Дорит Галиль: "Оставаться самим собой"
08.02.2007 | 21:57
Евгения Кравчик, Новости недели
Какой душевной силой должен обладать человек, чтобы выстоять в экстремальных (с психологической точки зрения) условиях - в атмосфере тотальной коррупции и протекционизма? С этим вопросом я обратилась к доктору социальной психологии Дорит Галиль.
- Ответить крайне сложно, - сказала она. - Парадоксальность сложившейся в Израиле ситуации заключается в том, что законопослушные граждане буквально со всех сторон окружены взяточниками и ворами. А в отношениях с ними принятые в социальной психологии приемы коммуникации не срабатывают.
- Получается, что насквозь прогнивший режим властно диктует рядовым гражданам новые, неведомые им способы психологического выживания?
- Вы абсолютно правы, - соглашается доктор Галиль. - Ведь если человек с детства приучен добиваться конечных результатов собственным трудом и талантом, коррумпированные властные структуры его шокируют. Моральное разложение подавляет инициативу и веру в себя. Многие наши современники оказались перед дилеммой: либо ты вынужден отказаться от своих нравственных принципов и стать таким же, как все, либо будешь обречен на социальный аутизм.
О корнях и не только о них
Доктор Галиль - личность незаурядная. Израильтянка с "русскими" корнями, она родилась и выросла в семье рафинированных интеллектуалов. Ее мать, Ривка Шейнфельд, репатриировалась в 1923 году из Риги. К моменту приезда в Палестину Ривка успела окончить Берлинский университет и защитить диссертацию по химии. Еще в школьные годы соседка по парте как-то спросила: "Ты еврейка, не так ли?" - "Да", - отвечала Шейнфельд. "Тогда отчего вы не едете в Палестину? Разве вы не хотите, чтобы и у вас было собственное государство?"
Много лет спустя, обосновавшись в Иерусалиме, Ривка вспомнила тот диалог, когда вместе с Хаимом Вейцманом готовилась к торжественному открытию первого в ишуве Еврейского университета на горе Скопус. Старая пожелтевшая фотография, на которой Шейнфельд запечатлена с будущим первым президентом Израиля, хранится в альбоме Дорит.
Ее отец, Маркус Райнер, в 1922 году перебрался в Палестину из города Черновцы. Выпускник Венского университета, Райнер успел поработать инженером в столице Австрии и в родном городе: он строил мосты.
- Когда папа состарился, я часто спрашивала: "Что заставило тебя уехать из процветающей Австрии в нищую Палестину?" - вспоминает Дорит Галиль. - Он отвечал: "Не знаю. Я просто влился в клин перелетных птиц".
В Иерусалиме Маркус познакомился с Ривкой. Поставили хупу. Поначалу поселились в квартале Хабашим.
Маркус не мог устроиться по специальности: работы в ишуве не было. После некоторых колебаний пришлось ему предъявить свой диплом чиновникам Отдела общественных работ. Опыт и образование Райнера произвели на англичан должное впечатление: до 1948 года он занимал в Отделе общественных работ пост главного инженера. Под руководством Райнера для британских властей были построены здания нескольких полицейских участков.
Когда в Иерусалиме, в районе северного Тальпиота, основали новый еврейский квартал, Райнеры перебрались туда.
- Сейчас те дома уже не принадлежат Израилю - они в руках палестинцев, - констатирует Дорит. - Во время Войны за независимость жильцов пришлось спешно эвакуировать: оставаться там было опасно. Отец тем временем получил профессорскую должность в Технионе, и родители перебрались в Хайфу. Законченные идеалисты, они были равнодушны к недвижимости и прочим материальным ценностям. Купили под ключевые скромную квартирку и чувствовали себя счастливыми.
То же качество унаследовали у родителей и четверо их детей - сын и три дочери.
Дорит родилась в США: профессор Райнер опубликовал крупный научный труд по сопромату и был приглашен на работу в Пенсильванию.
- Родители пробыли в Америке три года и в 1932 году вернулись в Израиль через Ригу, но родного города матери я не помню: мне было всего два года, - говорит Дорит Галиль. - Зато перед глазами по сей день стоит огромный корабль, на котором мы плыли…
Русского, латышского и идиша Дорит не знает:
- Репатрианты первой половины XX века считали делом чести сходу перейти на иврит, - объясняет она. - К тому же отец работал у британцев и с ними говорил по-английски.
Позже, будучи профессором на кафедре прикладной механики Техниона, Маркус Райнер с юмором объяснял студентам: "На иврите я допускаю одну-единственную ошибку - все существительные у меня мужского рода".
Ривка Райнер всю жизнь проработала в лабораториях Еврейского университета, а затем и Техниона. Занималась чистой наукой.
- Трудно ли быть дочерью неординарных родителей? - спрашиваю я.
- Нет, - смеется Дорит. - Ни в отце, ни в матери не было ни капли снобизма. Простыми людьми их, конечно, не назовешь. Подлинные интеллектуалы, они жили очень скромно. Мама была красавицей: высокая блондинка с огромными голубыми глазами. Декоративной косметикой она никогда не пользовалась. Это считалось дурным тоном. Мы получили спартанское воспитание.
Начальную школу Дорит окончила в Иерусалиме. В возрасте 14-ти лет девочку отправили в кибуц Мишмар а-Эмек ("Там преподавание велось по методу Макаренко и Корчака", - вспоминает она).
Когда началась Война за независимость Дорит было 17 лет. Подобно многим сверстницам, девушка из семьи репатриантов-интеллектуалов гордилась своей принадлежностью к народу до такой степени, что вышла замуж за кибуцника Амнона Галиля. Теперь уже вместе с мужем Дорит занималась сельским хозяйством в кибуце Шарид в Изреэльской долине. Там она прожила 27 лет. Там родились и росли трое детей Дорит и Амнона - дочь и два сына.
- Теплиц в Израиле в то время еще не было. Однажды отец съездил со мной в Шаар а-Гай, где жил фермер, использовавший прогрессивные методы выращивания овощей, - вспоминает д-р Галиль. - Однако внедрить полезные новшества в кибуце не удалось: если ты опережаешь время, тебя непременно тормознут.
Постепенно восторг сменился разочарованием: наивный коллективизм явно не соответствовал складу характера Дорит.
- Обитатели тогдашних кибуцев всем своим существом служили идеологии, хотя в нормальном обществе идеология должна всего лишь обслуживать граждан, - поясняет она.
Дорит, в ту пору мать троих детей, поступила в университет на факультет психологии.
- В ходе учебы я провела исследование на актуальную тему: способствует ли высшее образование росту авторитета члена кибуца? - вспоминает д-р Галиль. – Выяснилось, что нет!
Самое яркое воспоминание о кибуцной жизни Дорит описывает с иронией: когда она возвращалась с занятий в университете, спешила незаметно проскользнуть домой и переодеться в рабочую робу, чтобы не вызывать у соседей раздражения. Появиться в столовой можно было только в пролетарской одежке.
В семье начались размолвки. Когда конфликт с мужем достиг апогея, Дорит заболела: у нее начались мигрени.
- Прекратились они в тот день, когда я с детьми вырвалась из кибуца, - говорит д-р Галиль. - К тому моменту мамы уже не было в живых, а отцу исполнилось 80 лет. Поддержать нас было некому, но и оставаться в кибуце невозможно. В один из дней, приняв окончательное решение, я побросала в кузов грузовичка свои нехитрые пожитки, усадила детей в кабину и уехала в Хайфу.
В большом городе Дорит в первое время чувствовала себя младенцем, которому нужно учиться ходить. Но с нервным напряжением справилась. Получив первую степень по психологии, она продолжила учебу на факультете городского проектирования: мечтала внести вклад в повышение качества жизни. Параллельно прошла спецкурс по подготовке социальных работников. В 1976 году обнаружив в газете объявление, приглашавшее за рубеж социальных работников, владеющих английским языком, Дорит подала документы. На успех она не рассчитывала: в те годы к матерям-одиночкам относились довольно настороженно. Но удача улыбнулась Дорит: "Гистадрут оламит" направил ее на три года в Нью-Йорк.
Поначалу она отправилась за океан со старшим сыном (двоим детям бывший муж не подписал разрешение на выезд). Но как только младшему сыну Тамиру исполнилось 18 лет, он присоединился к матери, а вскоре прилетела и дочь.
- Объединилась наша семья на третий год моего пребывания в США: теперь уже и Ронит, и Гай, и Тамир жили со мной, - рассказывает Дорит. - Параллельно с работой я прошла в университете продвинутый курс английского языка.
По возвращении из Нью-Йорка Дорит Галиль работает в Отделе возрождения кварталов, инструктирует социальных работников в промышленности. Создает при иерусалимском институте Адлера школу для родителей. И все время - нон-стоп! - учится. Только сейчас выдалась возможность с головой окунуться в психологию.
Докторат Дорит защитила в Калифорнии по философии психологии: "Я всегда мечтала об улучшении отношений в обществе".
Искусство быть собой
- В последние десятилетия межличностные отношения в Израиле существенно ухудшились, - констатирует доктор Галиль и приводит такой эпизод из прошлого: - В свое время мой сын Гай добился, чтобы его призвали в элитную бригаду "Голани". Армия с удовольствием пошла ему навстречу. Вернувшись домой на одну из первых побывок, Гай задал мне странный вопрос: "Мама, мы кто - ашкеназы?" До призыва в ЦАХАЛ мальчик понятия не имел, что евреи подразделяются на ашкеназов и сефардов. Выдвинул мне сын и серьезный упрек: "Мама, ты плохо меня воспитала". "Почему?!" – удивилась я. "Ты всегда учила, что надо при любых обстоятельствах оставаться человеком, а сейчас я начинаю понимать, что в определенных условиях надо вести себя, как животное"…
- Воспитание, впрочем, не помешало вашему сыну напроситься в легендарную боевую часть, - замечаю я.
- Это получилось само собой: в свое время в "Голани" служил его отец, - объясняет д-р Галиль. – Впрочем, я привела слова сына всего лишь как емкую метафору: к сожалению, в окружении сограждан, значительная часть которых ведет себя по-свински, невероятно трудно оставаться человеком.
Каждый решает нравственную дилемму индивидуально, подчеркивает доктор Галиль.
- Как социальный психолог, я владею самыми прогрессивными методами налаживания межличностной коммуникации, - говорит она. – Но все они рассчитаны на нравственно здоровый социум.
- А как вести себя в "больном" обществе?
Вместо ответа доктор Галиль приводит такой случай: одна из ее американских коллег ("миниатюрная женщина") занималась реабилитацией закоренелых преступников, страдавших тяжелейшими психическими расстройствами.
- Во время одной из сессий восседавший напротив психолога рослый чернокожий внезапно впал в состояние неконтролируемой ярости и воскликнул: "Если ты не заткнешься - я опрокину стол тебе на голову!" Защищаться бесполезно - силы неравны, а позвать на помощь некого. "Что ж, если ты считаешь нужным опрокинуть на меня стол - давай, действуй", - произнесла коллега смиренным тоном. Рассвирепевший негр пальцем ее не тронул…
Классический, с точки зрения психологии, прием нейтрализации агрессии: отсутствие сопротивления обезоруживает.
- К сожалению, весь современный мир, включая Израиль, в последние десятилетия становится все более и более агрессивным, - констатирует д-р Галиль. - Негативная энергия выливается не только в войны, но и в межличностные конфликты.
- С другой стороны, остаются пока на планете страны, в которых царит относительно нормальная общественная атмосфера, - возражаю я. – Когда социальный воздух чист, и таланты раскрываются полнее, и дышится легче.
- Если вы подразумеваете под такой страной США, то ошибаетесь, - парирует доктор Галиль. – Прожив там три года, я удостоверилась, что де-факто существует две Америки. На 93-й авеню, где я жила, царил рай земной. Но стоит чуть-чуть – буквально на три улицы - продвинуться в северном направлении, как попадаешь в Гарлем. А уж там ты ежесекундно рискуешь жизнью. В районе 93-й авеню я могла преспокойно, без провожатых, вернуться в 11 часов ночи с концерта. Но попробуй спуститься в метро!.. Параллельный мир!
Доктор Галиль убеждена: эпоха идиллического Запада кончилась. Не в последнюю очередь - по причине массовой иммиграции.
- Прежде Лондон производил впечатление сугубо европейского города, - вспоминает она. – Однако когда приезжаешь туда сегодня, ты оказываешься либо в мусульманском Сити, либо – в индийских кварталах, либо – в Чайнатауне. Аналогичная участь постигла Париж и другие столицы европейских государств, прежде отличавшихся высочайшей культурой. Парадокс заключается в том, что Запад распахнул ворота перед униженными и оскорбленными обитателями стран "третьего мира" в наивной надежде спасти их. А вместо этого сам постепенно опускается до их уровня. Потому и психологам стало намного сложнее ориентироваться в новых условиях: классические приемы социальной коммуникации не срабатывают в современном ожесточившемся мире.
Дорит Галиль приводит типично израильскую историю: в тот период, когда она работала на юге страны, ей нередко приходилось подсаживаться в автобус, следующий в центр из Эйлата.
- Оказалась я однажды в рейсовом автобусе - и ахнула: водитель гонит, как сумасшедший, скорость недопустимая (мне казалось – порядка двухсот километров в час), - вспоминает она. – Трасса в пустыне Арава крайне опасная. Пассажиры, ни живы, ни мертвы, вцепились в ручки кресел, лица перекошены ужасом. Я встала, пробралась к водителю и говорю: "Простите, но я - человек пожилой, со слабым сердцем. Очень прошу - снизьте, пожалуйста, скорость: мне дурно".
- И как отреагировал шофер?
- Остановил автобус посреди пустыни и заорал: "Выходи!" Я, естественно, не вышла. А он так и продолжил вести машину с пассажирами на запредельной скорости.
Что такое хорошо и что такое плохо?
Дорит Галиль подчеркивает: в ситуации, при которой сдвинулись нравственные нормы и не контролируется соблюдение закона, возникает психологическая "воронка", "черная дыра".
- Казалось бы, насилие карается законом, - объясняет она. - Но как исполняется сам закон?! Кто следит за его исполнением? Создалась аномальная ситуация, при которой законы существуют сами по себе, а жизнь течет своим чередом.
- Как же не сорваться в атмосфере беспредела, как не сойти с ума?
- Сойти с ума? Так ведь и эту опцию каждый выбирает для себя свободно, - говорит д-р Галиль. - Подавляющее большинство официально признанных психов страдает манией величия. Им кажется, что они – выше всех, не такие, как все. Сумасшедший искренне убежден: все вокруг него – безумцы и только он один вменяем. На мой взгляд, задача-минимум каждого из нас заключается не в том, чтобы не сойти с ума, а в другом – не впасть бы в депрессию, не стать невротиком, не отвечать агрессией на агрессию.
- И что для этого нужно сделать?
- Прежде всего – быть в ладу, в гармонии с самим собой. Быть уверенным в том, что хотя бы ты сам не попираешь установленные тобой же моральные ограничения и не уподобляешься окружающим взяточникам и протекционерам. А это уже – вопрос цены. Какой ценой готов каждый из нас расплатиться за свой психологический уют, за собственное душевное равновесие.
Кому-то приходится поступаться карьерой: без "толкача" в современном Израиле не пробиться ни на госслужбу, ни в правительственную фирму, ни даже на ключевой пост в частной компании. Любое продвижение - карьера, бизнес, получение финансирования для внедрения прогрессивной научной разработки - всё построено на принципе: "Ты - мне, я - тебе". Система проводимых государством конкурсов, в ходе которых (в идеале) должны отбираться наилучшие мозги и бизнес-предложения, превратилась в способ проталкивания "блатных" во все сферы. Можно, конечно, дни и ночи терзаться по поводу того, что те, кто прорвался "наверх", в интеллектуальном и профессиональном плане мизинца твоего не стоят. Однако это, с точки зрения Дорит Галиль, неконструктивно. Отрицательные эмоции - первый шаг к саморазрушению.
- Доказано, что негативные эмоции отравляют организм, - говорит она. - При стрессах корой надпочечников вырабатывается гормон кортизол. Если уровень его содержания в крови не превышен, он стимулирует работу сердца, способствует концентрации внимания, помогает организму справляться с негативным воздействием окружающей среды. Однако вызванное постоянным стрессом повышенное содержание кортизола в крови - первый шаг к таким опаснейшим заболеваниям, как рак надпочечников, аденома гипофиза, депрессия, цирроз печени. Иными словами, продолжительный стресс отравляет организм, на его фоне развиваются болезни, которые могут представлять опасность для жизни.
Напоследок доктор Галиль дает читателям несколько полезных советов.
- Если вы задыхаетесь от проявленного по отношению к вам хамства или несправедливости, не поддавайтесь на провокацию! Помните: стресс разрушает организм. Постарайтесь немедленно прекратить унизительный для вас диалог и выйти на свежий воздух. Сделайте глубокий вдох… Еще и еще один… Вы почувствуете, как организм постепенно наполняется живительной энергией. Пройдитесь пешком. Если день выдался солнечным, подставьте раскрытые ладони лучам - и вы получите еще одну порцию живительной энергии.
- А что делать, если ты не в силах смириться с тотальным падением нравов?
- Нужно оставаться самим собой - сильной цельной личностью, - советует доктор Галиль. - Плыть против течения - значит сознательно укорачивать себе жизнь. Даже в самой критической ситуации постарайтесь не противостоять агрессии, а элегантно увильнуть от ее волны, грозящей накрыть вас с головой. Позвольте агрессору "выпустить пар", не пытайтесь его переспорить. Завтра, возможно, он придет в себя, согласится с вашими аргументами и даже устыдится собственной слабости.
Остается добавить, что сайт ynet.co.il провел опрос по теме: "Ваше мнение об уровне коррупции в Израиле". 11% участников убеждены: "Мы преувеличиваем: уровень коррупции в Израиле такой же, как во всем мире". 24% ответили: "Сейчас коррупция хотя бы раскрывается - раньше было еще хуже". Остальные 65 (шестьдесят пять!) процентов опрошенных указали: "Страшное дело: Израиль превратился в банановую республику". В опросе приняло участие 19.067 пользователей интернета, так что результат можно считать статистически достоверным.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: