Рано утром в субботу закончилась эра иракского диктатора Саддама Хусейна. Конечно, фактически она закончилась три года назад.
Тогда гигантская статуя бывшего диктатора, высившаяся в центре Багдада, была сброшена с пьедестала точно так же, как в начале 90-х это произошло со статуями Ленина в Москве и Чаушеску - в Румынии. Однако, как оказалось, на том историческое сходство Ирака с Россией и Румынией и закончилось. Через три с половиной года после того как народ забросал каменного Саддама тапками, что является в тех краях самым пренебрежительным актом, какой только может быть совершен по отношению к ненавистному правителю, стало ясно: по сравнению с сегодняшним разгулом насилия в Ираке злодеяния багдадского мясника кажутся чуть ли не детскими забавами. "Саддам Хусейн отличался редкостной жестокостью, но вместе с тем обладал твердым характером и трезвым разумом. Он прекрасно понимал, как именно нужно править Ираком", - заявил в день казни один из иракцев, просидевший, по приказу диктатора, более 15 лет в тюрьме за причастность к оппозиционной партии.
Страна, долгое время стонавшая под гнетом жестокого правителя, оказалась просто не готова к благословенной демократии и либерализации, которые внезапно пришли на смену затянувшейся диктатуре и автократии. Сегодня весь арабский мир с ужасом смотрит на происходящее в Ираке, понимая, что тот же сценарий вполне может повториться в любом другом мусульманском государстве Ближнего Востока. У так называемых умеренных режимов египтянина Хусни Мубарака, марокканца Мохаммеда VI, иорданца Абдаллы II, саудовца Абдаллы бин-Абдель-Азиза, баасистского сирийского режима и полудемократического правительства Фуада Синьоры один и тот же враг – их народы, разочарованные в своих лидерах. Никто из этих лидеров не сумел (или не захотел) провести необходимые реформы и осуществить все поставленные некогда цели. Ни для кого не секрет, что успех исламистского движения ХАМАС, которое одержало победу на парламентских выборах в ПА, мог бы повториться сегодня и в Египте, и в Марокко, и в Кувейте и в Иордании, и в других странах региона в том случае, если бы там прошли свободные, демократические выборы.
В Ираке переход от диктатуры к демократии смело можно назвать плачевным, поскольку никакой достойной политической альтернативы, способной не только взять власть в свои руки, но и удержать ее, там просто не существовало. Иных вариантов пока что не существует и в Палестинской автономии, где светские партии, не связанные с ФАТХом, такие как "Палестинская инициатива" и "Третий путь", получили на последних выборах всего по 2-3 мандата. Нет иного варианта и в Египте, где в день выборов оппозиционному демократическому движению "Кифайя" удалось вывести на улицы Каира не более 10 тысяч демонстрантов (в столице Египта насчитывается, по мнению специалистов, от 17 до 19 миллионов человек).
Очевидно, что существующие арабские режимы – анахронизм, окаменевший кусок породы 20 века, тех времен, когда были актуальны такие словосочетания как "арабский социализм" и "арабское единство". Сегодня гораздо более актуальны другие словосочетания - "исламский социализм" и "исламское единство". Об арабском национализме уже практически никто не говорит. Исламская оппозиция на Ближнем Востоке многочисленна, лидеры "Хизбаллы", ХАМАСа и "Мусульманских братьев" могут с легкостью вывести своих сторонников на улицы, однако когда дело доходит до управления страной, до вопросов международной экономики и внешней политики, тут все оказывается гораздо сложнее.
"Ислам – это решение" - таков был лозунг египетских исламистов в 70-е и 80-е годы прошлого века. Однако одним лозунгом, как известно, страну не накормишь. Придя к власти в автономии, лидеры ХАМАСа воочию убедились, что ислам – вовсе не решение таких проблем как экономический бойкот, что исламом не выплатишь зарплаты госслужащим и с помощью Корана, увы, не навести порядка на пылающих улицах сектора Газы.
Таким образом, сегодняшний Ирак, который оказался первым павшим бастионом арабских режимов-ветеранов, и Палестинская автономия, где также произошел исторический прецедент – впервые исламистская партия пришла к власти путем демократических выборов, – стали своего рода экспериментальными лабораториями, за опытом которых внимательно наблюдает весь арабский и исламский мир. Пока что результаты этих опытов малоутешительны. Дискредитировавшие себя режимы - ФАТХ в ПА и партия БААС в Ираке - канули в прошлое, однако, опять же, политической альтернативы ни в Ираке, ни в ПА пока что нет.
Вопрос, который напрашивается сам собой: возможно, стоит заморозить исторический опыт по насильственной демократизации арабских стран, поскольку исход этой демократизации может быть ужасающим?
С особым интересом за происходящим на арабском Востоке сегодня следят в Тегеране. Там с удовлетворением отсмотрели кадры повешения Саддама Хусейна, после чего один из иранских лидеров, Мухсен Резаи, глава совета экспертов, повторил свою знаменитую фразу о том, что "Запад уничтожил всех врагов Ирана". Непримиримый враг Ирана Саддам Хусейн в свое время оспаривал право на региональную пальму первенства, искусно используя американскую и британскую помощь. Сегодня, когда Саддама больше нет, Иран естественным путем становится самым главным игроком в регионе. Он угрожает не только Израилю, но и арабским странам, ощущая их слабость. И никто не знает, кто из коллег Саддама окажется следующим на очереди...
Арабески
Жертвенный страус
В преддверии одного из самых важных исламских праздников Ид аль-Адха (праздник жертвоприношения) в Турции были открыты необычные курсы для тех, кто серьезно относится к религии и жареному мясу. Дело в том, что в честь праздника принято резать, а потом зажаривать баранов, так как по исламской традиции в этот день Ибрагим (Авраам) должен был принести в жертву своего сына Исмаила, однако в последний момент бог послал жертвенного агнца. Чтобы избежать антисанитарии, а также недоразумений, связанных с ритуальными вопросами, турецкие власти открыли специальные курсы для местных резников, которым на праздник приходится трудиться буквально в поте лица.
Можно ли резать страуса? А кенгуру? Может ли женщина быть резником? Могут ли дети присутствовать при этом обряде? На все эти вопросы ответят профессионалы своего дела, а также представители духовенства, сведущие в данных вопросах. Во многих арабских и исламских столицах во время праздника кровь животных ручьями льется по улицам, так как каждый пытается показать соседям, что он не хуже и не беднее других и может себе позволить принести в жертву животное. В Стамбуле, Каире и Дамаске множество мясников-самоучек, которые так и не овладели древним мастерством в совершенстве. Вот для них, а также для всех желающих, и открыты были курсы, о которых идет речь.
Саддам продолжает сеять смерть
1 января в Пакистане произошел несчастный случай - 9-летний мальчик погиб, играя в повешение Саддама Хусейна. Момент казни иракского диктатора был многократно показан в последние дни по пакистанскому ТВ. Мубашар Али и его 10-летняя сестра несколько раз просмотрели по телевизору, как вешали Саддама Хусейна, а потом затеяли игру, которая привела к трагическому финалу. Дети привязали бельевую веревку к крюку на потолке, и старшая сестра помогла мальчику набросить ему на шею петлю. Взрослые прибежали на крики девочки о помощи слишком поздно - Мубашар уже скончался.
В местной полиции произошедшее считают несчастным случаем, хотя и отмечают родительскую небрежность.
"Красота – это страшная сила"
Веб-сайт albawaba.com сообщает, что продажи косметики на Ближнем Востоке в 2006 году возросли на 12 процентов. "Это без преувеличения феноменальные показатели, -говорит организатор конкурса красоты "Красота на Ближнем Востоке" Хезер Никс. - Очевидно, что и в этой точке планеты женщины и мужчины желают выглядеть модными и ухоженными". Наряду с международными брэндами духов и косметики, в странах Персидского залива, где уже несколько лет сохраняется тенденция роста продаж этих товаров, особой популярностью пользуется также косметика местного производства, например, кохль - синяя подводка для глаз, которой пользуются чуть ли не все арабские красавицы, а также "Абир" - духи с тяжеловатым, на западный вкус, цветочным ароматом. Как оказалось, чадра и абайя (широкая верхняя одежда темного цвета, полностью скрывающая контуры тела) вовсе не мешают кувейтским и эмиратским модницам проводить у зеркала не меньше времени, чем их сестры на Западе.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)