Аба Сион: осень патриарха
22.01.2007 | 00:35
Евгения Кравчик, Новости недели, фото автора
С виду ему можно дать восемьдесят лет, а можно и тридцать: всё зависит от ракурса. В действительности главе общины эфиопских христиан Абе Сиону 49 лет.
- В Израиль я приехал 16 лет назад, - произносит он на сносном английском, после чего, оглядевшись вокруг, с нескрываемой гордостью добавляет: - Я здесь живу!
Под "здесь" подразумевается живописнейшая африканская деревушка, расположенная на плоской части крыши Храма Гроба Господня.
- И как вам живется, святой отец?
- Тяжело… - вздыхает Аба Сион. – Нашим монахам не позволяют даже кельи отремонтировать: коптские священники постоянно теснят эфиопов.
Владения коптов – египетских христиан стыкуются с мазанками эфиопов, но занимают гораздо больше пространства.
- Копты вечно на нас нападают, потому и жизнь тяжела, - констатирует Аба Сион.
С Иерусалимом эфиопов связывают более чем 3-тысячелетние узы. Аба Сион с удовольствием пересказывает предание, согласно которому эфиопская царица Шеба (она же царица Савская) посетила царя Соломона и шесть месяцев гостила в Иерусалиме. Домой она вернулась беременной. От Соломона у нее родился сын Менелик (в переводе с амхарского - "сын царя"), ставший первым императором Эфиопии. Менелик совершил путешествие в Иерусалим, чтобы посетить своего отца. Отсюда он привез в Эфиопию предметы культа, в частности, барабаны, в которые били в Храме.
В древние времена, подчеркивает Аба Сион, эфиопы исповедовали иудаизм. Христианство пришло в Эфиопию в IV-V веках новой эры, когда королева Кандас направила в Иерусалим своего министра финансов. Здесь, согласно преданию, его крестили. Примерно с тех пор и обитают эфиопские монахи в Святом городе.
- В девятнадцатом веке все восточное крыло Храма принадлежало эфиопским христианам, - рассказывает Аба Сион. – В 30-е годы здесь разразилась ужасная эпидемия, унесшая жизнь всех наших монахов. К 1839 году ни одного не осталось.
Этим воспользовались "конкуренты".
- Из Египта тем временем понаехали коптские монахи, - продолжает Аба Сион. – Они захватили все принадлежавшие нам строения. Оказался в руках коптов и ключ от Храма (прежде его хранителями были эфиопы). Добрались они и до нашей уникальной библиотеки - сожгли все книги, молитвенники, документы. В Иерусалиме господствовала турецкая администрация Ибрагима-паши. Губернатор нашел с коптами общий язык и всячески их поддерживал.
Эфиопы не просто утратили контроль над Храмом - копты вытеснили их практически из всех строений. Единственное место, где прибывшим из Аддис-Абебы монахам удалось закрепиться, стал отрезок крыши. Там во второй половине ХIХ века и была построена африканская деревушка: несколько тесных келий с низенькими (ниже человеческого роста) деревянными дверьми.
Эфиопские христиане гордятся своей кровной связью с еврейским народом и с Иерусалимом.
- Кстати, говорите ли вы на иврите? - спрашиваю я Абу Сиона.
- Еще бы! - улыбается он, после чего с явным облегчением переходит с английского на иврит.
- Расскажите, пожалуйста, о ваших прихожанах.
- В Храме Гроба Господня постоянно проживает 25 монахов. Другие проживают на улице а-Невиим, в эфиопской церкви. Есть у нас храм в деревне Азария, в Бейт-Лехеме, Иерихоне. Всего нам принадлежит шесть действующих церквей. Летом, во время войны в церковь, что на реке Иордан, нас не впускали, так как опасались ракетных обстрелов.
- А сколько всего эфиопских священнослужителей проживает в Израиле?
- Порядка шестидесяти человек - монахи и монахини. Относительно немного…
- Оказывают ли вам поддержку власти страны?
- Как сказать... Много лет мы просили разрешение на реконструкцию деревушки, расположенной на крыше Храма Гроба Господня, но никак не смогли его получить, - сетует Аба Сион. – Зато копты постоянно расширяются, хотя первые их монахи прибыли на Святую Землю в 1820 году - через две с лишним тысячи лет после эфиопов.
- И сколько же коптов находится здесь в настоящее время?
- Думаю, примерно столько же, сколько и эфиопов – пара десятков человек, но нас они постоянно третируют...
Фантастическое зрелище можно наблюдать в эфиопском приделе храма в дни Пасхи: ежегодно сюда приезжают тысячи паломников. Многие выглядят вполне современно, другие облачаются в традиционные праздничные одеяния – белые и желтые (последние можно носить только представителям духовенства).
- Осенью тоже наблюдается наплыв паломников по случаю религиозных праздников, - говорит Аба Сион.
- А в каких отношениях ваша община с армянами?
- С ними мы практически не соприкасаемся, как, впрочем, и с греками, и с францисканцами: каждая конфессия имеет в Храме свой придел. Вот только с коптами постоянно возникают трения.
На вопрос, остались ли в Эфиопии родные Абы Сиона, он отвечает:
- Огромная родня!
- Какова ныне ситуация в Эфиопии?
- Она улучшается, - говорит Аба Сион. – Прежде, когда у власти стояли коммунисты, выжить в Эфиопии было крайне сложно. Но сейчас идет процесс демократизации – у людей появилась надежда на лучшее, достойное будущее.
Остается добавить, что эфиопские христиане проводят богослужение на особом языке "джи-ез", представляющем собой гибрид иврита и арабского. Соблюдают они в угоду иудейской традиции и шабат.
Впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Тем более, что в эфиопском приделе чувствуешь себя спокойно и уверенно: к евреям здесь относятся по-родственному.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: