технологий, которые не имеют ничего общего с ядерной программой Ирана.
Монархии Персидского залива, несмотря на свои нефтяные запасы, выдвигают версию об увеличении спроса на электроэнергию, чтобы оправдать начало исследований по изучению возможности реализации совместной ядерной программы. "Государства региона имеют право приобрести ядерные технологии в мирных целях, в соответствии с международными нормами и правилами", – говорится в коммюнике ССАГПЗ – повторяются доводы Ирана, которые он использует для оправдания собственной программы.
"Это не угроза. Мы не хотим бомбу (атомную)", – подчеркнул министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал.
В действительности, усилия Тегерана, направленные на то, чтобы успокоить соседей, не принесли плодов: монархии испытывают обеспокоенность в связи с иранской ядерной программой, опасаясь одновременно склонности Тегерана к гегемонизму и риска несчастных случаев. Они также страшатся угрозы распространения иракской гражданской войны между суннитами и шиитами. Размытая позиция Вашингтона по вопросу о возобновлении диалога с Тегераном также не способствует тому, чтобы страхи стран Персидского залива были развеяны, пишет издание.
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: