Портал ISRAland - израильские новости


22 Ноября 2024 [21 Хешвана, 5785 г.] В Иерусалиме
Взгляд: В Израиле
Архив статей

"Русский шпион" Аркадий Гайдамак

15.01.2007 | 00:28


Галина Маламант, Новости недели

45 миллионов шекелей – такова сумма иска, который подал 5 октября Аркадий Гайдамак в окружной суд Тель-Авива против газеты "Хаарец" по делу о клевете; в ответ на иск известного предпринимателя адвокаты "Хаарец" на прошлой неделе подали оправдательное письмо в окружной суд Тель-Авива.


Йоси Сарид, ведущий свою колонку в газете, 29 сентября 2006 года опубликовал материал под заголовком "Есть ли лицо у поколения?" Он описал Гайдамака как международного преступника, получившего дипломатический паспорт Анголы "в знак признания его вклада в кровопролитие".

Сарид задается вопросом: "Есть ли лицо у поколения? Если оно есть, то какое - собачья морда или лицо Аркадия Гайдамака?" Далее автор выражает свое возмущение тем фактом, что предпринимателя номинировали на премию года "Мифаль хаим" ("Дело жизни"), и он занял второе место среди номинантов - после собирательного образа солдата-резервиста. По мнению Сарида, "дело жизни Гайдамака – это фабрика смерти. Свой огромный капитал он нажил на торговле оружием и алмазами в Анголе"...

Первым новость по поводу подачи оправдательного письма от газеты "Гаарец" сообщило 7 января информационное агентство Scoop, написав, что в нем "адвокаты намекают на то, что Гайдамак является русским агентом".

О чем же говорится в представленном суду документе, изложенном на трех с лишним страницах машинописного текста? Адвокаты газеты "Хаарец" Миби Мозер, Тамир Глик и Ринат Модиани утверждают, что капитал Гайдамака был нажит при помощи сомнительных сделок в Анголе, связанных с оружием, в ходе которых было нарушено эмбарго ООН, наложенное на продажу оружия в этой стране из-за ведущейся в ней гражданской войны. "Истец - "темная лошадка", таинственный человек, – говорится в оправдательном письме. – Как получилось, что советский режим в 1972 году позволил 17-летнему подростку выехать в Израиль? Как получилось, что вскоре он, якобы новый репатриант, уезжает во Францию и создает там компанию по переводам с иностранных языков, главным клиентом которой является именно Советский Союз? Как получилось, что подросток, которому было разрешено выехать из СССР, чьи ворота были закрыты перед другими молодыми людьми, связался во Франции именно с представителями СССР и с сыном президента Миттерана? Как получилось, что молодой человек заключил миллионные сделки с государством, ведущим войну в Африке и имеющим деловые связи с Советским Союзом? Кто это инициировал? Кто это финансировал? Кто налаживал связи? Как заключались сделки? Как так случилось, что Советский Союз, а после него Россия, нуждались именно в услугах истца, чтобы совершать бриллиантовые сделки с Анголой, и не нуждались в услугах официальных представителей, которые поддерживали ангольский режим?"

***
Мы обратились к предпринимателю Аркадию Гайдамаку с просьбой прокомментировать заявления адвокатов газеты "Хаарец".

- Вам прежде доводилось слышать намеки на то, что вы - русский шпион?

- В моей жизни часто бывали ситуации, которые потом интерпретировали как нечто необычное: мол, кто-то посодействовал, такое могут совершить лишь госструктуры... Было бы глупо вступать в полемику с подлецами. Если бы адвокаты газеты, скажем, из любопытства, задали мне свои вопросы, я им с удовольствием бы ответил. Тем, кто интересовался моей позицией, я не раз объяснял, что десятки тысяч евреев, начиная с 1971 года, выезжали из Советского Союза.

Что касается моей якобы связи с советской администрацией, не в оправдание, но в качестве примера расскажу следующее. С 1999-го по 2001 год у меня в Израиле была совместная компания с Дани Ятомом, бывшим главой "Мосада", - после того как он оттуда уволился. Когда ему тоже намекали некоторые недоброжелатели о моих якобы связях с российскими спецслужбами, он отвечал так: "Я работал в специфической государственной организации и имел доступ к информации, которого нет у журналистов. Поэтому без всяких лишних сомнений стал официальным партнером Гайдамака". Ятом был государственным служащим, занимал важные посты. Как это часто бывает, после госслужбы профессионалы, обладающие определенным опытом, идут работать в частный сектор. Все, что у них есть на этот момент, это не капитал, не специфические знания, а безупречная репутация. И, наверное, чтобы подобную безупречность не испортить, как ложкой дегтя бочку меда, эти люди смотрят, куда и с кем они идут.

- В письме адвокатов "Хаарец" говорится, что "капитал Гайдамака был нажит при помощи сомнительных сделок в Анголе, связанных с торговлей оружием"...

- Уже само словосочетание "торговля оружием" вызывает определенную реакцию. А речь идет о следующем моменте моей богатой биографии. Люди наделены по своей природе определенной спецификой характера. Я, например, не так давно в Израиле, но успел показать свое лицо. Как говорила моя учительница в начальных классах, "Гайдамак успел отличиться". Во Франции я прожил пару десятилетий и, представьте себе, там тоже успел отличиться. У меня были определенные позиции во французском обществе, которые влияли на политику Франции. А то, что у меня три высших французских награды, включая орден Почетного легиона, это факт: есть даты их вручения и номера наград. Можно сказать, я – единственный выходец из бывшего Советского Союза, имеющий столько французских наград... В Анголе десятилетиями шла кровопролитная война. Причина войны – конфронтация между западными странами и Советским Союзом. Запад боролся за влияние над сырьевыми источниками Африки, в частности Анголы. В интересах СССР было экономическое ослабление западных стран, а именно - подрыв их связи с сырьевыми источниками в Африке. В начале 90-х, когда деятельность Советского Союза по известным причинам прекратилась, Франция стала активно спонсировать ангольские террористические группировки. В тот период я активно работал в Анголе в области сырьевых ресурсов для законного правительства этой страны. Я сумел провести несколько финансовых операций по привлечению кредитов под залог нефти, и таким образом законное ангольское правительство в кратчайшие сроки сумело прекратить деятельность террористических организаций на своей территории, и наступил мир. С 1995 года там нет больше войн, но этим многие недовольны. Я говорю о тех, кто занимался незаконной торговлей алмазами, это они обменивали алмазы на оружие. Я прекратил все войны, поэтому появились тысячи статей о том, что Гайдамак кому-то мешает.

Последовавшие нападки в мой адрес, обвинения в торговле оружием и прочие истории – это все журналистская писанина, которую никто не может подтвердить документально. Меня никто никогда не только не судил за нарушения законодательства в области торговли оружием - ни одна страна мира не предъявляла мне обвинений по этому поводу. И не может предъявить. Я никогда не совершал никаких сделок по торговле оружием. У моих адвокатов есть официальные документы министерства обороны Франции, согласно которым у них нет данных о том, что я совершал сделки с оружием. Кстати, ООН никогда не вводила эмбарго на поставки оружия законному правительству Анголы, и адвокаты "Хаарец" должны были проверить данное предположение, прежде чем обращаться в суд с подобными обвинениями.

Официально я являюсь высшим должностным лицом ангольского правительства. Я консультировался с министром иностранных дел Анголы. Возможно, эту страна подаст официальный протест против заявления адвокатов газеты. Издание, которое считается газетой израильской интеллигенции, прибегает к подобным уловкам: мол, коль скоро человек родился в Советском Союзе, он наверное, советский шпион… На самом деле это противоречит нормам морали и интересам Израиля. Кроме того, я обратился в полицию с жалобой на журналистов, в которой обвиняю их в вымогательстве. Я добьюсь, чтобы никто из них не ушел от наказания.

***
Напомним суть искового заявления Аркадия Гайдамака по поводу публикации Йоси Сарида. Предприниматель заявляет в иске, что это клеветническая статья, в которой приведена неверная информация. Гайдамак утверждает, что он не торгует оружием и не является преступником, так как никогда не совершал преступлений. Дипломатический паспорт, полученный им от правительства Анголы, никоим образом не связан с торговлей алмазами. Адвокаты Гайдамака Ронэль Фишер и Рами Ландау заявили, что оценить размер ущерба, нанесенного этой публикацией истцу, невозможно.

Помимо денежной компенсации, Гайдамак потребовал, чтобы газета "Хаарец" принесла ему публичные извинения на первой полосе, а также на своем интернет-сайте, и заявил, что сумму, которую назначит суд, он пожертвует на нужды израильского общества.

Выдвигая в оправдательном письме встречные обвинения против истца, адвокаты газеты "Хаарец" просят суд отклонить иск Гайдамака и обязать миллиардера оплатить судебные издержки.

Как говорится, поживем – увидим. Давайте подождем решения суда.

***
Беседуя с господином Гайдамаком, мы попросили его объяснить ситуацию с приобретением радиостанции 99-Escape.

Как известно, юридический советник правительства, рассматривавший ранее этот вопрос, отметил, что юридических причин, позволяющих отказать бизнесмену в приобретении радиостанции, нет, поскольку срок давности понесенного им за границей наказания уже истек. 7 января, на заседании совета Управления телерадиовещанием, который должен был одобрить данную сделку, председатель Второго управления Нурит Дабуш заявила, что откладывает принятие решения по этому вопросу до получения дополнительной юридической консультации. Госпожа Дабуш сослалась на полученное ею письмо, в котором утверждается, что в ближайшее время Высший суд справедливости должен рассмотреть апелляцию, поданную ассоциацией адвокатов в связи с решением юридического советника правительства, и выяснить, распространяется ли израильский закон о сроке давности на наказания за преступления, совершенные за границей. В 1999 году Гайдамак был признан виновным французским судом в налоговых преступлениях, совершенных в 1993 году, и приговорен к 13 месяцам тюрьмы условно и штрафу в 250 тысяч франков, а также к компенсации судебных издержек в размере 600 тысяч франков.

Как сообщила 9 января газета "Едиот ахронот", госпожа Дабуш получила от израильтянина по имени Цви Зар письмо по факсу, в котором говорилось, что ассоциация адвокатов пришла к мнению, противоположному выводу Мени Мазуза.

- Семь месяцев назад я на законных основаниях приобрел акции компании, которая вещает на волне 99-FM, - рассказывает Аркадий Гайдамак. - При смене владельца компании необходимо получить разрешение от администрации управления. Нет причин, чтобы такое разрешение не было выдано. Препятствием может стать лишь преступление, которое доказано судом. Тем не менее, неожиданно Мени Мазуз затребовал досье по сделке. Он не имел такого права: я не являюсь государственным чиновником, речь идет не о государственных назначениях, не об ущербе государственным интересам... То есть Мазузом допущено должностное нарушение. Просто надо было создать некую ауру вокруг этого дела - ах, Гайдамак покупает, значит, высшее должностное лицо, "эквивалентное" генеральному прокурору, лично должно изучить вопрос... Все это говорит лишь об абсурдности и предвзятости.

- Но французский суд действительно признал вас виновным в налоговых преступлениях?

- Журналисты описывают это дело угрожающими словами. На самом деле все гораздо проще. Во Франции суды по налоговым делам – дело обычное. В 1999 году французские налоговые органы предъявили мне претензии по поводу того, что я не декларирую доходы во Франции. На это я ответил, что работаю в России, а с 1989 года у меня даже счета в банке Франции нет. Тем не менее, они сочли, что, коль скоро у меня есть недвижимость в Париже, то я обязан в Париже декларировать доходы. Они назначили мне штраф, за которым автоматически следует условное наказание. Сотни тысяч французов, которым налоговая инспекция выписывает штраф, получают к нему довесок в виде условного заключения - такая вот печальная традиция...

Так вот, Мени Мазуз долгие месяцы изучал мой вопрос о приобретении радио. Мои адвокаты написали ему, что вынуждены будут обратиться в БАГАЦ для ускорения дела. После этого Мазуз вернул досье с комментарием, что у него нет юридических возражений, но он рекомендует управлению компании изучить вопрос, почему Гайдамаку не дали возможность купить во Франции газету "Франс-суар". Тем самым он неуклюже попытался обосновать свои незаконные действия: история с газетой "Франс-суар" возникла уже после того как я купил акции радио.

Хочу объяснить, что получилось с французской газетой. Во Франции я являюсь важным политическим игроком и оппонентом правительства. "Франс-суар" была в свое время ведущей газетой страны. Когда я решил ее купить, она находилась в экономическом банкротстве, была уже не в частном владении, а под управлением представителя французской президентской администрации. Был объявлен конкурс на покупку этой газеты. В числе многих, представивших свои предложения на конкурс, был и я. Мои предложения были таковы: оплата всех долгов газеты, сохранение всех рабочих мест и финансовый гарант на продолжение деятельности газеты. Разумеется, это было лучшее из всех представленных на конкурс предложений. Моего адвоката несколько раз вызывали в президентскую администрацию и очень просили, чтобы я не покупал эту газету. А резюме было таково: "Предложение Гайдамака настолько хорошо, что оно не может быть правдоподобным. Мы не понимаем, почему, когда по закону при банкротстве можно не выплачивать долги, уволить какое-то количество персонала и не обязательно давать финансовые гарантии на продолжение выпуска газеты, поступает столь странное предложение". Несмотря на забастовки персонала, выступления политических лидеров и деятелей культуры, принявших мою сторону, газета перешла в руки каких-то людей, которые в итоге ее угробили.

Ясно, что газету мне не продали по политическим соображениям. То же происходит в Израиле, так как Мазуз и иные политики опасаются, что средство массовой информации попадет в руки к человеку, который открыто высказывает свое мнение. Причем человек этот не заинтересован в получении должностей и в материальном достатке, поэтому опасно давать Гайдамаку радио.

Получив рекомендацию Мазуза, управление стало изучать вопрос. Техническо-финансовая комиссия одобрила кандидатуру Гайдамака, и вот 7 января уже должны были выдать разрешение...

Госпожа Дабуш, которая, в отличие от меня, боится потерять свое место, как может старается не дать мне разрешения. И буквально за час до заседания – сделано, как в 30-е годы! – получает письмо, как она заявила, от ассоциации адвокатов... Голосование не состоялось. Решение отложено, несмотря на то, что я уже семь месяцев выплачиваю сотрудникам радио зарплаты, что надо делать новые программы и т.д.

В итоге выясняется, что письмо написано человеком, не имеющим отношения к Ассоциации адвокатов, который неоднократно был судим и отбывал наказание в тюрьме.
Такие вот странности... Юридический советник правительства одобрил сделку, а некто никому не известный затормозил ее.

Мне это радио уже не нужно, хотя я его купил. Но я не желаю, чтобы такие люди, как госпожа Дабуш, занимали высшие административные должности. Я – гражданин Израиля, страны, которую поколения евреев пронесли в душе для того, чтобы Израиль был. Многие евреи умирали за то, что они – евреи. Я предам их память, если не буду бороться с произволом в нашей стране.

"Новости недели"

При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)

Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Реклама в Израиле


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп | Новости в фото | Новости за вчера
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции сайта новостей ISRA.com.
При перепечатке гиперссылка на сайт Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2024 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

последние новости США ISRA.com рейтинг Система Orphus