Несколько месяцев назад наша газета рассказывала о новом объединении «Татары за Израиль», которое было создано в городе Ришон ле-Ционе, с тех пор к нам все идут и идут письма.
Нам даже показалось, что в нашей стране гораздо больше татар, чем официально утверждает статистика (всего по данным Центрального статистического бюро их с последней войной алии приехало около пятнадцати тысяч), и, соответственно, немало примкнувших к ним граждан других национальностей. Обратившиеся к нам люди интересовались адресом новой организации, а также просили рассказать, что произошло дальше. Сегодня мы выполняем эту просьбу.
От главного муфтия России
Равиль Садиков живет в городе Сдероте. Когда-то он привез сюда из Литвы свою семью - жену и сыновей. Он считал, что обеспечивает им благополучное будущее и замечательные перспективы. Реальность оказалась сложнее, чем ему представлялось. Когда-то они выбрали в качестве местожительства спокойный и уютный городок, где можно было приобрести комфортабельное жилье за приемлемые деньги. Сегодня, когда на Сдерот падают «касамы», Равиль считает, что местным мусульманам пора обратиться к мусульманской общественности мира. Долгое время самому Равилю было не до политической деятельности. Заботы как у всех: поиски себя в новой стране, устройство на работу. Долгое время он был директором небольшой мебельной фабрики. Пока, наконец, не созрел до открытия собственного бизнеса. Он уверен, что в профессиональной карьере преуспеет, а предмет для волнений у него сейчас другой – ситуация в стране в области безопасности.
Услышав об инициативе Закиры Зиннуровны Зариповой, он едва не воскликнул: «Ну вылитый я в молодости!» Дело в том, что в молодые годы, находясь в Литве, Садиков стал лидером объединения местных татар. Тогда на волне горбачевской перестройки представители «некоренных национальностей» в этой балтийской республике решили собраться вместе, чтобы отмечать национальные праздники, готовить любимые национальные блюда и рассказывать детям об обычаях своего народа.
Еще в прежние годы он сотрудничал с татарским лидером Талгатом Аджидином. Благодаря ему он познакомился с Равилем Гайнутдином, ныне главным муфтием России. После того, как Садиков присоединился к движению «Татары за Израиль», он созвонился с Гайнутдином и сейчас собирается к нему в гости, в Москву.
- Каковы ваши впечатления: готовы ли татары России поддержать татар Израиля в их попытках объясниться с мусульманским миром?
- Диалог с татарами России – наша важнейшая задача. Татары – самая большая группа среди мусульман России, поэтому их голоса в нашу поддержку могут иметь огромное значение. Не будем торопить события, и не будем выглядеть слишком наивными. Борьба за влияние на татар России началась не сегодня, и в нее вкладываются огромные деньги. Спонсоров хватает по всему миру. Один из самых активных вкладчиков в объединения татар-мусульман на территории РФ – Саудовская Аравия. Поэтому надеяться на то, что тамошние татары, услышав наши голоса, мгновенно и дружно развернутся в нашу сторону, не приходится. Работа среди татар ведется давно. И, тем не менее, наше обращение было встречено очень приветливо, с большим интересом. Думаю, что стоит воспользоваться этим моментом и наладить для татар России постоянную информацию о том, как живут татары в нашей стране, как к ним относится основное население, какие у них мысли в отношении конфликта мусульман и евреев, каково их положение в Государстве Израиль, и так далее, и тому подобное. Только тот факт, что основная часть татар-мусульман в Еврейском государстве активно выступает в его поддержку, уже вызывает интерес.
- Каково отношение к организации «Татары за Израиль» самого Равиля Гайнутдина?
- Верховному муфтию России приходится испытывать давление со стороны настроенных фундаменталистски некоторых духовных лидеров Северного Кавказа, особенно Дагестана. Они меньше рассчитывают на координацию действий со светскими властями. Равиль – единственная фигура, приемлемая для всех, но и ему приходится противостоять тенденциям усиления сепаратизма и фундаментализма в мусульманском обществе России. И ему тоже нужна наша поддержка. Его пресс-секретарь даже предложил обмениваться информацией – еженедельно посылать друг другу по две полосы текста. Израильтяне – для публикации в России, татары России – для публикации в Израиле. То есть в какой-то степени израильская опора ему тоже необходима.
Главный муфтий России приветствовал объединение татар Израиля, выразил солидарность с нами. Он готов приехать в Израиль и принять участие в международном форуме, где могут быть обсуждены принципиальные вопросы противостояния религий. Я надеюсь, что на одно из мероприятий, которые созовет наша организация, он приедет в Израиль и выступит перед нашими татарами.
- Запланированы ли ваши выступления в Москве?
- Да, интерес к нам большой, и я готов встретится с земляками и рассказать им о том, кто реально создает проблемы для мусульман Израиля, в том числе и города Сдерота, в котором я живу. На самом деле наладить общение между представителями одного этноса в разных странах – дело непростое. Все мы люди занятые, все с утра до вечера работаем, поэтому сдвинуть с места дело, даже если оно кажется совершенно необходимым, нелегко.
Вылетевшие из гнезда
Танзиля Фаткулина по профессии биохимик. В Израиле долгое время ощущала себя «вылетевшей из гнезда» и оказавшейся в одиночестве. С огромным интересом читала материалы Всемирного татарского интернет-ресурса. «Меня интересует история целых татарских родов, которые живут на этой земле с давних времен, пришли сюда по своим убеждениям», - говорит она. Согласно историческим сведениям, еще в войне за независимость Израиля участвовала Черкесская дивизия, немалая часть которой прибыла сюда из Рима. Отряд составляли потомки бывшей Дикой дивизии. Между собой члены отряда говорили по-татарски. А в 1956 году черкесы, под именем которых числились и самые настоящие татары, добились официального права служить в ЦАХАЛе.
Но в основном израильские татары – это члены семей евреев, люди в какой-то степени оторванные от своих корней. Среди татар, прибывших в последнюю алию, много адвокатов, врачей, учителей. Они все еще в большой степени разобщены, хотя татары обычно проявляют большой интерес друг к другу и не забывают о своих обычаях и национальной культуре.
«Я еще не вступила в новое объединение, - говорит Танзиля, - хотя наблюдаю за ним с интересом. Мне хочется, чтобы оно поскорее приступило к каким-то реальным шагам, вступило бы в дискуссию с мусульманами. Но выйти на реальный диалог с различными татарскими общинами мира – пока, по-моему, не получилось».
Перспективная идея
Закира Зиннуровна Зарипова, создательница объединения «Татары за Израиль», выслушав сначало немало восторженных, а потом и критических замечаний в свой адрес, пришла к простому и неожиданному решению. Для объединения людей требуется что-нибудь простое, как правда, как хлеб, как... беляш. А вот и есть идея! Сколько можно говорить о конференциях, диспутах, собраниях. Народ устал. Каких только споров не насмотрелись мы за последние годы, в том числе и о мусульманах: радикальных умеренных, почти умеренных. И всем хочется какого-то непривычного действа, «экшн». Пусть составляются планы конференций и диспутов. Закира – руководитель общества «Татары за Израиль», талантливый организатор и что немаловажно – хорошая татарская хозяйка, теперь предлагает новую идею в развитие своего большого общественно-значимого проекта: созвать в Израиле большой татарский сабантуй. Дело это традиционное, сабантуй собирается обычно в начале осени и включает в себя всевозможные конкурсы, песни, танцы, споры, национальную борьбу и, разумеется, приготовление и поедание замечательных кушаний. Сейчас татарские сабантуи проводятся не только в России, но и в Германии, где вызывают огромный интерес публики. Соберись сабантуй в Израиле, ясно, что привлечет он и известных духовных деятелей, и музыкантов, и, конечно, татарских кулинаров. Но организация большого сабантуя – это, понятное дело, требует огромных ресурсов, которых пока нет. На раскрутку праздника, требуются и силы, и время, и средства. Сейчас продумывается план большого проекта. А пока что найден промежуточный вариант – провести в Ришоне, вполне татарском городе, в один из выходных дней фестиваль беляшей. Чтобы жарились в больших котлах прямо на улице, при большом стечении публики - золотистые, сочные, душистые... (Помнится, мою подругу мама не отпускала из дома в дальнюю поездку, без горяченьких свежих беляшей, которые ухитрялась запихнуть в последний момент целую миску.) Чтобы люди стояли у котлов и беседовали о разном. О нашей жизни, об Израиле, о том, что наши мусульмане – сила.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)