Революция в арте: "Искусство до сих пор в большом долгу"
18.12.2006 | 01:09
Татьяна Воловельская, "Новости недели"
В самом обозримом будущем в Израиле свершится революция, не мировая, к сожалению, а культурная, что тоже, в принципе, прелюбопытно. И имя человека, который приложил руку ко всему вышеописанному - Вадим Немировский, любимец русскоязычного андеграунда, создатель подпольной революционной организации.
17 декабря в Хайфе откроется необычная выставка. Необычная - потому что впервые в ней примут участие корифеи израильского искусства вместе с начинающими мастерами, при этом, выставка анонимная - посетителям придется поломать голову, чтобы понять кто из них что нарисовал и сфотографировал.
А вот еще один любопытный факт из израильской культурной жизни - 12 ноября этого года на крыше одного тель-авивского здания старого образца появилась огневая точка - мешки с песком, с три сотни кило, маскировочная сеть, всяческая амуниция и выгоревший рваный израильский флаг. Венцом сего сюрреалистического великолепия был загадочный персонаж в светоотражающем жилете с надписью "Командир", вооруженный муляжом короткого М16.
И, наконец, самое сладенькое - не далее, как в самом обозримом будущем в Израиле свершится революция. Не мировая, к сожалению, а культурная, что тоже, в принципе, прелюбопытно. И имя человека, который приложил руку ко всему вышеописанному - Вадим Немировский, любимец русскоязычного андеграунда, создатель подпольной революционной организации. Встречайте.
Говорить о вечном мы будем в светлом городе Хайфа, который, как известно...
- Третий по величине и значимости в Израиле. Третий практически во всем, особенно печально обстоят дела с искусством и культурой - музеев с галереями и прочими концертными залами мало, пошумит раз в год международный кинофестиваль, вот, пожалуй, и все.
- В таком, с позволения сказать, болоте, около двух лет назад и расцвел творческий союз нескольких ленинградцев от искусства, которые решили хоть как-то изменить ситуацию, создав творческое объединение, цель которого - кардинальный поворот русла современного искусства.
- И как вы его ворочаете?
- Вот был проект "БениСелиада" - наш привет израильской полиции, по вине которой ни в чем не повинных израильтян травили тысячами неэстетичних плакатов. Мы с товарищами, по мере своих скромных возможностей, оставляли в видных местах жирную надпись "Здесь был Бени Села". Как вариант, надписи вроде "Очень вкусно. Бени Села" появлялись на всех распитых нами бутылках. В преддвериии Хануки, родилась еще одна идея - на традиционных ханукальных волчках вместо "нес гадоль хая по" писать "анас гадоль хая по". Полиция, кстати, вполне могла бы стать спонсором. Мы организовали специальные летучие отряды по ловле на живца - дабы привлечь его к записи альбома одной культовой андерграундной рок-группы - были созданы все условия в одной из хайфских студий. Увы, крайний север внес свои коррективы...
- А не кажется ли тебе, что это бред, а вовсе не искусство?
- Бени Села стал чуть ли не национальной идеей, объединившей в едином порыве израильский народ целиком, евреев и представителей нацменьшинств. Ко мне поступил сигнал о представителе последних, идентичном внешне, который развлекался тем, что "внедрялся" в кинотеатре в скопления женщин, обращал на себя внимание. При окликах: "Бени! Иди сюда!" деловито интересовался: "А шо? Есть работа?" Искусство отражает реальность, мы, для упрочнения связи, просто подкидываем угольку в топку, а то, что реальность придурковата - не наша вина, этот мир придуман не нами, как и было сказано.
- Вы пытаетесь шокировать зрителей?
- Дурное дело - нехитрое, ни к чему это. Мы просто иронизируем, иногда другие люди это ценят, иногда как придется.
- Ты противопоставляешь себя мейнстриму. Более того - ты откровенно над ним издеваешься. Что тебя так возмущает?
- В современном искусстве, как, впрочем, и везде, сплошь тоска да скука. Хочется чтобы было иначе. Все начинается со школьной вешалки, а там уровень, мягко говоря, нехорош. Намедни, один студент Бецалеля доказывал мне, что снимать все как следует и сразу не обязательно, потому что есть "Фотошоп" и "Премьер" (популярные программы для обработки фото- и видеоматериалов). А ведь это академия с вековой традицией, выпускники которой, в массе своей, идут нарасхват. При этом многие, включая уже состоявшихся, слишком серьезно относятся к своей роли в искусстве, с энергозатратами, достойными лучшего применения, занимаются саморекламой, а страна наша, в художественном плане в это время продолжает понуро плестись за Западом, о том, чтобы догнать и перегнать никто и не мечтает.
Не нравится тенденция гипертрофированной передачи реальности. Если что-то представляется жестким и неправильным, это выставляют более жестким и неправильным, и так много лет подряд. Еще вот в политику играются, опять-таки, в ущерб.
- То есть?
- У Моше Гершуни (один из местных корифеев – Т.В.) была работа под названием "Проблема рисунка - палестинская проблема". Будучи под влиянием, я сделал серию фотографий, на которых два молодых человека в куфиях мешали симпатичной художнице рисовать.
Манипуляция, конечно, незамысловатая, но вполне себе в рамках.
Нам на лекциях о современном израильском искусстве в свое время показывали различные работы, всех стилей и направлений, большинство которых говорило об угнетении палестинского народа и о муках совести, которые мы, израильтяне, по идее, должны испытывать. И это не потому, что наша преподавательница специально вела пропаганду унд агитацию, - просто тенденция такая. Я как-то раз, ради красного словца, выступил с покаянной речью.
- В чем каялся?
- Нам рассказывали о том, что в Израиле куда не плюнь - разрушенные арабские населенные пункты. Пришлось сознаться в том, что у меня на антресолях хранится небольшая разрушенная в 48-м году палестинская деревня, и я ничего не делаю по этому поводу.
Другая, иногда сопутствующая политической левизне, крайность - зацикленность местных художников и художниц на половых извращениях.
- Ты и в этом покаялся?
- Я в этом вопросе консервативен. Раскрываю тему традиционного эротизма, как могу, кое-что воплощаю в визуальных формах, стараюсь, чтобы результаты вызывали наиболее сильный резонанс в сердцах зрителей. "Меркнут все бриллианты мира, когда женщина раздета", как пелось когда-то. Ну и вообще, люблю я их, есть грех...
- Как я поняла, ты с мейнстримом не согласен в основном в выборе тем...
- Да нет, в одном мире живем же. Все дело в методологии. Мы отталкиваемся от культурного слоя, а они - от популярной культуры.
- А какая разница?
- Первый более размазан по линии времени, и имеет больше точек соприкосновения с большим количеством зрителей. Он объемен, состоит из множества событий, анекдотов, песен, книг и прочих культурных артефактов эпохи, а не только текущего момента.
Популярная культура опирается в основном на сегодняшний день и моду, она сиюминутна. Мы пытаемся копать глубже, иногда что-то да получается.
- Ты в одном своем заявлении сказал, что война - это завсегда искусство. Твоя композиция "Дот" (та самая, на крыше) это, собственно, и иллюстрирует. Мне интересно, как ты в свое время оценил выпад левого израильского художника (не помню его имени), который на своей выставке пустил кораблик с портретом арабской террористки плавать по луже из "крови" израильтян?
- Эпатаж (это несмотря на то, что работа, в общем, была неправильно понята). Ну, и реакция была характерная, типичная критика снизу. Если бы мне пришлось оголить свои эмоции по поводу, то я бы метнул тот же рояль куда-нибудь. Наш арабо-израильский конфликт довольно скучен, это - подзатянувшееся переливание крови из пустого в порожнее, а тех, кто относится к нему слишком серьезно, и так более чем достаточно.
- А какие именно аспекты вооруженных конфликтов ты считаешь достаточно плодотворной почвой?
- Главным образом - попадание скромного обывателя, вроде меня, под раздачу за здорово живешь - тема, хорошо и не раз раскрытая классиками, актуальная как никогда.
- То, что ты делаешь в искусстве тем не менее, провокативно, и, скорее всего, не всем понятно. Чего ты ждешь от зрителей - каких реакций?
- Лучше всего, конечно, чтобы мужчины приносили чего-нибудь выпить и закусить, а женщины сразу раздевались. На практике, впрочем, выходит по-разному. Хвалят, ругают, не понимают... Любая реакция все-таки лучше ее отсутствия. Приятно, конечно, когда вокруг все рукоплещут, и кричат "Ты - ювелир!", но мои отношения со зрителем без лишних обязательств: зритель может заявить, что работа ему не нравится, я ему на это отвечу, что мне она нравится, после чего мы можем разойтись друзьями. Плохо другое - у большинства людей, проживающих на обетованной территории, нет желания приобщаться к каким бы то ни было культурным ценностям, от искусства они далеки так же, как когда-то декабристы от народа.
Прискорбно, что в "Черном квадрате" Малевича видят только то, что и сами могли бы исполнить еще черней и квадратней, и ничего более.
- Ты являешься создателем некой организации под названием "Меч Волобуева". Что же это за зловещая штука такая ?
- В двух словах - это подпольная организация легендарного толка, занимающаяся наведением ужаса и морального террора на обывателей и плохих художников. Предтечей "Меча" была организованная мной и покойным поэтом Ильей Рудневым Израильская Красная Армия. К сожалению, после нескольких акций нам пришлось ее распустить - из-за напрасного национализма некоторых членов. На дымящихся обломках Армии и был создан "Меч Волобуева", который был облачен в художественные формы. Об организации был снят документальный фильм (получивший широкую популярность в некоторых кругах), где показывается фрагмент из жизни одного из лидеров нашей организации - существование в подполье, его мысли об искусстве... Наша организация тайная, но смею вас уверить, вы о ней еще не раз услышите.
- В политике не пробовал принимать участие - революцию все-таки лучше делать сверху, как мне кажется, в текущих условиях?
- Не думаю, что что-то можно изменить таким образом. Когда-то я ратовал за хунту - типа того, что вечером буднего дня наши доблестные чекисты занимают все основные узлы связи: мобильной, кабельной, интернет, ТВ и радио, по двум последним пускается "Лебединое озеро", все исходящие, а, на всякий случай, и входящие сигналы глушатся. Армия приводится в нулевую боевую готовность, журналисты и фотокорреспонденты берутся под домашний арест, или, наоборот, свозятся на большую пресс-конференцию, где им до поры до времени рассказываются сказки. Ключевые фигуры до поры до времени изолируются - с ними разбираться будут утром. А в это время на территории по-настоящему вводятся войска, после чего наводится окончательный порядок, ну а там вполне себе можно заняться внутренними врагами. К сожалению, в последней заварушке наша армия показала себя не с самой лучшей стороны, я, будучи в это время на сборах, многое наблюдал лично. Так что хунту мы вычеркиваем, будем гнуть свою линию.
- Ближе к искусству, однако. В каких еще проектах ты принимаешь участие?
- Из последнего: упомянутая выше выставка анонимных работ. Я буду принимать участие с ребятами из группы израильских художников "Блок эхад" в выставке "Бодун", которая откроется 16 декабря, в пабе "Скетч".
Работы, которые будут там представлены, посвящены не только распитию алкогольных напитков и его последствиям, но и мироощущению в целом. "Бодун" - горький момент отрезвления и прекрасная тема для творчества... Пару лет назад, помнится, я писал по этому поводу чрезвычайно лиричный сценарий.
"...Я проснулся во второй половине дня.
Я лежал на кровати, полностью одетый, включая обувь.
Я понял, что Армагеддон уже случился,
И имел место он в моей ротовой полости.
Пить хотелось чудовищно.
Я встал в семь приемов,
И тот час же об этом пожалел –
Гамма ощущений способна была разорвать на куски слона..." и так далее.
- Чрезвычайно романтично. Ты где-то публиковал этот текст?
- Я занимаюсь уже несколько лет проектом под названием "живой журнал". Это некое подобие дневника в интернете, где я выкладываю различные тексты, рисунки, фотографии, общаюсь с другими пользователями на разные темы. Это крайне забавная игрушка, хотя, в течение последнего времени немного поднадоевшая. Дневник ведется в стиле фарса на грани фола, зачастую с настолько тонким постмодернизмом, что сам с трудом концы нахожу.
Если будет интересно, можете полюбопытствовать.
- На этой веселой ноте мы и закончим. Удачи вам и вашей революции.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: