Портал ISRAland - израильские новости


22 Ноября 2024 [21 Хешвана, 5785 г.] В Иерусалиме
Взгляд: В Израиле
Архив статей

Ты - мне, я - тебе

15.01.2007 | 16:50


Евгения Кравчик, Новости недели

Следствие по делу руководства Главного налогового управления выходит далеко за рамки привычного коррупционного скандала - в течение 10 месяцев сотрудники Отдела по борьбе с мошенничеством Центрального штаба полиции вели прослушивание телефонов высокопоставленных госслужащих и крупных бизнесменов.


Поводом к проведению расследования стала жалоба, поданная в полицию Рафи Ротемом, бывшим сотрудником Следственного отдела Главного налогового управления, "разжалованным" лишь только он посмел открыть рот и дать первые показания против могущественных боссов. В аналогичной ситуации оказался и Шуки Мишоль, бывший начальник отдела тель-авивского филиала Главного налогового управления. Три с лишним года назад он обратил внимание на странную, с точки зрения законопослушного гражданина, закономерность: как только в поле зрения сотрудников Следственного управления "масахнасы" оказывается кто-то из акул большого бизнеса, собранные против них улики "кладут под сукно". Уголовные дела по обвинению в сокрытии доходов от налогообложения не возбуждаются.

Шуки забил тревогу, обратился в полицию, а вскоре из отличника госслужбы превратился в… уголовника: Мишолю было предъявлено обвинение в мошенничестве. Основание - якобы завышенная (на 500 шекелей) сумма страховки автомобиля.

Спустя три года в интервью 2-му телеканалу Мишоль скажет: "На меня натравили сотрудников моего же отдела. А когда это не сработало, меня уничтожили чисто мафиозными методами".

Тем временем фирма, относительно которой Шуки выдвинул подозрения в попытке укрыться от налогообложения, пришла к компромиссу с Главным налоговым управлением и вместо 600 тысяч шекелей внесла в государственную казну… 60 тысяч!

Рафи Ротем в течение 20 лет считался преуспевающим работником. В середине 90-х я часто слышала в тель-авивском мировом суде его выступления: молодой энергичный следователь добивался продления ареста контрабандистов. Однако стоило Рафи конфисковать в офисе известного предпринимателя документы крайне деликатного свойства, как из отличника он превратился в "интригана", а затем – и в преступника. Выдвинутые Ротемом подозрения в попытке уклониться от уплаты налога касались могущественного бизнесмена, теснейшим образом связанного с влиятельными политиками из "Ликуда".

Ротем начал задавать боссам недоуменные вопросы. Ему было известно, что бизнесмен, компроматом на которого он располагает, считается представителем одной из мафиозных семей, им интересуется полиция. Начальство (включая тогдашнего заведующего следственным отделом "масахнасы") раздраженно отмахивалось.

Тогда Рафи стал записывать на магнитофон свои телефонные разговоры с боссами. Потрясла реакция тогдашнего начальника Главного налогового управления Эйтана Роба: Ротем понял, что теперь он - "клейменный", значит - пощады не жди.

"До того момента - за сорок лет жизни - я не получил даже штрафа за парковку в неположенном месте, - сказал Ротем в минувшую пятницу в интервью 2-му телеканалу. - А тут внезапно на меня подали в полицию 17 жалоб!"

Все возбужденные относительно Ротема дела были закрыты за отсутствием улик. Но и карьера загублена…

Дальше - больше: из полиции "утекла" информация относительно слежки за влиятельным бизнесменом - приятелем могущественных политиков. Да и прокуратура тель-авивского округа явно не проявляла интереса к выявленным Ротемом уликам. Круг замкнулся…

Вот уже четыре года Ротем судится с Главным налоговым управлением. Государственная прокуратура, призванная (в идеале) стоять на страже законности, поддерживает "масахнасу", но никак не затесавшегося в ряды госслужащих правдоискателя. Не добившись справедливости, Ротем дал показания следователям Отдела по борьбе с мошенничеством Центрального штаба полиции. До сих пор остается неизвестным, что побудило их возбудить следствие - представленные Ротемом улики или нечто иное, но факт остается фактом: 10 месяцев назад с санкции председателя окружного суда полиция начала прослушивать телефоны целого ряда подозреваемых, включая Шулу Закен - заведующую канцелярией главы правительства, и Джеки Мацу – начальника Главного налогового управления.

Тайна следствия

Любое расследование делится на два этапа: вначале ведется слежка, включая прослушивание телефонных разговоров. И только когда наберется достаточно улик, подозреваемых начинают вызывать на допросы.

В случае с Главным налоговым управлением тайная слежка оборвалась на "полуслове": если бы не злосчастный поцелуй, инкриминированный бывшему министру юстиции Хаиму Рамону, сыщики по сей день наслаждались бы беседами Закен, Мацы и других высокопоставленных госслужащих. Рамон (защищая сугубо личные интересы) "слил" в прессу информацию о подслушивающем устройстве, установленном в святая святых - канцелярии премьер-министра. Пришлось полиции вынужденно (и поспешно) перейти ко второму этапу расследования - открытому: произвести обыск на квартире Шулы Закен, вызвать на допрос 22 подозреваемых, взять под арест и подать в суд прошения о продлении его срока.

Ошибается тот, кто легкомысленно относится к делу о коррупции в Главном налоговом управлении. Интернетное "еврейское подполье" - левые, правые, "красные" и "зеленые" - именуют его фигурантов не иначе, чем "иерусалимской группировкой махинаторов из "Ликуда".

В общем и целом суть выдвинутых полицией подозрений сводится к следующему: Шула Закен и ее брат Йорам Карши бизнесмен, член иерусалимского горсовета и Центра "Ликуда", совместно с предпринимателем Яаковом Бен-Гуром (бывшим владельцем столичного футбольного клуба "Бейтар") и другими заинтересованными лицами добивались назначения на ключевые посты в Главном налоговом управлении удобных им людей. Их общими стараниями начальником "масахнасы" стал 37-летний Джеки Маца.

Справка

В иерусалимском отделении "Ликуда" Эхуда Ольмерта и Шулу Закен сравнивают с Дон Кихотом и Санчо Пансой. Вот уже 30 лет (с 17-летнего возраста) Закен - бессменный личный секретарь Ольмерта: начав работать с ним в адвокатской фирме, она вслед за боссом уверенно поднялась по иерархической лестнице на вершину - в министерство главы правительства.
По словам "первой леди" Израиля, Ализы Ольмерт, если она столкнется с проблемой и в руках у нее будет единственный "асимон" - потратит его на звонок Шуле.

Закен вершит судьбы: она решает, кому встретиться с могущественным боссом немедленно, а кому - повременить. Какой телефонный звонок перевести в кабинет премьера, а какой - проигнорировать. Правда, в последние месяцы часть полномочий отнял у Шулы Йорам Турбович, занимающий в канцелярии премьера довольно абстрактную, но доминантную должность.

Огромным влиянием пользуются Шула и ее брат Йорам в столичном отделении "Ликуда", часть активистов которого за последний год переметнулась в "Кадиму". По словам журналиста Йоава Ицхака, Закен и Карши много лет выполняют за Ольмерта "всю черную работу".


В прошении о продлении ареста Шулы Закен подчеркивается: в 2006 году - на посту начальника канцелярии министра финансов и завканцелярией главы правительства - Шула неоднократно вмешивалась в назначение сотрудников Главного налогового управления и других госструктур. Подозревается Закен и в попытке помешать следствию по делу ее ставленника, занимающего высокий пост в Налоговом управлении. В обмен на "протекцию" Закен и члены ее семьи получали от подследственного презенты, утверждает полиция.

Шула Закен подозревается во взяточничестве, обмане, утрате общественного доверия и попытке помешать отправлению правосудия. Согласно подозрениям полиции, она выступала в роли посредника между бизнесменами и высокопоставленными сотрудниками Главного налогового управления.

Защиту Закен ведет известный адвокат Миха Фетман. Он рассказал репортерам, что 3 января в доме его клиентки был произведен обыск, но "конфискована всего одна вещь". Адвокат Фетман утверждает, что его подзащитная не имеет к делу никакого отношения. Несмотря на это, суд вынес решение о 10-дневном домашнем аресте Закен. Пришлось Шуле внести за себя залог в 50 тысяч шекелей. В течение двух недель после истечения срока домашнего ареста ей запрещено являться на работу в канцелярию главы правительства. Впрочем, адвокат Фетман убежден, что Шула сможет и из дому руководить деятельностью канцелярии премьера - "условия позволяют".

Сразу после освобождения под домашний арест Шула, по словам адвоката Фетмана, позвонила на работу. Адвокат уверен, что поговорит она и со своим непосредственным боссом Эхудом Ольмертом - "естественно, на тему, не касающуюся следствия".

На вершине пирамиды

2 января тель-авивский мировой суд продлил на 6 дней срок ареста Джеки Мацы - начальника Главного налогового управления. В составленном следователями прошении о продлении ареста, в частности, сказано: Маца подозревается в даче и получении взятки, обмане, утрате общественного доверия, противозаконной помощи в назначении на должность и мошенничестве (ст. 220 Закона о налогообложении). Из материалов следствия явствует: друзья и знакомые неоднократно обращались к Маце с просьбой "облегчить участь" того или иного бизнесмена при уплате налогов.

В решении мирового судьи Мордехая Пеледа по вопросу продления срока ареста Мацы подчеркнуто: "Он самоустранился от подготовки экспертных заключений в качестве начальника Главного налогового управления. Карши и предприниматель Яаков Бен-Гур отдавали ему распоряжения действовать в интересах лиц, не являющихся сотрудниками Главного налогового управления. Такое поведение должностного лица нанесло удар по деятельности возглавляемого им ведомства, обладающего широчайшими полномочиями и огромным влиянием. Таким образом, он не оправдал возложенного на него доверия и превратился в исполнителя чужой воли, а это противоречит принципу чистоты власти".

По словам следователей, в двух случаях показания Мацы расходятся с уликами, которыми располагает полиция. Выступая в суде, старший инспектор полиции Хаим Арвив подчеркнул: само назначение Мацы на пост начальника Главного налогового управления можно считать взяткой - Джеки усиленно проталкивали на этот пост, и он отблагодарил своих благодетелей за престижное назначение.

Справка

Главное налоговое управление (более 5000 сотрудников, включая Следственный отдел) входит в структуру Минфина и находится в его прямом подчинении. В момент назначения Джеки Мацы на пост начальника "масахнасы" министром финансов был Эхуд Ольмерт, а заведующей его канцелярией - Шула Закен.


Технология обогащения и… обнищания

О том, как платят налоги рядовые граждане, нашим читателям известно. Наемные работники вообще не имеют дела с "масахнасой" - за них расплачивается работодатель. Если же "наемник" устроится на вторую работу или найдет на стороне "халтуру", выполнять которую он будет по ночам или по выходным, лишая себя сна и отдыха, - он обязан оповестить Главное налоговое управление о дополнительном источнике заработка. В повседневности это выглядит так: если зарплата-брутто матери-одиночки составляет 5000 шекелей, но во имя возврата "машканты" и оплаты коммунальных услуг она драит по вечерам полы в офисе какого-то госучреждения, то тяжелейший физический труд будет оплачиваться не по 19 шекелей в час, а всего по 12-13. Остальной приработок "сожрет" подоходный налог. Неудивительно, что часть бедствующих соотечественников пытается подрабатывать "по-черному". Сокрытие дохода от налогообложения, однако, чревато неприятностями: при Главном налоговом управлении и городских его отделениях действуют следственные отделы, сотрудники которых (налоговая полиция) регулярно проводят рейды. Если удается схватить за руку парикмахера или владельца продуктовой лавки, не выдавшего клиенту квитанцию, штраф накручивается астрономический - в пересчете на целый год! Результат: многие предприятия и частные лица, уличенные в сокрытии доходов от налогообложения, разоряются и становятся пожизненными должниками.

Однако именно мелкая сошка и является предметом пристального интереса налоговой полиции. С сильными мира сего в "масахнасе" говорят по-другому - уважительно, подобострастно. И всячески идут им на уступки.

Судья Мордехай Пелед описал технологию освобождения "блатных" от налогов в решении по вопросу продления срока ареста иерусалимского предпринимателя Шимона (Симо) Тоболя – хозяина компании стройматериалов и двух фешенебельных ресторанов: "Подозреваемый и его брат - владельцы фирмы, относительно которой следственный отдел Главного налогового управления вел расследование по подозрению в сокрытии от налогообложения дохода размером 12 миллионов (! - Е.К.) шекелей. Из материалов дела вытекает: чтобы повлиять на начальника Главного налогового управления, находящихся в его подчинении следователей и получить не полагающиеся по закону послабления при уплате налога, подозреваемый воспользовался своими связями с Йорамом Карши и его сестрой Шулой Закен, начальником канцелярии главы правительства. Эти подозрения подтверждаются представленными мне уликами".

В ходе судебного заседания не сообщалось, какую скидку при уплате налога получил Шимон Туболь, однако журналист Йоав Ицхак со ссылкой на полицию утверждает, что с 12 миллионов шекелей Туболь внес в качестве налога всего 250 тысяч.

Защитник Тоболя не скрывает, что его клиент и Шула Закен - "закадычные друзья". По словам адвоката, при таких отношениях нет и не может быть речи ни о какой взятке.

Бывшие - наставники нынешних

Суд продлил на три дня срок ареста бывшего начальника Налогового управления Эйтана Роба. Он, согласно выдвинутым подозрениям, верой и правдой служил друзьям, знакомым и друзьям знакомых. Из материалов дела явствует: после увольнения Ров посредничал при даче и получении взяток и отстаивал в Налоговом управлении интересы дорогих ему бизнесменов, хотя по закону не имел права обращаться с просьбами к бывшим своим подчиненным. Подозревается Роб и в нарушении Закона о налогообложении (по статье "мошенничество"). Полиция утверждает, что Эйтан Роб всячески содействовал продвижению Мацы как своего преемника. А когда тот сменил его на посту "главного сборщика налогов", Роб со своим товарищем аудитором Яаковом (Коби) Бен-Гуром постоянно обращались к Маце с просьбами, касающимися снижения размера налога, который должны внести в госказну их друзья-предприниматели.

"Друг приводит друга"

Один из главных подозреваемых - аудитор Яаков (Коби) Бен-Гур. Нет, в Налоговом управлении он никогда не работал, но среди предпринимателей всегда считался крайне влиятельным человеком, имеющим огромные связи. Суд продлил срок ареста Бен-Гура на 8 дней.

На 9 дней продлен срок ареста Йорама Карши. В Иерусалиме Карши пользуется высоким авторитетом: если требуется, на поклон к брату Шулы ходят и министры, и депутаты кнессета. Карши, согласно выдвинутым подозрениям, пользовался тем, что его сестра занимала ключевые посты в муниципалитете, министерстве финансов, а в последний год - и в канцелярии главы правительства. Следователи утверждают, что Карши обладает огромным влиянием на многих высокопоставленных госслужащих, включая Джеки Мацу: Йорам неоднократно вмешивался в процесс назначения ответственных работников Налогового управления. Впоследствии, когда его ставленники заняли высокие посты, Карши обращался к ним с просьбами утрясти проблемы своих друзей-бизнесменов. При этом он не стеснялся напоминать, чьими стараниями оказались госслужащие на занимаемых ими постах.

Прошедший в тель-авивском мировом суде "парад блатных" однозначно указывает: простой смертный (пусть даже очень талантливый) по определению не может занять на госслужбе доминантный пост. Для иллюстрации ограничимся перечислением подследственных.

Орна Бахар, заместитель начальника тель-авивского Налогового управления. Согласно выдвинутым полицией подозрениям, она была назначена на должность по ходатайству Коби Бен-Гура. Суд продлил срок ареста г-жи Бахар на двое суток.
Йоси Коэн, сотрудник отделения налогового управления в Рамле: был назначен на пост по ходатайству Йорама Карши.

Галит Симхон, старший советник начальника Главного налогового управления: получила свой пост в апреле 2006 года стараниями Коби Бен-Гура. Симхон, согласно выдвинутым относительно нее подозрениям, содействовала снижению размера подоходного налога не только предпринимателям, связанным с Бен-Гуром, но и другим, обращавшихся непосредственно к ней.

Шмуэль Бобров, начальник отдела кадров Главного налогового управления: назначен по настоянию Бен-Гура. Впоследствии, согласно выдвинутым подозрениям, Бобров пожаловал ставленникам Бен-Гура различные посты в управлении.

Йоси Штайнмец - ответственный в "масахнасе" за налогообложение импорта.

Гиди Бар-Закай - заместитель гендиректора Налогового управления по профессиональным вопросам.

Моше Кохави - начальник отдела разведки Налогового управления. Подозревается в содействии снижению размера налога, подлежащего оплате бизнесменами, особо приближенными к Коби Бен-Гуру.

Подозревается в махинациях и Давид Хен - начальник Иерусалимского отдела сбора налогов и соблюдения законности. Его назначение также было осуществлено по принципу "друг приводит друга". Хен подозревается в получении взяток, обмане и утрате общественного доверия.

И, наконец, вышеупомянутый Шимон (Симо) Туболь. Согласно подозрениям полиции, с помощью влиятельных друзей он пытался снизить общую сумму подоходного налога, которую должно было внести его предприятие.

Гора родит мышь?

Защитники подозреваемых в один голос утверждают: запись телефонных переговоров не будет принята судом как однозначное доказательство вины их клиентов. Мало ли в Израиле людей, которые похваляются своими связями и знакомствами, но это еще ничего не значит.

Такой же позиции придерживаются "акулы" отечественной прессы: практически все возбужденные в последние годы громкие расследования лопнули, как мыльный пузырь. Дело о "греческом острове"… Дело об отмывании капиталов в банке "Апоалим"… "Придворные журналисты" убеждают народ, что такая же участь постигнет и дело о коррупции в Главном налоговом управлении и канцелярии премьер-министра.

Адвокат Элиад Шрага, глава движения "За чистоту власти", потребовал от юридического советника правительства Мени Мазуза и начальника Главного управления госслужбы Шмуэля Голандера немедленно сместить с занимаемых постов Шулу Закен, Джеки Мацу и других должностных лиц. Вместо Мацы временным и.о. начальника Главного налогового управления назначен генеральный директор Минфина Йоси Бахар: только он собрался в отставку, как позвонил бывший его босс - экс-министр финансов Эхуд Ольмерт. Разве можно отказать главе правительства?!

Кстати, проверьте, дорогие читатели, не задолжали ли вы "масахнасе". И если выяснится, что да - горе вам! В ближайшие дни наверняка начнется новый виток разоблачения злостных должников. В целях оказания моральной поддержки впавшему в растерянность коллективу госслужащих министр финансов Авраам Гиршзон посетил на днях тель-авивский филиал Налогового управления. Министр призвал своих подчиненных засучить рукава и работать. Трудиться еще лучше, чем прежде!

"Новости недели"

При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)

Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Реклама в Израиле


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп | Новости в фото | Новости за вчера
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции сайта новостей ISRA.com.
При перепечатке гиперссылка на сайт Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2024 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

последние новости США ISRA.com рейтинг Система Orphus