Портал ISRAland - израильские новости


22 Ноября 2024 [21 Хешвана, 5785 г.] В Иерусалиме
Взгляд: В Израиле
Архив статей

Действующие лица и исполнители

15.01.2007 | 18:07


Лев Певзнер, Новости недели

Мы решили познакомить вас поближе с основными фигурантами дела о коррупции в Налоговом управлении, которые, как это часто бывает в Израиле, тесно связаны друг с другом – в сущности, без этих связей не было бы и самого дела.


Начать, по всей видимости, следует с Шулы Закен – 49-летней главы канцелярии, а, точнее, личной секретарши и друга премьер-министра Эхуда Ольмерта. Шула родилась в Иерусалиме в семье мелкого предпринимателя, изготавливавшего предметы иудаики для туристов. Несмотря на свойственную ей с детства феноменальную память, в школе Шула училась из рук вон плохо, и в 16 лет оставила учебу. В 1974 году она была принята на работу секретаршей в адвокатскую контору Цви Таля и там познакомилась с молодым адвокатом Эхудом Ольмертом.

Вскоре Ольмерт открыл свою адвокатскую контору, Шула стала в этой конторе секретарем, и с тех пор они неразлучны. Всюду, где появлялся Эхуд Ольмерт – в Минздраве, мэрии Иерусалима, министерстве торговли и промышленности, в канцелярии премьер-министра, – вслед за ним возникала Шула Закен. Шула определяла вплоть до момента своего ареста распорядок дня Эхуда Ольмерта, она держала в памяти все номера телефонов, по которым он должен был позвонить в течение дня, назначала и отменяла все его встречи. Известно, к примеру, что именно Шула Закен, поняв, что Эхуду Ольмерту не хватает денег на ведение предвыборной кампании в "Ликуде", позвонила в свое время по собственной инициативе бизнесмену Давиду Аппелю, и тот дал необходимую сумму. Впоследствии эта оказанная Ольмерту услугу дала Аппелю право попросить его как мэра Иерусалима пригласить в гости мэра Афин – для того, чтобы Апель мог реализовать свои планы о приобретении острова у берегов греческой столицы. Стоит отметить, что Шула Закен определяет не только то, чем будет заниматься Эхуд Ольмерт в течение рабочего дня, но также и где он будет отдыхать – в какой ресторан поедет обедать, в какой компании проведет вечер и т.д. И, как станет ясно чуть ниже, все эти мелочи отнюдь немаловажны в нашей маленькой стране.

Теперь, когда вы вспомнили, кто такая Шула Закен, вы можете понять, какие огромные возможности открылись перед ее родным братом Йорамом Карши после того, как Эхуд Ольмерт стал мэром Иерусалима. В одночасье из мелкого активиста партии "Ликуд", входившего в группу поддержки Эхуда Ольмерта, Карши превратился в преуспевающего строительного подрядчика, которому с потрясающей легкостью и по, мягко говоря, не очень высоким ценам продавались самые лакомые участки земли в Иерусалиме. Сейчас он, по слухам, готовится приобрести землю в районе рынка Махане Иегуда, и эта сделка явно увеличит его миллионное состояние.

В 2003 году Карши выдвинул свою кандидатуру в списке партии "Ликуд" на муниципальных выборах в Иерусалиме. Ольмерт к тому времени уже был в свите Шарона, его влияние в городе упало, и потому помочь брату своей секретарши он не мог (особенно, с учетом той неприязни, с каким относились к нему активисты "Ликуда" в Иерусалиме). И тогда Карши обратился за помощью к члену Центра "Ликуда" Коби Бен-Гуру.

Бен-Гур сделал свое многомиллионное состояние, открыв бухгалтерско-аудиторскую фирму, которая вела дела целого ряда крупных компаний. В 1999 году Бен-Гур удивил многих, купив футбольную команду "Бейтар" (Иерусалим), и это приобретение позволило ему войти в элиту израильского общества.

Бен-Гур помог Карши стать членом Иерусалимского муниципального совета (правда, в иерусалимской мэрии говорят, что число заседаний совета, на которых он побывал, можно пересчитать по пальцам одной руки), а Йорам Карши, в свою очередь, оказал всяческую поддержку Коби Бен-Гуру, когда последний баллотировался на праймериз в "Ликуде", который в результате получил 21-е место в списке этой партии.

В свою очередь, Коби Бен-Гур, с одной стороны, находится в самых дружеских отношениях с Эйтаном Робом, а с другой является однокашником по университету и приятелем бывшего министра финансов и иностранных дел Сильвана Шалома. Вы спросите, как связаны между собой два эти знакомства? Да самым непосредственным образом: именно Коби Бен-Гур порекомендовал Шалому назначить 44-летнего Эйтана Роба главой Налогового управления Израиля, хотя у Роба не было для этого ни необходимого образования, ни достаточного опыта. Сменивший Сильвана Шалома на посту главы Минфина Биньямин Нетаниягу оставил это назначение в силе…

Однако в 2005 году выяснилось, что, уже работая в Налоговом управлении, Эйтан Роб одновременно был членом правления Баскетбольной лиги Израиля. И на заседаниях этого правления, в числе прочих, обсуждалось и то, каким образом можно уменьшить налоговые выплаты с контрактов со спортсменами и тренерами, как погасить долги команд и стадионов и т.д. Госконтролер совершенно справедливо усмотрел противоречие между интересами Налогового управления и Баскетбольной лиги и потребовал, чтобы Эйтан Роб прервал свое членство в правлении лиги, либо оставил должность главы Налогового управления.

Многие были в шоке, когда в 2005 году Эйтан Роб известил недавно назначенного на пост министра финансов Эхуда Ольмерта, что он принял решение… оставить пост главы Налогового управления.

Таким образом, перед новым министром встала задача назначить преемника Эйтана Роба. И вот здесь берет начало завязка драмы и на сцене появляется новый герой - Джеки Маца.

Согласно версии полиции, оставляя свой пост, Эйтан Роб вовсе не собирался выпускать из рук те рычаги влияния, которые он предоставлял в его руки. Да и Коби Бен-Гур отнюдь не просто так уговаривал Сильвана Шалома принять своего друга на эту должность. Посовещавшись, они решили, что нужно сделать все, чтобы новым главой Налогового управления стал "их" человек, испытывающий благодарность за это назначение и готовый поэтому выполнить любую их просьбу.

Подумав, Эйтан Роб решил, что лучше всего для этой роли подходит Джеки Маца – один из высокопоставленных сотрудников следственного отдела Налогового управления. Переговорив с Мацой и получив от него заверения, что он не забудет тех, кто "замолвит за него словечко", Роб и Бен-Гур начали действовать. Бен-Гур позвонил Йораму Карши, тот поговорил со своей сестрой Шулой Закен, Шула Закен переговорила со своим боссом министром финансов Эхудом Ольмертом, и в результате Джеки Маца стал главой Налогового управления.

История Джеки Маца – это история, доказывающая, что подлинно талантливый человек уже в молодости может сделать в Израиле головокружительную карьеру.

И отец, и мать Джеки Маца были и остаются чиновниками среднего звена Налогового управления. И уже в детстве Маца по достоинству оценил, какие огромные рычаги власти сосредоточены в руках налоговых инспекторов, а в 13 лет заявил, что хочет работать таким инспектором и, в конце концов, стать директором всего Налогового управления. Он шел к своей цели с упорством молодого бычка. Еще учась в университете, он стал работать в Налоговом управлении в качестве сборщика информации о недобросовестных налогоплательщиках и помощника налогового инспектора.

Уже тогда сотрудники Управления обратили внимание на его колоссальную интуицию: перебросившись несколькими фразами с бизнесменом, он почти безошибочно мог сказать, насколько тот честно ведет дела и уклоняется ли от уплаты налогов. Внутри Управления за Мацой прочно закрепилась кличка "Йелед" ("мальчик"). Он и в самом деле был как будто общим сыном всех сотрудников этого ведомства, и они относились к нему с какой-то особой родительской нежностью – в той мере, насколько такое чувство знакомо налоговым инспекторам…

Какое-то время Джеки Маца поработал в частном бизнесе, но затем вернулся в Налоговое управление и стал стремительно продвигаться вверх по карьерной лестнице. Вскоре ему начали поручать расследование самых сложных дел, открытых против настоящих акул израильского бизнеса, и каждый раз из схватки с ними Джеки Маца выходил победителем.

Его назначение на должность начальника Управления всеми его сотрудниками было воспринято с ликованием. Многие откровенно радовались за "мальчика", сделавшего к 36 годам (а Джеки Маца стал самым молодым главой Налогового управления за всю историю страны!) столь блестящую карьеру, и, наконец, буквально все выражали удовлетворение тем фактом, что наконец-то политического назначенца Эйтана Роба сменил настоящий профессионал.

По словам почти всех чиновников Управления высшего и среднего звена, Джеки Маца был великолепным начальником – как профессионал он мгновенно вникал в суть любого, самого сложного дела, мог помочь дельным советом, мог сам подключиться к тому или иному расследованию, став незаменимым членом команды… Импонировал чиновникам и тот факт, что за два года своего пребывания в должности Маца ничего не сделал для карьерного роста своих родителей, а ведь возможности у него для этого были, и немалые…

Вот почему арест Джеки Мацы поверг его сослуживцев в состояние шока. Многие из них твердо убеждены, что полиция просто пытается "навешать собак" на их босса, и в итоге выяснится, что он ни в чем невиновен.

Но следователи и не утверждают, что Джеки Маца является прирожденным взяточником и прохиндеем. По их словам, все дело заключается в том, что его почти сразу же заставили "расплачиваться" за то, что поставили на эту должность, требуя выполнять те или иные "просьбы" Шулы Закен, Йорама Карши, Эйтана Робы и Коби Бен-Гура.

И одной из первых таких просьб-указаний было назначить на пост заместителя начальника Налогового управления по кадровым вопросам друга Бен-Гура Шмуэля Боброва. Ну, а кадры, как известно, решают все – и Бобров начал широкие кадровые перестановки в Управлении, назначая на самые ответственные посты активистов "Ликуда", в основном, приближенных Эхуда Ольмерта и Омри Шарона. Таким образом, очень быстро Джеки Маца стал просто марионеткой в руках своих протеже, а возглавляемое им Налоговое управление на глазах превращалось в мафиозную структуру, управляемую узкой группой людей…

И, наконец, говоря обо всех фигурантах этого дела, нельзя обойти молчанием фигуру 48-летнего Симона Туболя – строительного подрядчика и ресторатора, которому Налоговое управление едва не простило задолженность в 13 миллионов шекелей. Фигура Туболя тоже в определенном смысле является знаковой для Израиля. Он начал свою карьеру бизнесмена строительным подрядчиком, заработал в этой области свои первые миллионы. Однако, чтобы стать своим для израильской элиты, одних миллионов недостаточно. И Туболь открывает два весьма респектабельных ресторана, в которые начинает приглашать видных израильских политиков, бизнесменов и представителей местной богемы. В разное время в этих ресторанах были замечены Эхуд Ольмерт и Шула Закен, Авигдор Либерман и Аркадий Гайдамак, Омри Шарон и Реувен Габриэли. Одновременно с открытием ресторанов, Туболь устраивает приемы в честь Дня Независимости, и вот на них уже присутствует весь политический бомонд Израиля. Все это позволяет Туболю занять видное место в "Ликуде", а заодно сблизиться с Эхудом Ольмертом и Шулой Закен. В конце концов, дело дошло до того, что компания, принадлежащая Симону Туболю, сделала капитальный ремонт дома Закен, и самой могущественной секретарше премьер-министра (а тогда министра торговли и промышленности) этот ремонт не стоил ни одной агоры, хотя его реальная цена составляла около 200 тысяч шекелей. Туболь заявил, что не хочет брать денег с такого хорошего человека как Шула Закен, а взамен Налоговое управление, видимо, решило не брать всю сумму налога с такого хорошего человека как Симон Туболь…

Разумеется, на этом список действующих лиц и исполнителей того грандиозного криминального спектакля, который предстоит наблюдать нам в ближайшее время, не ограничивается. На данный момент в деле фигурируют имена 22 сотрудников Налогового управления, бизнесменов и политиков. Однако нам обещают, что число тех, кто будет привлечен, по меньшей мере, к даче показаний, составит многие сотни. Но все это уже, как говорится, массовка, исполнители второстепенных и эпизодических ролей…

Правда, любопытно, что в представленном полицией списке "действующих лиц и исполнителей" этой написанной самой израильской действительностью пьесы, отсутствует один персонаж. Точнее, он присутствует, но пока как бы за занавесом.

Да, я говорю о премьер-министре Эхуде Ольмерте – ведь именно он был министром финансов, при котором началась вся эта история, и это в его непосредственном подчинении находилось Налоговое управление, в котором таким пышным цветом цвела коррупция. И, следовательно, именно Эхуд Ольмерт и должен быть главным фигурантом по этому делу.

Ну, а если, как утверждает полиция, Ольмерт тут ни при чем, и он действительно просто поддался влиянию Шулы Закен, то зачем Израилю премьер-министр, который является послушной куклой в руках своей полуграмотной секретарши?!

"Новости недели"

При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)

Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Реклама в Израиле


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп | Новости в фото | Новости за вчера
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции сайта новостей ISRA.com.
При перепечатке гиперссылка на сайт Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2024 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

последние новости США ISRA.com рейтинг Система Orphus