Знакомьтесь: "Аль-Джазира"
27.12.2006 | 23:25
Изабель Кершнер, The Jerusalem Post, специально для Новостей недели
Жизнь руководителя израильско-палестинской редакции знаменитой арабской спутниковой телестанции всегда была насыщенной и полной неожиданностей.
Теперь я знаю, как нелегко быть Валидом Омари, начальником отдела вещания "Аль-Джазиры" на Израиль и Палестинскую автономию. Это самый известный телеканал арабского мира, распространяющий также свою информацию по интернету. "Нам живется непросто", - говорит Омари, намекая на одному ему известные обстоятельства, о которых я могу только догадываться. "Например, нам приходится иметь дело с двуглавой Палестинской автономией, - поясняет мой собеседник, явно имея в виду президентство Махмуда Аббаса и правительство ХАМАСа. – Мы должны постоянно лавировать между ними, а еще между палестинцами и Израилем..."
Аудитория "Аль-Джазиры" оценивается сегодня в 70-90 миллионов человек по всему миру, а недавний опрос показал, что этот канал, базирующийся в эмирате Катар и частично финансируемый его властями, 76% жителей ПА считают наиболее заслуживающим доверия. Поэтому неслучайно Омари подчеркивает, что они не могут допускать ошибок. Тем более что «Аль-Джазира» недавно отметила 10-летие своей деятельности, а 15 ноября начал работать ее англоязычный канал. Так что теперь она в еще большей степени находится в центре внимания всех СМИ, международных обозревателей и политиков. Более того, редакция Валида считается самой популярной и авторитетной из всех остальных 37-ми, вещающих на арабском языке по всей планете. Ежедневно она ведет два-три прямых репортажа с места событий, и это привлекает к ней дополнительный интерес.
С другой стороны, многие критикуют "Аль-Джазиру" и обвиняют ее во всех смертных грехах. "Говорят, что в разные времена нас содержали или содержат Саддам, "Мосад", ХАМАС, бин-Ладен и даже американцы", - говорит с серьезным видом мой собеседник. Это позволяет понять, какую бурю страстей вызывала деятельность канала за все время его существования. Однако для руководителя отдела это лишнее доказательство того, что он и его сотрудники пошли по правильному пути и делали и делают нечто нужное для арабского сообщества.
Что интересно, при этом у "Аль-Джазиры" сложились неплохие отношения с Еврейским государством. По крайней мере, несмотря на проблемы, безусловно имеющиеся в этих отношениях, они не выходят за рамки приличий с обеих сторон – особенно по сравнению с тем, что позволяют себе другие арабские СМИ...
49-летний Омари сегодня руководит коллективом из 51 человека и разрывается между тремя бюро своего канала в Рамалле, Газе и Иерусалиме. Тогда как в англоязычном отделении "Аль-Джазиры", находящемся в наших краях, работают 14 сотрудников, и там есть свое начальство. Валид говорит, что он и его коллеги помогают им. Мой собеседник свободно владеет арабским, английским и ивритом. Он израильский гражданин, выпускник Еврейского университета в Иерусалиме и Тель-авивского – там он закончил факультет журналистики. В начале своей карьеры Омари руководил Палестинской службой новостей в Восточном Иерусалиме и получил премию автономии по журналистике за 2000 год.
Он принял меня в студии "Аль-Джазиры" на 11 этаже Технологического парка в Малхе. До 1948 года это была ничем не примечательная арабская деревушка, а теперь там находится фешенебельный еврейский квартал Восточного Иерусалима с самым большим торговым центром столицы. Валид всегда уклоняется от прямого ответа на вопрос, где он на самом деле живет. "Я родился в районе Нацерета, в деревне Сандала, у "зеленой черты", - говорит он обычно. - Теперь я провожу много времени в Рамалле, Иерусалиме и Газе. Но фактически мой дом в машине".
Возможно, у него есть причины для такой сдержанности. В мае этого года кто-то поджег автомобиль Омари и машины ряда других его сотрудников. Машины были припаркованы у отделения телеканала в деловом квартале Рамаллы. На вопрос, почему им так недовольны соплеменники, мой собеседник отвечает так: "Они всегда на всех обижены…"
Главные темы, которые затрагиваются в репортажах "Аль-Джазиры", это война в Ираке – причем всегда с явным антиамериканским уклоном – и проблемы палестинцев. По мнению Брюса Мэдди-Вейцмана, сотрудника Центра Даяна Тель-авивского университета и эксперта по проблемам современного Ближнего Востока и Северной Африки, последняя тема занимает непропорционально большой объем в передачах телеканала. А Амира Орон, главный специалист нашего министерства иностранных дел по арабским СМИ, говорит, что Израиль представляется "конторой" Валида как главный виновник всех бед палестинского народа. В то же время "Аль-Джазира" регулярно приглашает на свои пресс-конференции наших официальных лиц, в том числе Орон, которая говорит по-арабски. Канал также транслирует в прямом эфире речи премьер-министра Ольмерта и других ведущих израильских политиков и военных и ведет репортажи со всех их встреч с прессой. У многих в арабском мире это вызывает ярость. "Им трудно смириться, - комментирует Омари. - Они считают, что мы предоставляем эфирное время нашему главному врагу. А мы отвечаем, что знакомим их с реальным положением дел, а дальше – пусть судят сами!"
Скандальная популярность телеканала связана главным образом с его необычной для арабского мира позицией ниспровержения давно устоявшихся канонов. Ведь до недавнего времени все тамошние СМИ контролировались в основном государством, со всеми вытекающими из этого последствиями. Уже сам девиз "Аль-Джазиры" - "Мнение – и другое мнение" - говорит о многом. Он отражает ее стремление предоставить трибуну и представителям оппозиции, причем не важно, кто это – либеральный светский деятель или сам бин-Ладен.
Такая "линия поведения" вызывает раздражение у многих арабских режимов, но для телеканала это как раз предмет особой гордости. "Мы уважаем простых граждан больше, чем их правителей", - отмечает Омари. К 10-й годовщине появления арабской редакции канала "Аль-Джазира" показала карту Ближнего Востока. Причем на фоне почти всех стран по очереди появлялся квадратик с детальным указанием, сколько ее сотрудников были арестованы или высланы оттуда, а на других – когда были временно или навсегда закрыты ее отделения. В Багдаде и Кабуле бюро "Аль-Джазиры" подверглись бомбардировке авиацией США – американцы клялись, что это произошло случайно. Недавно деятельность телеканала привела к дипломатическому инциденту между Тунисом и Катаром, где находится его главный офис. Туда пригласили для беседы одного из лидеров тунисской оппозиции. В результате Тунис отозвал из эмирата своего посла...
Невероятный успех телеканала позволил Катару, крошечной полоске богатой нефтью земли с населением около 720 тысяч человек, приобрести определенное влияние в арабском мире и дополнительную защиту от опасностей, подстерегающих его в этом взрывоопасном регионе. Дело в том, что это государство всегда опасалось, что его могут поглотить могущественные соседи – Саудовская Аравия или Иран. Поэтому, с одной стороны, оно дало приют на своей территории огромной военно-воздушной базе США, а с другой - "Аль-Джазире", распространяющей антиамериканские настроения. Таким образом, благодаря этому телеканалу Катар выступает защитником арабских интересов, тогда как в его столице Дохе уже 10 лет спокойно функционирует торговое представительство Израиля.
Минувшая ливанская военная кампания показала, какие необычные отношения сложились у нашей страны с "конторой" Валида Омари, которая, по словам Мэдди-Вейцмана, горячо поддерживала "Хизбаллу" и Насраллу, постоянно подчеркивая, какие страдания причинил Ливану Израиль, однако напоминала, что страдало и население "агрессора". (Как известно, нашему противнику удалось почти полностью скрыть уровень своих потерь от всевидящего ока зарубежных СМИ.) "Аль-Джазира" преследовала политические цели: Израиль совершал преступления в Ливане, однако страдал и сам", - подчеркивает сотрудник Центра Даяна.
Амира Орон придерживается того же мнения: "Во время войны репортажи и комментарии "Аль-Джазиры" ничем не отличалась от того, что передавала "Аль-Манар", телерадиостанция "Хизбаллы". Но я реально оцениваю деятельность "Аль-Джазиры". Любой арабский канал должен защищать интересы этого народа. Он не мог быть просионистским. Но на профессиональном уровне они потерпели фиаско". Она приводит в пример репортажи телеканала о трагедии в Кафр-Кане, когда в результате прямого попадания там рухнул дом, под обломками которого погибли 28 человек. "Аль-Джазира" неоднократно показывала кадры с окровавленными трупами детей, нагнетая тем самым эмоции.
В ответ на это Омари говорит, что они просто показывали то, что есть, практически не давая никаких комментариев, - вот и все. Впрочем, у него тоже есть свои счеты к Израилю, хотя он старается не слишком распространяться об этом. Во время последней войны наши арестовывали его два раза. В первый Валид провел за решеткой два часа, во второй – шесть. "Компетентные органы" обвиняли "Аль-Джазиру" в том, что она показывает места падения "катюш", тем самым фактически помогая "Хизбалле". Валид отвергает эти обвинения. Он говорит, что его канал показывал то же самое, что и два коммерческих израильских, и что из 20 местных и иностранных корреспондентов, расположившихся в хайфском отеле "Кармель", только его вызвали на допрос. "Какая глупость, - комментирует Омари. - Когда израильтяне поняли, что им не удастся добиться всех поставленных целей в Ливане, они решили отыграться на "Аль-Джазире"!"
В то же время, как ни странно, у Израиля и катарского телеканала есть нечто общее: это глубокое уважение к демократии и свободе слова. "Хотя бы у вас можно рассчитывать на справедливый суд, - поясняет главный герой нашего рассказа. – Всегда можно обратиться к закону". Амира Орон тоже считает, что мы очень снисходительны к "Аль-Джазире": "По крайней мере, никто не закрывал ее отделений и не сжигал автомобили ее сотрудников".
Следует отметить, что репортажи этого телеканала о нашей стране зачастую правдивы и серьезны. Например, 16 октября, когда открылась зимняя сессия кнессета, сотрудники Валида посвятили утреннюю передачу речи Ольмерта, в которой он предложил премьер-министру Ливана Фуаду Синьоре начать прямые переговоры о мире, - и тотчас сообщили об отрицательной реакции Бейрута. Тогда как вещающая на Европу и Северную Америку англоязычная редакция сфокусировала свое внимание главным образом на более пикантных новостях. Дело в том, что именно в тот день израильская полиция рекомендовала прокуратуре начать судебное преследование президента Моше Кацава по обвинению в сексуальных домогательствах и насилии.
По свидетельству Орон, рассказывая о нашей стране, "Аль-Джазира" обычно придерживается определенных рамок. Она уделяет основное внимание политике, дипломатическим и военным аспектам, а не жизни общества или простых израильтян. Это могло бы представить их как нормальных людей, которым не чуждо ничто человеческое... Однако сам Израиль не предпринимает почти никаких усилий, чтобы заинтересовать определенную часть жителей арабских стран, наладить хоть какой-то контакт с ними. Поэтому передачи "Аль-Джазиры" стали единственным "каналом связи" наших официальных лиц с окружающим миром. По словам того же Мэдди-Вейцмана, даже мимолетнее появление израильтян на экранах телевизоров наших соседей и даже поверхностные репортажи о нашей стране разрушают сложившееся за десятилетия карикатурное представление о ней.
Трансляции англоязычного канала "Аль-Джазиры" - новое серьезное испытание для наших СМИ и политиков, потому что, по словам ее руководства, передачи на английском смогут смотреть еще 80 миллионов телезрителей – как через спутники связи, так и по кабельным сетям. А среди ведущих называют таких знаменитостей мирового масштаба, как сэр Дэвид Фрост и Рис Хан. Пока рано судить о содержании и направленности нового канала, однако израильские специалисты полагают, что он будет "вести себя" более сдержанно по отношению к нашей стране и арабо-израильскому конфликту, хотя бы для того, чтобы добиться доверия западной аудитории. В то же время они предупреждают, что это одна и та же "лавочка", отражающая давно известную идеологию и взгляды. Один наш политик, который уже дважды давал интервью новому каналу, сообщил нам, что вопросы англоязычного репортера были дельными, иногда не слишком тактичными, но достаточно беспристрастными...
Уже в первый день начала работы англоязычной "Аль-Джазиры" одна женщина была убита и несколько человек ранены в Сдероте в результате обстрела "касамами" из сектора Газы. И новый телеканал тотчас сообщил об этом, хотя и добавил, что за несколько прошедших месяцев от рук израильтян погибли 350 палестинцев. А той же ночью арабская редакция показала очень длинный репортаж в прямом эфире из Газы об ответном ударе ЦАХАЛа, демонстрируя одновременно кадры с окровавленными жертвами в Сдероте, - причем даже более выразительные, чем транслировало израильское телевидение. Омари напоминает, что и его сотрудники вели прямой репортаж о терактах в Тель-Авиве в разгар последней интифады. "Не могу сказать вам, что всегда остаюсь на нейтральной позиции, когда готовлю и передаю материал, - говорит он с откровенностью, которая, возможно, и является залогом его успехов в журналистике и выживаемости как профессионала. – Но, как видите, мы показываем жертвы среди гражданского населения с обеих сторон. Это главная трагедия нашего региона: мы смешиваем кровь с кровью..."
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: