В декабре 2006-го Аркадий Гайдамак - пусть и не до конца - взял реванш за свое прошлогоднее "поражение" - вечер, устроенный им в гостинице "Хилтон" в честь зажигания седьмой ханукальной свечи, безусловно удался, даже с учетом того, что явились на него далеко не все важные персоны, которых ждали.
Во всяком случае, даже видавшие виды репортеры светской хроники и политические обозреватели ведущих израильских СМИ утверждают, что давно уже в стране не проводилось такого ослепительного, такой роскошного коктейля в честь Хануки. Коктейля, на котором в буквальном смысле этого слова можно было встретить все звезды Израиля. Ну а стоил ли этот праздник тех полутора миллионов долларов, которые выложил за его организацию хозяин, - это, как говорится, уже совсем другой вопрос...
Напомним, что в прошлом году Аркадий Гайдамак решил устроить настоящий новогодний бал в яффском порту и щедрой рукой отписал на него 400 тысяч долларов. Приглашение принять участие в праздновании, так сказать, гражданского Нового года получили тогда почти все депутаты кнессета, многие видные израильские общественные деятели, а также сотни представителей местной богемы. Однако желание Гайдамака с такой помпой отпраздновать то ли Рождество, то ли Новый год, но явно никак не связанный с еврейской традицией праздник, было воспринято весьма скептически. Кроме того, в политических кругах страны, несмотря ни на что, имя Гайдамака тогда почему-то четко ассоциировалось с понятием "русская мафия", и история с "отмыванием денег" в отделении банка "Апоалим" на улице а-Яркон это впечатление только усиливала. В результате даже некоторые израильские музыканты, певцы и актеры демонстративно отказались прийти на этот бал к Гайдамаку, а из политиков на него вообще явился только Дани Ятом из "Аводы". Да и тот, увидев, что оказался в гордом одиночестве, поспешил незаметно ретироваться, не привлекая к себе внимания журналистов...
В нынешнем году Аркадий Гайдамак решил не повторять ошибок прошлого. На этот раз праздник решили устраивать вполне и исключительно еврейский - Ханукальный бал, посвященный зажиганию предпоследней свечи. Теперь никто не мог упрекнуть Гайдамака в том, что он популяризирует "гойские" праздники, страшно далек от своих еврейских корней - и под этим предлогом отказаться от приглашения. К тому же, известный бизнесмен имел полное право рассчитывать на то, что колоссальный размах его благотворительной деятельности, под знаком которой прошел и для него, и для всей страны 2006 год, дает ему право стать "своим" в общественно-политических кругах Израиля.
Список гостей, в который вошло около 3000 имен, было решено сделать максимально разнообразным - так, чтобы на празднике были представлены все слои израильского общества. В этот список снова, как и в прошлом году, были включены все ведущие политики страны от самых разных партий, однако немалое место в нем заняли и крупные бизнесмены и промышленники, известные раввины, ученые и общественные деятели. Не забыли включить в него и наиболее известных израильских адвокатов, журналистов, спортсменов, певцов, актеров и прочих деятелей культуры. И, наконец, для соблюдения полтикорректности на этот вечер были приглашены 50 солдат-репатриантов, причем не только из СНГ, но и из Эфиопии, Латинской Америки и т.д. Ну а роль своего рода "цимеса", или острой приправы к празднику, должен был сыграть приглашенный Гайдамаком в Израиль певец Энрике Иглесиас. Приглашен он был, кстати, со своей супругой, знаменитой теннисисткой Анной Курниковой, но та до Израиля, похоже, так и не доехала.
Согласно попавшей в руки журналистов информации, бюджет этого праздника составил 1,5 миллиона долларов. Из них 15 тысяч ушли только на изготовление приглашений, вложенных в своего рода конверты из крокодиловой кожи. Сотни тысяч долларов стоили два контейнера с фиолетовыми тюльпанами, орхидеями, карликовыми деревьями и прочими экзотическими растениями, доставленные в тель-авивский "Хилтон" на этот вечер из Нидерландов. И, наконец, в кругленькую сумму обошелся Гайдамаку прием Иглесиаса-младшего, которого, по слухам, обслуживали с пару десятков горничных и официантов и которого Гайдамак лично сопровождал в экскурсии по Иерусалиму.
Ровно к девяти часам вечера, как и было назначено, к отелю "Хилтон" начала подтягиваться кавалькада машин с гостями. Пройдя мимо рослых охранников, невольно вызывающих в памяти романы братьев Вайнеров из жизни олигархов, гости оказывались в подсвеченном огнями полутемном огромном зале со сценой, на которой стоял гигантский ханукальный светильник. Услужливые официанты разносили бокалы с красным вином, в роскошном баре можно было отведать любые напитки, которые можно было закусить красной рыбой, ростбифами, салатами и блюдом, которое многие приняли за суши. Но, как пояснил бармен, это были совсем не суши, а "конусы"...
Впрочем, чем это блюдо отличается от суши, понять было трудно - разве что все тот же рис с различными добавками упаковывается в форме конуса в нечто несъедобно-зеленое.
Среди гостей Гайдамака были замечены фигуры председателя Ассоциации промышленников Израиля Дана Пропера, миллионеров Альфреда Акирова, Мози Вертхаймера, а также других лиц, размерам капитала которых позавидовал бы сам Ротшильд. Ави Нимни, Эяль Беркович и другие звезды израильского футбола приветливо переговаривались с популярной израильской певицей Ритой и юным дарованием Иегудой Саадо. Проходя по залу, гости то и дело натыкались на людей в черных шляпах и лапсердаках - наряду с богемой, в "Хилтоне" в тот вечер собралась и значительная часть ортодоксального истеблишмента, включая могущественных лидеров "Агудат-Исраэль" рава Авраама Равица и рава Менахема Поруша. И, кстати, многими было отмечено, что своим гостям-ортодоксам Аркадий Гайдамак оказывает особое внимание. Были здесь и известные журналисты Гади Сукеник и Игаль Шилон, и экс-депутат кнессета Инбаль Габриэли, и совладелец "Маарива" Офир Нимроди, и не стареющая Пнина Розенблюм - само собой, в платье с весьма выразительным декольте... Были здесь и послы России, Казахстана, Белоруссии и Молдавии с супругами.
Вместе с тем, всеми присутствующими было отмечено, что большинство из приглашенных Гайдамаком политиков вновь решили проигнорировать его приглашение - час шел за часом, а ни лидер "Кадимы", премьер-министр Эхуд Ольмерт, ни лидер НДИ Авигдор Либерман, ни лидер "Ликуда" Биньямин Нетаниягу в зале так и не появились. Из действующих политиков в тот вечер в «Хилтоне» были замечены лишь два депутата кнессета от партии "Наш дом Израиль" - Софа Ландвер и Йосеф Шагал.
В центре внимания присутствующих, естественно, были хозяева бала - сам Аркадий Гайдамак со своей очаровательной супругой Ириной, дочерьми Катей и Соней и с сыном Александром с супругой. Это явилось своего рода маленькой сенсацией - мало кто может припомнить, когда семья Гайдамаков показывалась в свете в полном составе. Хотя... состав на этот раз был, опять-таки, не совсем полный: двухлетний внук Саша предпочел остаться с няней.
Так как, повторим, Аркадий Гайдамак до того не часто представал перед журналистами вместе с супругой, то не удивительно, что Ирина мгновенно оказалась в центре внимания журналистов.
- Вы сегодня - звезда бала! - с пафосом произносит один из них.
- Нет-нет, - запротестовала Ирина. - У нас в семье только одна звезда.
Словом, взять подробное интервью у жены бизнесмена в тот вечер так и не удалось – она предпочла большую часть времени проговорить с супругой посла России в Израиле Еленой Тарасовой. А между тем, интервью у Ирины Гайдамак хотели взять многие. Хотя бы потому, что она является представительницей хорошо известной в кругах еврейской интеллигенции семьи; ее отец был другом и одноклассником Александра Галича, а в их парижском доме любили бывать Владимир Максимов, Виктор Некрасов и многие другие звезды так называемого русского зарубежья.
Но вот Аркадий Гайдамак поднимается на сцену и, надев очки, чуть запинаясь начинает зачитывать по бумажке приветствия на английском, иврите и арабском языках. Причем, если английский - и это давно известно - он и в самом деле знает относительно неплохо, то с арабским и ивритом явные проблемы. Журналисты немедленно начинают гадать, почему бизнесмен выбрал именно эти языки, и приходят к выводу, что это - еще один признак того, что он собирается ворваться в израильскую политику. Иначе зачем ему говорить на двух государственных языках страны, которых он не знает. Многие видят в этом подтверждение слухов о том, что именно на этом вечере, незадолго до зажигания свечей Гайдамак заявит, что он намерен основать собственную партию.
Но сенсационного заявления так и не последовало. Вместо этого на сцену поднялся лауреат Государственной премии Израиля раввин Давид Гроссман, и началась церемония зажигания ханукальных свечей. И притихший, охваченный искренним чувством еврейского единения зал в ответ на благословения выдыхает вечное "Амен". Песню "Маоз цур", которая по традиции исполняется после зажигания ханукальных свечей, исполнил Иегуда Саадо. А затем начался обещанный концерт.
Рита - очаровательная, загадочная, обладающая несомненным артистическим магнетизмом - полушепотом, как-то по-особому интимно произносит первую строчку своего хита "Открой окно" - и зал замирает в каком-то сомнамбулическом томлении... И как же нелепо, дилетантски, ученически и неуклюже выглядит после ее выступления Энрике Иглесиаса, лишний раз доказывающий, что талант отнюдь не передается по наследству, более того - природа частенько отдыхает на отпрысках подлинно талантливых людей...
И, наконец, уже под самый занавес праздника, в половине второго ночи, когда многие гости уже покинули "Хилтон", произошло (трудно сказать, заранее запланированное или и в самом деле спонтанное) ханукальное чудо - в зал вошел лидер оппозиции Биньямин Нетаниягу со своей женой Сарой. До того Нетаниягу сообщил, что, скорее всего, увы, не сможет выкроить время, чтобы побывать на празднике в «Хилтоне», но в итоге, как видим, все же его "выкроил". Гайдамак встретил Нетаниягу словами известного предвыборного лозунга 1996 года: "Биби тов ле-егудим!" ("Биби - это хорошо для евреев!"). Затем бизнесмен заявил, что не видит в современной израильской политике никого, кроме Нетаниягу, кто бы был достоин занять пост премьер-министра, и потому сделает все, что в его силах, чтобы помочь "Ликуду" одержать победу на следующих выборах.
Если учесть, что, согласно последним опросам, Аркадий Гайдамак "весит" не менее 12 мандатов, то ради такого заявления Нетаниягу и в самом деле стоило "выкроить" время и приехать в "Хилтон". Не исключено, что именно в этом заявлении Гайдамака и следует искать объяснение отсутствия на празднике в "Хилтоне" Ольмерта и Либермана...
Кстати, на следующий день после ханукального бала в СМИ поползли слухи о том, что Гайдамак намерен выставить свою кандидатуру на пост мэра Иерусалима на ближайших муниципальных выборах. Трудно сказать, для чего Гайдамаку нужно занимать пост мэра этого самого проблемного в мире города, и потому слухи эти вряд ли имеют под собой реальную почву. Хотя... Если это действительно так, то становится понятным то внимание, которое хозяин уделял своим гостям-ортодоксам – ведь без их поддержки на муниципальных выборах в Иерусалиме не победить. А проигрывать Аркадий Гайдамак, явно не любит...
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)