Истинные корни сектантства
29.01.2007 | 17:04
Хасан Нафаа, Al-Ahram
Регион поддался власти деструктивных идей, которые приносят выгоду, прежде всего, Соединенным Штатам и Израилю.
Иран ошибается, считая, что он может в одиночку справиться с нынешним нажимом со стороны США и Израиля, который может быть прелюдией к военной операции. Наблюдая за тем, как Иран ведет себя в условиях нынешнего кризиса, приходишь к выводу, что Тегеран уверен в своей способности ответить на любой удар по его территории.
У Ирана есть несколько средств воздействия. Он может закрыть Ормузский пролив и создать препятствия проходу танкеров - такая акция в два раза повысит цены на нефть во всем мире. Он может оправить сотни бойцов на борьбу с американскими силами в Ираке, еще более осложнив положение Вашингтона; он может нанести существенный урон базам и войскам США в странах Персидского залива путем подрывных операций или прямых ударов; он может открыть новый фронт, начав партизанскую войну против многонациональных сил в Южном Ливане и приказав «Хизбалле» вновь начать обстрел севера Израиля; наконец, он может нанести удары по нефтяным объектам в странах Залива, в том числе, Саудовской Аравии - хотя это будет последним средством.
Иран действует так, будто представленные выше варианты позволяют не только сдержать США, но и убедить соседние арабские страны прекратить сотрудничество с американцами. Но, кажется, Тегеран забыл о двух вещах: одна связана с характером администрации США, а другая - с его собственным режимом.
Тегеран считает, что благодаря демократическому большинству в Конгрессе Вашингтон не решится ударить по нему. Однако Тегеран должен учитывать то, что президент Буш и вице-президент Чейни, у которых идет второй срок, чувствуют себя свободными от давления президентской кампании 2008 г. Кроме того, стоит принять во внимание идеологические характеристики нынешней администрации США и необычайную склонность Буша к риску. Какой бы безумной ни показалась атака на Иран, нельзя недооценивать способность Буша к безумным решениям.
Что касается самого иранского режима, то он предпочитает мыслить в доктринальных и религиозных, а не политических и практических категориях, в связи с чем он порой неспособен оценить угрожающую ему опасность или предсказать поведение своих союзников.
В свою очередь, арабские страны ошиблись бы, заключив, что сотрудничество с США в осуществлении удара по Тегерану что-то им даст. Они ошиблись бы и решив, что США хотят из дружеских чувств помочь им сдержать региональные амбиции Ирана. Похоже, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, Египет и Иордания, не имели собственного мнения в ходе недавней встречи с Кондолизой Райс в Кувейте.
Арабские страны реагируют на поведение Ирана, исходя из следующих положений. Во-первых, у Ирана есть план обретения господства в регионе и создания «полумесяца» из стран со значительным шиитским меньшинством. Во-вторых, за этим иранским планом стоят сектантские соображения, и он направлен против суннитов. В-третьих, борьба Ирана с сионизмом призвана скрыть его подлинную цель - региональное господство. И, в-четвертых, ядерная программа Ирана неоправданна, и создает угрозу в регионе.
Никто не может назвать эти положения совершенно несправедливыми. Иран, несмотря на все попытки изолировать его, действительно укрепил свою позицию в регионе. Влияние Ирана очевидно в Ираке, Ливане и Палестине, а, кроме того, Тегеран наладил дружеские отношения с различными группами в арабском мире. Эта ситуация беспокоит как режимы, так и народы региона. Когда Саддам был казнен самым неподобающим образом, казалось, что Иран и его арабские союзники тайно торжествуют. Особой мстительностью отличалось освещение этого события телеканалом «Хизбаллы».
Но из этого нельзя делать вывод о намерении Ирана доминировать в регионе. Возможно, влияние Ирана возросло, но лишь в результате ошибок, совершенных арабами и американцами. В Афганистане и Ираке американцы разгромили режимы, относившиеся к числу самых непримиримых врагов Ирана. В Ираке, Ливане и Палестине ошибки арабской политики пошли на пользу Ирану. Никто не может отрицать, что многочисленные арабские страны гораздо больше, чем Иран, помогли США разгромить Ирак.
Арабские страны не смогли помочь иракцам в преодолении кризиса, последовавшего за падением Саддама. Многие арабские страны требовали у Арафата сделать уступки Израилю, но не предоставили ему средств для достижения приемлемого мирного соглашения. Когда мирный процесс рухнул, арабские страны отказались поддержать сопротивление палестинцев и даже приняли участие в блокаде против палестинского народа.
А теперь мы виним иранцев в том, что они поддержали палестинское сопротивление деньгами и оружием. Мы виним Иран в том, что он попытался прорвать блокаду палестинского народа. Предположим, в качестве одного из вариантов, что Тегеран поддерживает «Хизбаллу» по сектантским соображениям. Это не объясняет почему он поддерживает палестинский народ и его сопротивление. Если бы на помощь палестинцам пришли суннитские арабские страны, те бы не обратились к Тегерану.
Уже не впервые арабские страны ведут себя так, будто сектантский фактор - главный, если не единственный катализатор в регионе. У многих в регионе складывается впечатление, что угроза региону со стороны Израиля уменьшается, а со стороны Ирана - возрастает. Странно, что такие настроения появились всего через несколько месяцев после варварской и неоправданной войны Израиля в Ливане, войны, во время которой арабские страны продемонстрировали огромную поддержку сопротивлению и его лидеру Хасану Насралле. И вот, именно Насраллу - последнего человека, который поддержал бы сектантство словом или делом - сегодня обвиняют в сектантстве.
В арабском мире многие считают, что сектантство является неотъемлемой частью арабского образа мысли или культуры. Я не согласен. По моему мнению, арабские образ мысли и культура относятся к числу самых толерантных в мире. В сектантстве нужно винить деспотизм. Вина должна быть возложена на политику, а не культуру. Именно политика заставляет палестинцев или курдов бороться между собой. Именно политика обращает шиитов против суннитов или мусульман против христиан. Поскольку в наших странах правят режимы столь же деспотические, сколь податливые на иностранное влияние, столь же отсталые, сколь непросвещенные, различные политические элиты испытывают искушение использовать сектантство ради собственной выгоды.
Не будем забывать, что США рассчитывали на сектантство, вторгаясь в Ирак и покоряя его. США делали так потому, что хотели не только свергнуть режим, но и подорвать политическую систему страны. США и их союзники в регионе с самого первого дня поощряли сектантство. И чем больше США увязают в Ираке, тем активнее они разжигают сектантство, чтобы скрыть свои провалы. Когда США запоздало обнаружили, что их ставка на сектантство приносит пользу, прежде всего, Ирану, они заявили «умеренным» арабского мира, что во всем виноват Иран.
Поскольку у нас нет демократических режимов, уважающих гражданские права, и поскольку США и Израиль диктуют свою волю региону, сектантство становится более распространенным и опасным, чем когда бы то ни было. Если Иран и арабский мир не осознают этот факт, их разорвут на части. А Израиль при поддержке единственной в мире сверхдержавы взгромоздится на их обломки.
Автор - профессор Каирского университета
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: