Мнимая революция Авраама Гиршзона
05.02.2007 | 23:21
Евгения Кравчик, Новости недели
Недавно прозвучало сенсационное сообщение: министерство финансов инициировало реформу, в рамках которой всем трудящимся будет обеспечена пенсия.
Первое ощущение: сбывается мечта тех, кто репатриировался в начале 1990-х в расцвете сил, овладел ивритом и проработал в Израиле много лет. Еще немного, и трудяги-репатрианты смогут рассчитывать на достойную старость. В течение года, обещал Авраам Гиршзон на помпезной пресс-конференции, межминистерская комиссия разработает модель всеобщего пенсионного обеспечения, которая будет распространена на всех трудящихся. Без исключения.
Впрочем, основное внимание министр сосредоточил на отрицательном подоходном налоге, а по сути - пособии, которое государство будет доплачивать трудящимся с низким доходом, на резком увеличении платы работников за пользование служебным автомобилем, а также на новых методах стимулирования трудовой активности граждан. Не случайно испытательным полигоном реформы избраны именно те города, в которых апробируется печально известная программа "Висконсин".
Как только стихли восторженные донесения репортеров и народ углубился в анализ предложенной Гиршзоном "социальной реформы", стало ясно: если она и преследует какую-то цель, то лишь одну-единственную - наделать побольше шума, создать видимость деятельности.
Немного истории
В ходе последней по времени предвыборной кампании не было, пожалуй, партии, которая не клялась бы провести закон о всеобщем пенсионном страховании. Еще бы! Порядка одного миллиона трудящихся израильтян не имеют пенсионной страховки. Это же колоссальный электорат!
Правда, как только выборы остались позади, и "Кадима" с социально ориентированной "Аводой" встали у руля государства, разговоры о пенсионном обеспечении заглохли. Решил не углубляться во "взрывоопасную" тему и Авраам Гиршзон, так что придется нам разобраться в сути предложенной им реформы самостоятельно, опираясь на имеющиеся цифры и факты.
По данным Института национального страхования, в 2006 году 33% стариков находились за чертой бедности. Если учесть, что удельный вес бедняков в стране составляет (согласно тщательно "отстиранным" официальным данным) 16%, то среди стариков уровень неимущих ровно в два раза выше, чем среди относительно молодого и трудоспособного населения. Согласно той же статистике пенсионную страховку имеют менее 50% наемных работников, получающих низкие зарплаты. Де-факто это означает, что с наступлением пенсионного возраста "доходы" данной категории трудящихся снизятся более чем вдвое.
В первые десятилетия существования Израиля единственным способом обеспечения трудящихся пенсиями были бюджетные отчисления, поступавшие в целевые фонды профсоюзов (Гистадрута). Госслужащий заранее знал, каким будет размер его пенсии. Главное было – дотянуть на постоянном рабочем месте до нужного возраста. Такая система практикуется в государственном секторе по сей день. Размер пенсии, назначаемой госслужащему, напрямую зависит от его трудового стажа в Израиле (зарубежный стаж – пусть даже 40-летний! – не засчитывается).
В 1981 года профсоюзные пенсионные фонды обязали регулярно публиковать финансовые отчеты с учетом степени риска. Гром грянул в 1987-м: после публикации таких отчетов выяснилось, что недостача составляет астрономическую сумму - 20,8 миллиарда шекелей! С начала 1990-х лучшие отечественные умы ломали головы над тем, как вытащить пенсионные накопления граждан из "черной дыры", ведь стало абсолютно ясно: пенсионные фонды Гистадрута - хронические должники и банкроты. Разразился скандал. Порядок страхования был пересмотрен. Последний этап соответствующей реформы пришелся на 2003-2004 годы.
В марте 2003-го кнессет утвердил документ под названием "Порядок регулирования пенсионных фондов". По данным минфина, к тому моменту недостача в старых гистадрутовских пенсионных фондах достигла 110 миллиардов шекелей. Было решено передать их в частные руки, заодно повысить возраст выхода на пенсию мужчинам до 67 лет, а женщинам – до 64-х. Значительную часть пенсионных фондов допустили к игре на бирже и финансовых рынках. Но главное - тихой сапою были повышены комиссионные за управление самими фондами. До реформы наемные работники выплачивали в виде комиссионных 8% с годовой суммы пенсионных сбережений. Зато сейчас побор составлен из двух цифр: 6% с годовых накоплений плюс 0,5% с ОБЩЕЙ суммы, накопившейся в целевом фонде за все годы работы. В абсолютном исчислении эти "скромненькие" полпроцента составляют примерно 12% годовых. Прибавьте к ним еще 6% - получится, что сейчас за управление пенсионным фондом трудяга выплачивает 18% в год! Плюс-минус.
Кстати было бы выяснить, повлияла ли реформа пенсионного обеспечения на размер пенсий? Да, повлияла - в сторону уменьшения! Нормальной считается пенсия, сумма которой достигает в среднем 60 - 80% от размера зарплаты. Именно такой была ситуация ДО реформы. Зато сейчас размер пенсии снизился до 46 - 55% от зарплаты, да и то не всех, а тех избранных, кто имеет возможность делать отчисления в пенсионные фонды.
Большинство репатриантов, впрочем, относится к иной категории…
Сомнительная самоокупаемость
"Революция" Гиршзона началась три года назад, когда он занимал пост председателя финансовой комиссии кнессета, а минфином руководил Биньямин Нетаниягу. Концепция Гиршзона звучала заманчиво: каждого наемного работника обяжут ежемесячно отчислять в пенсионный фонд не менее 3,5% от зарплаты. Такой же процент заставят перечислять в его пользу работодателя. Еще 6,5% от месячного заработка наемного работника хозяин будет отчислять в фонд выходного пособия ("пицуим").
Гиршзон предлагал обязать работодателей оформлять на всех работников полноценную административную страховку ("битуах менаэлим"). 30% пенсионного фонда предлагалось обеспечить специальными целевыми государственными облигациями, остальные 70% запустить в игру на свободном рынке. Размер комиссионных за управление пенсионными фондами должен был установить государственный инспектор по национальному страхованию. Выдвинутый Гиршзоном частный законопроект кнессет утвердил в предварительном чтении. Но тут грянули досрочные выборы, и крайне заманчивая (для предприимчивых финансистов) модель бесславно канула в Лету.
Однако нашлись в стране умники, пересчитавшие безликие проценты в шекели. Ими оказались доктор Рами Йосеф, сотрудник факультета менеджмента Беэр-Шевского университета, и Авия Спивак, заместитель управляющего Центральным банком Израиля. И знаете, до чего досчитались специалисты? Выяснилось, что если бы помпезный законопроект был принят, размер пенсии наемных работников оказался бы недопустимо низким! Например, коренной израильтянин, трудившийся с 25-летнего возраста до старости, после выхода на пенсию получал бы 1026 (одна тысяча двадцать шесть!) шекелей в месяц.
Интересно, и кто бы выиграл от "гуманного социального закона"? Государство! Ему не пришлось бы доплачивать к пособию по старости еще и социальную надбавку, ее обеспечили бы себе сами трудяги. Правда, уровень жизни стариков нисколько от такой "пенсии" не повысился бы, зато видимость социальной защиты - налицо.
Нелицеприятной критике подверг эту модель Дов Пелег, бывший руководитель отдела социального страхования Гистадрута. Он убежден: предложенный Гиршзоном "косметический ремонт" станет чудовищным препятствием на пути к принятию закона о всеобщем пенсионном страховании. Кто может прожить в Израиле на 700 - 1000 шекелей в месяц? Дов Пелег считает: единственная цель, которую преследует предложение Гиршзона, - заставить наемных работников посредством отчислений САМОСТОЯТЕЛЬНО финансировать социальную надбавку к пособию по старости, которую ныне субсидирует государство!
Версию, выдвинутую именитыми экономистами, подтвердили расчеты, произведенные в минувший понедельник Шломи Шефером, обозревателем газеты "Гаарец" с помощью профессиональных консультантов по пенсионным вопросам. На сей раз эксперты отталкивались уже от нового "революционно-реформистского" предложения, озвученного министром финансов на сенсационной пресс-конференции: работник отчисляет в пенсионный фонд 5% от зарплаты, а работодатель – аж целых 12,5%!
Для примера был взят наемный работник в возрасте 45 лет, зарплата которого составляет 5000 шекелей в месяц. Если он станет отчислять в пенсионный фонд по 250 шекелей в месяц (5% от зарплаты), параллельно выплачивая комиссионные за его, фонда, управление, то к 67 годам размер его пенсии составит… 460 шекелей в месяц! Следуя той же модели, его жена (при условии, что она младше мужа на три года и выйдет на пенсию в возрасте 64 лет) получит 375 шекелей в месяц, то есть сумму, которой не хватит даже на оплату счетов за электричество и воду.
А может, молодым повезет больше? Просчитали консультанты и такие варианты. Так, наемный работник, которому сейчас 35 лет, к моменту выхода на пенсию сможет получить по предложенной схеме аж 814 шекелей в месяц, а его жена - 693 шекеля. Зато наши 25-летние дети, вступившие после службы в ЦАХАЛе в самостоятельную трудовую жизнь, получат благодаря реформе Гиршзона пенсию в 1336 шекелей.
Можно ли прожить на такую, с позволения сказать, сумму?!
Если учесть, что часть наемных работников зарабатывает в месяц гораздо меньше 5000 шекелей брутто, а подчас и меньше четырех тысяч, получается, что массу сограждан ожидает более чем "достойная" старость.
Стоп! А сейчас проанализируем, как поведет себя в условиях обещанной Гиршзоном обязаловки подавляющее большинство сообразительных израильских работодателей. В частности, – те, кто и сегодня не только не гарантирует работникам никакой социальной защиты, но выжимает из них все соки, выплачивая зарплату-минимум. Если государство ОБЯЖЕТ работодателей делать отчисления за каждого работника в пенсионный фонд, хозяева просто-напросто снизят людям зарплаты или начнут в массовом порядке увольнять "лишних" работников! А еще лучше – закроют свои предприятия в Израиле и перенесут их в Китай либо соседнюю Иорданию, как это сделали несколько лет назад производители текстильной продукции.
Это ясно каждому, кроме… главы минфина! В таком случае какую же цель преследовал министр, публично провозгласив начало нового этапа борьбы с бедностью?
Очень простую: пресс-конференция Гиршзона, как и заявленная им "реформа", - всего лишь пиар-акция, направленная на то, чтобы отвлечь измотанное борьбой за выживание население от громких коррупционных скандалов. Или иных напастей, благо, в них израильтяне недостатка не ощущают. В этом мнении сходятся все независимо мыслящие обозреватели. Таковых, правда, немного. Ведь за крамольные мысли в Израиле можно получить по шапке…
Сегодня ни у кого нет и тени сомнения: государство нанесло болезненный удар по основополагающим правам пенсионеров. Единственный способ "отмыться" – принятие полноценного закона о всеобщем пенсионном страховании.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: