Портал ISRAland - израильские новости


22 Ноября 2024 [21 Хешвана, 5785 г.] В Иерусалиме
Взгляд: В Израиле
Архив статей

Разорвать цепи

08.01.2007 | 23:29


Нетти Гросс, Jerusalem Post, специально для Новостей недели

В нашей стране уже не первый год продолжается активное обсуждение проблемы религиозного развода, "гета", и в последнее время бурное негодование многих заинтересованных лиц – а это, как вы понимаете, главным образом женщины, которые много лет не могут получить развод от бывших спутников жизни, – вызывает даже не столько поведение этих самых "спутников", сколько раввинатских судов.


Дело в том, что на практике они отказываются выполнять положения закона, принятого в 1995 году и предписывающего им выносить решение о принудительном разводе в тех случаях, когда мужья по тем или иным причинам отказываются давать "гет" бывшим женам. По этому закону, самым злостным его нарушителям грозят такие кары, как конфискация водительских прав, заграничного паспорта, кредитной карточки и даже тюремное заключение.

Организации защиты прав женщин сообщают, что обычно у раввинатского суда уходит от четырех до семи лет на вынесение решения по таким делам – причем даже в случаях насилия над женщинами со стороны бывших мужей - и хорошо еще, если оно положительное. Во многих случаях религиозные служители закона предпочитают давить на истиц с целью получения от них различных уступок в пользу бывших спутников жизни – финансовых или касающихся права воспитания детей. "Они как могли давили на меня, добиваясь, чтобы я поддалась шантажу мужа для скорейшего получения развода, - говорит доктор Линда Разули, врач-иммунолог из иерусалимской больницы "Адасса". Ей пришлось ждать целых семь лет, прежде чем он дал ей "гет". Лишь четыре месяца назад раввинатский суд наконец-то заставил его освободить Линду от оков давно не существующего брака...

Обстоятельства дел о разводе у Ариэллы Дадон и Линды Разули разные, но обе они обвиняют именно религиозные суды в слишком мягком отношении к их бывшим мужьям, отказывавшимся дать "гет". Раввины настоятельно рекомендовали женщинам поддаться шантажу со стороны ответчиков. "Там все прогнило!" – уверена Разули. Ей было 18 лет, когда она встречалась с будущим мужем, и еще до свадьбы у нее были смутные подозрения, что у него есть какие-то проблемы психического свойства. "Он был очень приятным собеседником, с вкрадчивыми манерами, только во взгляде иногда мелькало напряжение. Он всегда пытался контролировать мои поступки", - вспоминает 26-летняя Ариэлла. Физическое и сексуальное насилие началось вскоре после свадьбы. "Тогда я поняла, что совершила самую большую ошибку в моей жизни...", - продолжает она. Однако женщина надеялась, что все еще изменится к лучшему, и родила двух сыновей. По ее словам, муж долго не задерживался ни на одном месте работы и не мог обеспечить семье постоянный доход. Но расстаться с ним Ариэллу заставили его постоянные романы с другими женщинами. "Похоже, на это у него были деньги", - замечает она с горечью.

В конце концов Дадон подала заявление с просьбой о разводе сразу в оба суда – гражданский и раввинатский. Спустя четыре месяца председатель суда по семейным делам засвидетельствовал тот факт, что бывшие супруги пришли к соглашению насчет права на воспитание детей и размера алиментов, которые предстояло выплачивать их отцу. Религиозной судебной инстанции оставалось лишь засвидетельствовать факт расторжения религиозного брака. В этом случае от бывшего спутника жизни требуют, чтобы он добровольно "отпустил" свою "половину". "У нас не было никакой общей собственности, он оскорблял меня и изменял мне. Как истинно религиозная женщина, я была уверена, что раввинам остается только констатировать наш развод", - говорит сегодня Ариэлла. Но этого не произошло: ее супруг сумел уговорить судей пересмотреть условия договора о расторжении их брака, уже утвержденного гражданским судом. "Раввины стали настаивать, чтобы я согласилась на все его требования, - вспоминает Ариэлла. - Когда же я стала возражать, они обвинили меня в том, что на самом деле я не хочу получить "гет". После этого религиозный суд целых три года не соглашался вынести решение о "принудительном разводе". Все это время бывший муж Ариэллы не платил алименты, и "Битуах леуми" пришлось расплачиваться за него. "Я хотела бы вновь выйти замуж и рожать детей, - говорит Дадон с грустью, - но я не могу изменить свою жизнь, пока прикована цепью к этому человеку..."

А Линда Разули познакомилась с будущим мужем в колледже. Они сочетались браком в 1985 году, когда ей был 21 год. "Это был славный малый, и мы любили друг друга, - рассказывает она. - Ничто не предвещало осложнений в нашей жизни". Но потом Линде выделили стипендию для защиты диссертации в Мичиганском университете, она уехала в Америку с двумя дочерьми, а ее супруг остался на родине. Он обиделся на нее, требовал, чтобы она вернулась. Линда разрывалась между Штатами и Израилем, не хотела бросать учебу, не знала, как поступить... Муж устраивал скандалы. "Он надоел мне", - признается моя собеседница.

В 1997 году супруг Линды неожиданно исчез. Тогда Разули, как и ее подруга по несчастью Дадон, подала заявление о разводе в суд по семейным делам. Это было в 1998-м, а спустя еще год она обратилась и в раввинатский суд. Но эта инстанция вот уже семь лет не принимает никакого решения по ее делу. Недавно бывший муж был найден в Калифорнии. Он согласился дать Линде "гет" при условии, что она откажется от своего требования о выплате алиментов в размере 200 тысяч шекелей, которые он задолжал. "Во время слушания нашего дела один раввин просто спал, а другой рассеянно перелистывал бумагами в папках, - вспоминает Линда Разули. - Потом, глядя куда-то в потолок, председатель многозначительно заявил, чтобы я не рассчитывала на их положительное решение. Что оно зависит только от меня..."

Адвокат истицы не согласился с судьями и пообещал довести дело до Высшего суда справедливости. После этого справедливость почти сразу восторжествовала, и спустя четыре месяца бывший спутник жизни Линды отказался от всех своих претензий и начал платить алименты. "Так почему же мне пришлось ждать семь лет?!" – спрашивает она сегодня.

Многие активистки женских правозащитных организаций Израиля постоянно выступают в СМИ с предложениями о наведении порядка в этой области и предоставлении нашим дамам полного равноправия с представителями сильного пола. В целом около 25 таких религиозных и светских ассоциаций являются членами базирующейся в Иерусалиме Международной коалиции за права "агунот" (на иврите дословно: "прикованные цепью"). Однако лишь несколько из них целенаправленно и постоянно занимаются решением указанной проблемы. И лишь некоторые из самых пламенных активисток готовы вступать в контакт по этому вопросу с представителями религиозного истеблишмента.

Есть и такие, которые отказываются работать с раввинами по принципиальным соображениям. К ним относится и Сюзанна Вайс, адвокат по специальности и основатель Центра за справедливость для женщин. А еще - Рахель Азария, исполнительный директор ортодоксальной ассоциации "Мавой сатум" ("Тупик"), основанной десять лет назад для оказания помощи женщинам, которым отказано в получении "гета". Обе эти дамы уверены, что искать взаимопонимания с раввинами – напрасная трата времени и сил.

Тем, кто интересуются данной проблемой, давно известно, что ее создает главным образом рав Йосеф Шалом Эльяшив, 93-летний лидер ультраортодоксального литовского направления в иудаизме. Его влияние распространяется не только на других ашкеназских религиозных авторитетов, но даже сефардских, в частности, на самого Шломо Амара, их главного раввина, и Эли Бен-Дахана, влиятельного чиновника-регистратора всей системы раввинатских судов Израиля. Известно, что Эльяшив придерживается сугубо традиционных взглядов на разводы, существовавших в еврейской среде сто лет назад. Главный довод, который приводит он и его последователи, отказывая нашим женщинам в разводе, это судьба их отпрысков. Противники "гета" полагают, что без отца – даже если его нет в рядом – дети будут чувствовать себя изгоями, и впоследствии на них якобы будут распространяться различные ограничения, связанные с существованием человека в религиозной еврейской общине...

После многих бесплодных дискуссий с раввинами и Вайс, и Азария пришли к выводу, что лучшим способом борьбы с их судами, ломающими судьбы несчастных представительниц слабого пола, является обращение к государственной системе судопроизводства, во многом ограничивающей действие религиозной в этой области. "Наша главная цель сейчас – доказать гражданским судам, что происходящее в раввинатских является серьезным нарушением гражданских прав", - говорит Вайс. В данный момент ее организация занимается делом одной женщины, которая в религиозном суде ради развода согласилась уступить все права на воспитание детей бывшему мужу, и еще одной, которая ради "гета" выполнила все финансовые требования бывшего спутника жизни. "Эти соглашения были достигнуты под нажимом и являются незаконными", - подчеркивает Вайс. А ее коллега Азария сообщила, что в данный момент адвокаты "Мавой сатум" работают над проектом нового постановления, которое они хотят предложить для рассмотрения в кнессете через сочувствующих депутатов. В соответствии с ним раввинатские суды лишатся права выносить решения по разводам - они смогут заниматься только их техническим оформлением. Кроме того, власть раввинатских судов не будет распространяться на общую собственность бывших супругов, их право воспитывать детей и выплату алиментов.

Проблема разводов в еврейской среде существует во всем мире, но ее решение особенно тяжело в Израиле. Еще в 1953 году религиозным судам было предоставлено исключительное право определения гражданского статуса еврейских жителей страны. С тех пор в этой области имеется некоторая неопределенность. Разводящиеся пары могут, конечно, обращаться и в гражданские суды, но их окончательную судьбу решают только раввинатские.

Как это ни парадоксально, несмотря на свое неприятие еврейского государства, ультраортодоксы фактически захватили контроль над судопроизводством в данной сфере. Однако религиозные законы часто не отвечают стандартам современного законодательства Израиля в вопросах, касающихся равноправия при разделе собственности бывших супругов. В результате Высший суд справедливости вынес несколько решений, по которым такие дела уже не могут подпадать под юрисдикцию раввинатских судов. Причем, указывает Азария, трудности в получении "гета" касаются как религиозных, так и светских женщин. Для первых это более серьезная проблема, потому что они не могут даже встречаться с другими мужчинами, пока остаются формально "прикованными" к предыдущему браку. Тогда как их светские "коллеги" предпочитают не заводить потомство с новыми партнерами из опасения, что родившиеся у них дети будут считаться "мамзерами", незаконнорожденными. Таким образом, "гет" нужно получать для того, чтобы облегчить ход бракоразводного процесса в гражданском суде. И Вайс собирается решать эту проблему путем изменения законодательства.

В соответствии с информацией, полученной из правительственных источников, в Израиле каждый четвертый брак заканчивается разводом, и мужчины задолжали своим бывшим семьям алименты на общую сумму в 20 миллиардов шекелей. Институт национального страхования тратит на эти цели 2,5 миллиарда, оказывая помощь тем детям, чьи отцы не хотят или не могут платить. Причем в некоторых случаях раввинатские суды идут навстречу нерадивым папашам, требующим, чтобы "Битуах леуми" выплатил их задолженность в обмен на согласие дать развод бывшей супруге. Вайс категорически возражает против использования подобной практики и призывает объявить ее незаконной. "Это то же самое, что идти навстречу шантажистам за счет кармана налогоплательщиков!" – негодует она.

Эфрат Орбах, представительница раввинатских судов, говорит, что ежегодно они открывают 8000 новых дел о разводе. По ее словам, большая их часть решается в течение двух лет, и менее 1 процента длятся дольше – причем именно из-за отказа бывших мужей дать жене "гет".

По мнению же Азарии, информация этих судов не отражает истинного положения вещей. Она считает, что значительно больше таких случаев, когда бывший муж пытается извлечь выгоду из ситуации и тянет с расторжением брака, чтобы добиться более выгодных условий. Но еще большее унижение в таких случаях – это, как она выражается, "оскорбительный контроль раввинов над женским телом". В качестве наглядного примера она цитирует недавнее анекдотичное решение раввината по одному из дел, которым как раз сейчас занимаются в "Мавой сатум". Судьи дали указание истице отправляться в микву и иметь интимные отношения с бывшим супругом, несмотря на его умственную отсталость и даже тот факт, что он уже два года живет отдельно от семьи... В свою очередь, Орбах вспоминает дело, разбиравшееся религиозными судьями в 2003 году. Они с удивительной легкостью дали развод одной женщине из Тверии, чей муж, по всей вероятности утонул, хотя его тело так и не нашли. По мнению Азарии, эта история говорит только об одном: когда раввины хотят что-то решить, они делают это без проволочек. "Может быть, они предпочитают вдов?" – горько шутит она.

В дополнение к описанным выше противоречиям, проверка, проведенная государственным контролером, выявила наличие серьезных проблем в мире раввинатских судов. Оказывается, им совсем не обязательно иметь высшее образование; многие судьи опаздывают на заседания или вообще не приходят; у них весьма недолгий рабочий день - от трех до пяти часов; они часто не указывают в делах основания для своих решений; многие работают "по-черному", а 51% носят высокое звание председателя суда, что позволяет им получать более высокую зарплату, равную окладу председателя обычного гражданского суда.

Не так давно по израильскому телевидению был показан яркий документальный фильм "Мекудешет", посвященный многочисленным случаям злоупотреблений в раввинатских судах при рассмотрении дел о разводах. По мнению активисток женских организаций, именно он заставил рава Амара заняться наведением порядка в этом институте судопроизводства - например, заставлять раввинов быстрее завершать дела и решать их на более высоком профессиональном уровне. Но как сами пострадавшие, так и их заступницы утверждают, что обломки разрушенных женских судеб заполняют помещения этих судилищ...

"Новости недели"

При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)

Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Реклама в Израиле


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп | Новости в фото | Новости за вчера
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции сайта новостей ISRA.com.
При перепечатке гиперссылка на сайт Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2024 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

последние новости США ISRA.com рейтинг Система Orphus