Портал ISRAland - израильские новости


19 Января 2025 [19 Тевета, 5785 г.] В Иерусалиме
Взгляд: Арабо-израильский конфликт
Архив статей

Между Меккой и "Аль-Кудсом"

12.02.2007 | 00:04


Ксения Светлова, Новости недели

Провал исламистского опыта в палестинской автономии может привести к разочарованию в подобных партиях во всем регионе и к осознанию того, что арабский Ближний Восток нуждается в новой альтернативе, в так называемом третьем пути.


"Мы ожидаем, что наши лидеры вернутся домой не с пустыми руками. В противном случае им придется поплатиться своими должностями. Мы дали им власть, мы же ее и отберем", - с такой революционной речью выступил во вторник один из участников демонстрации в поддержку национального примирения в Газе.

Прошел лишь год после парламентских выборов в автономии, а восторгов по поводу исторической победы движения ХАМАС уже значительно поубавилось. Если прежде лидеры этой организации пользовались репутацией неподкупных ревнителей свободы и независимости, которые вели себя точно так же как рядовые палестинцы, то сегодня многие жители Газы считают, что исламисты ничуть не лучше коррумпированных и продажных руководителей ФАТХа. Выплата зарплат приближенным, немотивированные увольнения и назначения, поблажки и протекции "родным человечкам" - так проявило себя новое палестинское правительство, которое до прихода к власти обличало своих противников из ФАТХа в тех же грехах. И, конечно же, о демократии и правах человека после победы ХАМАСа никто уже не вспоминает. У правительства Исмаила Хании появились другие приоритеты.

В этом плане палестинский опыт можно сравнить с иранским. Многие из тех, кто в 70-х годах был буквально одержим идеей исламской революции, достаточно быстро разочаровались в ее результатах еще в самом начале становления режима аятолл. Азар Нафиси, профессор английского языка в Тегеранском университете и автор книги "Читать Лолиту в Тегеране", описывает это крушение идеалов, столкновение с жестокой реальностью, которая ни в коей мере не соответствует фантазиям о революционных идеалах. Многие иранцы, пожилые и молодые, современники исламской революции и ее дети разделяют убеждения Нафиси, однако изменить ход событий и повлиять на происходящее в своей собственной стране они не способны.

До сих пор ни один исламский режим (или режим, который считает себя исламским) не смог построить государство, которое полностью соответствовало бы расплывчатым представлениям исламистов об идеальной государственной структуре. Проблема всех современных исламистских движений и партий, от алжирских до иранских, заключается в том, что их лидеры плохо представляют себе завтрашний день. Тот самый день, который наступит после того как они возьмут бразды правления в свои руки.

Ревнители возрождения исламского халифата ограничиваются призывами к его созданию, но, несмотря на гигантское количество литературы по этой теме, экономические и социальные проблемы подобного государства практически не обсуждаются. Марокканские, йеменские, египетские и сирийские исламисты начертали на своих знаменах один-единственный лозунг - "Ислам - вот решение!", однако когда речь заходит о конкретных планах, этот лозунг становится весьма проблематичным.

Опыт ХАМАСа в Палестинской автономии уникален, поскольку это первое исламистское арабское движение, пришедшее к власти демократическим путем, победив представителей "старого режима". Успех ХАМАСа - это во многом и успех "Мусульманских братьев" в Египте и Иордании, и "Хизбаллы" в Ливане, и прочих исламистских движений, которые сегодня пытаются использовать демократические методы для того чтобы прийти к власти. Провал исламистского опыта в автономии может привести к разочарованию в подобных партиях во всем регионе и к осознанию того, что арабский Ближний Восток нуждается в новой альтернативе, в так называемом третьем пути. А успех ХАМАСа в ПА будет символизировать победу исламистов не только в Газе, Иудее и Самарии, но и в прочих уголках нашего региона.

На этом фоне внутрипалестинские переговоры по формированию правительства национального единства в Мекке представляются совершенно в другом свете. В Саудовской Аравии, где уже десятки лет идет беспощадная война с собственными исламскими экстремистами, к ХАМАСу традиционно относились как к орудию, которым можно воспользоваться как рычагом давления. Однако после того как ХАМАС пришел к власти в ПА, Эр-Рияд осознал: созданный им монстр вышел из-под контроля и зажил своей собственной жизнь. Более того, этот монстр, существование которого в течение многих лет финансировалось саудовской королевской семьей, отныне нашел себе другого спонсора – Иран, и этот спонсор полностью разделяет политическую и идеологическую программу ХАМАСа. В Эр-Рияде сегодня готовы практически на все, лишь бы торпедировать влияние Тегерана на внутрипалестинской арене. Здесь готовы признать законность правления Исмаила Хании и привечают его столь любезно, что он впервые получил официальное приглашение посетить Саудовское Королевство, готовы предложить ХАМАСу еще денег, готовы даже вынудить Абу-Мазена примириться с тем, что Исмаил Хания останется премьером даже в том случае, если правительство национального единства будет сформировано. Если палестинцам удастся договориться между собой, Саудовская Аравия зарезервирует за собой право на посредничество и дипломатическое вмешательство в прочие ближневосточные конфликты (эту роль в последние лет двадцать играл Египет), а также разобьет палестино-иранский альянс, поскольку принятие ХАМАСом саудовского мирного плана будет означать однозначный отход этой организации от Ирана.

С другой стороны, ХАМАСу будет предоставлена вторая попытка. Действуя в рамках правительства национального единства, которое будет признано и США, и Евросоюзом, Исмаил Хания уже не будет зажат в экономических тисках, и его движение сможет вернуться к своей первоначальной цели - борьбе с "сионистским образованием", поскольку, судя по последним заявлениям идеологов ХАМАСа, никаких кардинальных изменений в политической теории этого движения не произошло. Есть еще один вариант - каким бы ни был финал переговоров в Мекке, клановая вендетта в Газе зашла уже слишком далеко и вряд ли прекратится сейчас по мановению волшебной палочки. Пока в Мекке Халед Машаль и Абу-Мазен обмениваются любезностями и колкостями, в Газе продолжают греметь взрывы...

Арабески

"Талибана" бояться - в театр не ходить


Несмотря на падение режима талибов, многие афганские женщины по-прежнему ходят, укутанные с головы до пят в глухую "бурку" - закрытую широкую верхнюю одежду, которая полностью скрывает фигуру женщины и ее лицо. Одни опасаются мести беглых талибов, другие просто по привычке. Однако некоторые женщины считают, что, несмотря на опасность, они имеют полное право носить ту одежду, какая им нравится, и заниматься своим любимым делом, даже если оно идет в разрез с местными традициями.

Рахима, Рита, Марьям и Мунира – четыре начинающих актрисы, которые во имя театра рискуют не только своей репутацией (в Афганистане театр считается сугубо мужским занятием), но и личной безопасностью, поскольку в Кабуле есть немало мужчин, для которых любая женщина с открытым лицом, а тем более актриса, – хуже любой проститутки. Для начинающих афганских актрис каждый день чреват опасностями и неприятностями. Соседи с ними не здороваются, друзья и родственники прекращают всякие отношения. Однако влюбленные в театр девушки заявляют, что от своей мечты отказываться не собираются. Кстати, ни одна из них за всю свою жизнь ни разу не видела ни одного спектакля. Все, что им известно о театре, они узнали либо из книг, либо из телевизионных передач.

Любовь по-пакистански

Романтическая любовь – предмет достаточно сложный и запутанный сам по себе, а уж если ты живешь в Пакистане, то и подавно. Большинство браков в этой крупной мусульманской стране по-прежнему происходит только по воле семьи, а те, кто отваживается пуститься в плавание по бурному любовному океану, рискуют повторить трагическую судьбу легендарных Ромео и Джульетты. На этой неделе в пакистанской деревне Мултан были казнены мужчина и женщина, жители расположенных рядом деревень, единственным преступлением которых была их любовь друг к другу. Родственники женщины возмущены тем, что она совершила преступление против своей семьи, и считают, что преступница и ее любовник заслуживают самой страшной казни. Несчастную пару привязали к деревьям и до смерти забили камнями. За последний год в Пакистане от рук родственников погибли 2 тысячи женщин.

Ядерная симфония

Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад обещает, что 2007 год станет годом атома. В Исламской Республике уже вовсю готовятся к торжественному событию – созданию ядерной бомбы собственного производства. На днях в Тегеране состоялась премьера "Симфонии ядерной энергии" - музыкального произведения, написанного композитором Камбизом Рошанраваном. Иранский национальный оркестр исполнил симфонию на торжественном мероприятии, где чествовали достижения ядерных специалистов страны. На премьере присутствовал Махмуд Ахмадинеджад. Не ошибемся, если выскажем предположение, что в ближайшее время это выдающееся музыкальное произведение американские и европейские оркестры исполнять не будут.

"Новости недели"

При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)

Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Реклама в Израиле


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп | Новости в фото | Новости за вчера
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции сайта новостей ISRA.com.
При перепечатке гиперссылка на сайт Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2025 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

последние новости США ISRA.com рейтинг Система Orphus