США превратили Саддама в «шахида из шахидов»
10.01.2007 | 01:31
Виктория Мартынова, Новости недели
Спор теоретиков на вечную тему «казнить нельзя помиловать» неожиданно разрешился для нашего региона событием исключительным: высшая мера наказания была применена к иракскому злодею, диктатору и преступнику Саддаму Хусейну.
В нашем бурлящем регионе насильственная смерть человека - явление обычное, практически ежедневное. Террористические акты, вооруженные операции, войны... Ни дня без жертв. Но даже на этом фоне публичная казнь врага многих заставила содрогнуться. В чем же дело? Ведь злодей обязан получать по заслугам, в назидание, чтобы другим неповадно было... Этот вопрос не оставляет меня уже несколько дней. Но есть и другой: как отразится «свершившееся возмездие» на дальнейших событиях в регионе, и в первую очередь - на нас с вами?
Что думают по этому поводу в Исламском движении Израиля? И я решила обратиться с вопросами на эту тему к сопредседателю центра местной власти, члену руководства южного крыла Исламского движения Кармалю Райаду.
- Предусматривает ли ислам вынесение смертных приговоров преступникам?
- Да, предусматривает. Но при особых обстоятельствах. Смертный приговор мусульманину может быть вынесен только особым Халифатским судом. Тогда в глазах правоверных это решение будет считаться справедливым и не подлежащим сомнению. Но на практике этого нет уже не один десяток лет, а смертные приговоры, если они и бывают – в принципе это сейчас огромная редкость для всего мира, в том числе и для мусульманских стран. Обычно они выносятся в моменты смены политических режимов. И потому так и воспринимаются – как чисто политическая игра в совершенно определенных интересах, не имеющих отношения к исламу, к вере в Аллаха и соблюдению принципов Корана. Что касается истории с судом над Саддамом Хусейном, то в глазах всего арабского мира – это ярко выраженный политический процесс, проведенный с большой помпой, хорошо обставленный, но совершенно непродуманный и недальновидный. Он был заведомо разработан без малейшего уважения к религиозным чувствам не только самого Саддама, но и миллионов мусульман, которые наблюдали за казнью сидя у телевизоров.
- Но разве преступник, руки которого обагрены кровью сотен и тысяч соотечественников, заслуживает особого почтения?
- Давайте определимся сразу. Я ни в коей мере не могу отнести себя к поклонникам Саддама Хусейна. Никогда им не был и не буду. Даже если не упоминать обстрелов Израиля «скадами» во время первой Войны в Заливе, можно без особого труда назвать десятки чудовищных преступлений, в которых этот человек был повинен. Лично я прекрасно осознаю тот факт, что Саддам – преступник, который заслуживает примерного наказания. Но, с другой стороны, если ты вторгаешься на Ближний Восток, имеющий свою ментальность, свои представления о том, что можно и чего нельзя, то ты обязан понимать, что казнь владыки, пусть и свергнутого, производит на его подданных совершенно особое впечатление. Он был главой этого государства, жестоким тираном, повелителем, который так или иначе справлялся с руководством страной. Американцы, принесшие оккупационный режим, оказались не в состоянии навести в стране порядок и как-то ее утихомирить. Потому казнь была разработана так, чтобы отрезать путь к прошлому, укрепить новый режим и максимально унизить Саддама Хусейна перед его народом. Пусть никого не вводят в заблуждение радостные пляски вокруг трупа и очередь из желающих записаться в добровольные палачи. Всегда больше тех, кто не роптал, но с содроганием просмотрел сцену казни и почувствовал, что бывший вождь стал отныне просто святым.
- То есть Саддам будет теперь зачислен в шахиды?
- В этом не должно быть ни малейшего сомнения. Сам факт мученической смерти правителя, царя, хозяина, перед которым трепетали, заставит ему поклоняться. Дальше – больше. Новый символ борьбы с американской оккупацией начнет действовать. Если говорить с чисто прагматической точки зрения: американцы абсолютно профессионально поработали на то, чтобы запечатлеть все стадии «восхождения» преступного диктатора. Целые сутки все мировые телеканалы транслировали казнь, во всех подробностях демонстрировались сцены привоза Саддама, набрасывание черного платка, накидывание петли. При этом сам Саддам действительно вел себя мужественно и запечатлевался даже в глазах тех, кто не был его поклонником, настоящим героем, павшим в борьбе с оккупационным режимом. Потому что, повторю, то показательное судебное производство, предпринятое с целью вынесения заранее сформулированного приговора, и оно не имеет никакого отношения к религиозным трактовкам преступления и наказания.
Когда бы Хусейн мог рассчитывать на столь пристальное внимание к своей персоне? Казнь, еще одно опознание, похороны. Так не запечатлевают на телекамеры события из жизни и смерти обыкновенных людей. Американцы сделали его героем в борьбе с самими собой, создав вокруг него особый ореол мученичества. Он теперь – святой из святых, мученик из мучеников. В момент, когда он стоял с веревкой на шее под телекамерами, ему простили все страшные деяния, которые он совершил.
- Тогда зачем это было сделано, как вы считаете?
- Мне очень трудно объяснить, зачем американцы это сделали, почему они не смогли нанять ни одного грамотного консультанта, который объяснил бы им, что на Востоке такие вещи никому даром не проходят. Но, видимо, или грамотного специалиста не нашлось, или самоуверенные американцы не захотели его услышать.
- Но ведь теперь душа Саддама не сможет оказаться в раю, ведь он был повешен...
- Способ казни - чисто средневековый и максимально унизительный для мусульманина - был выбран все с той же целью дополнительного унижения. И только люди, не имеющие понятия о традициях этого региона, могли его избрать. Саддам просил, чтобы его казнили в соответствии с тем, что полагается лицу его ранга, то есть бывшему правителю. Но ему было отказано и в этом. Его не согласились расстрелять, выбрав виселицу. Опять-таки, это вряд ли будет работать на устрашение будущих диктаторов - скорее, наоборот.
- Больше всех по случаю казни Саддама ликовали в Иране. Не кажется ли вам странным, что этому факту уделено недостаточно внимания и в израильской прессе, и в американской? Вторжение американцев в Ирак весьма способствовало возвышению Ирана, ведь эта страна в ходе «демократизации Ирака» потеряла основного врага, противостояние которому в течение десятков лет отнимало у Ирана много сил, денег и времени?
- Я полагаю, что между Соединенными Штатами и Ираном существует соглашение по поводу Ирака. И сама оккупация этой страны, и нынешний приговор Саддаму Хусейну - в принципе, единственному человеку, который всерьез противостоял Ирану, - настолько в интересах Тегерана, что не заметить этого может только слепой. Я уверен, что такое соглашение есть, и когда-нибудь, а может быть, и очень скоро, мы о нем узнаем. Скорее всего, договоренности с Ираном – краеугольные камни новой ближневосточной стратегии США - после того, как все предыдущие полностью провалились.
- Как вы думаете, какое влияние окажет казнь диктатора на наш регион и на Государство Израиль?
- Сомневаться в том, что такое влияние будет иметь место, не приходится. Понятно, что когда у экстремистских групп появляется в руках новое знамя, они получают очередной стимул к продвижению. Неслучайно одними из первых осудили казнь деятели ХАМАСа. Когда свершается действие, в принципе не подпадающее под определение понятия сдержанности и взвешенности, трудно ожидать, что оно пойдет на силу умеренным силам региона. Как раз наоборот - оно вдохновит экстремистов. Поэтому только наивные могут ожидать, что казнь Саддама проложит дорогу демократии. Ближний Восток – это Ближний Восток.
Что же касается Израиля, то, к счастью, наше государство в истории с судом, смертным приговором и казнью непосредственно не участвовало. Но проблема в том, что Израиль привык во всем следовать Америке, двигаться в ее кильватере, и даже тогда, когда руководство этой страны совершает заведомо ошибочные действия, поддерживать, а не осуждать их. Так происходит раз за разом, так было и в этом случае. Оценка израильскими руководителями казни Хусейна оказалась крайне осторожной, дабы не обидеть американцев. Что можно сказать по этому поводу? Только выразить сожаление.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: