В ортодоксальных кругах своеобразный калым выплачивается родителями невесты за жениха - даже самые завалящие женихи (при условии, что они учатся в какой-нибудь ешиве) небесплатны.
Пышность свадебной церемонии должна также соответствовать статусу жениха, и это тоже ложится бременем на семью невесты. В последнее время рядовые ортодоксы начинают бунтовать против подобных порядков.
Религии, возникшие после иудаизма, многое почерпнули у него, но кое-что умышленно сделали наоборот. Например, христианин, заходя в учреждение религиозного культа или вообще приличное место, снимает шляпу, а еврей, напротив, надевает (если по какой-то причине голова не была покрыта). Вот и с калымом у мусульман дело происходит прямо противоположным образом. А собственно, существует ли такой выкуп у евреев?
Благочестивые евреи женятся по сватовству. У мусульман сваха и родственницы потенциального жениха придирчиво рассматривают невесту и потом определяют размер калыма. Если невеста по своим статям напоминает Клаудию Шиффер или Наоми Кэмпбелл и при этом умеет вкусно готовить, то за нее не грех запросить сотню баранов, пару килограммов золота в изделиях и ломе и парочку хорассанских ковров в придачу. Если тянет максимум на исполнительницу танца живота из близлежащего клуба при умеренных кулинарных талантах - то хватит и полусотни баранов без дополнений. Если же она фигурой напоминает израильского экс-министра сельского хозяйства Исраэля Каца, а ликом - генерала Моше Даяна (что в сумме дает отдаленное сходство с фельдмаршалом князем Голенищевым-Кутузовым) и при этом ее появление на кухне равносильно объявлению химической войны всем окружающим, то ее родителям самим придется поделиться стадами, чтобы выпихнуть ее замуж.
У ортодоксальных евреев происходит не так. Это не значит, что калыма нет. Он очень даже и есть, но выплачивается родителями невесты за жениха. Правда, для этого ему не приходится демонстрировать мышцы груди, спины и рук и сдавать экзамены на умение заменить перегоревшую лампочку или починить кран. Критерии иные: у «литовских» ортодоксов ценится ешива, в которой он учится, и его статус в ней, у хасидов -репутация семьи и степень ее родства с главой «двора».
И речь в таком случае пойдет отнюдь не о баранах. Если жених является отличником религиозно-политической подготовки в престижной ешиве вроде иерусалимского заведения «Коль Тора» или «Хеврон», или в «Ор-Исраэль» в Петах-Тикве, или же в бней-бракской «Бейт-Мататиягу», то надо в качестве приданого за невестой отдать ни больше ни меньше как полностью оплаченную квартиру. Если приютившее его заведение не столь престижно или же успехи кандидата в родственники на поприще комментирования Торы не слишком впечатляют, то дабы удостоиться чести стать его тестем и тещей, придется оплатить около 4/5 стоимости квартиры. Если и суженый, и ешива совсем ничем не блещут, то он все равно недешев: от половины до двух третей стоимости квартиры - вынь да положь. Самые завалящие женихи (при условии, что они все же учатся в какой-нибудь ешиве, а не, упаси Господь, занимаются общественно-полезным трудом) тоже небесплатны - тут все зависит от умения торговаться: можно сбить цену с половины квартиры до четверти или трети. Ну а отслужившим в армии (например, в особой роте бригады НАХАЛ) вообще ничего не светит - им придется искать невесту среди религиозных сионистов или вовсе светских евреев и самостоятельно выплачивать ипотечную ссуду...
Но обеспечение молодой чете крыши над головой - это только часть расходов! Пышность свадебной церемонии должна также соответствовать статусу жениха, и это тоже ложится бременем на семью невесты. Причем жених высшей категории не намерен удовлетворяться жильем, скажем, в Модиин-Илите или Бейтаре по бросовой цене в 90 тысяч долларов - ему подавай в столице или в Бней-Браке, причем поближе к месту жительства его рабби, и в результате расходы на квартиру составляют 150-250 тысяч долларов. Если учесть, что у ортодоксов детей много и по теории вероятности половина из них - девочки, то среднестатистическому правоверному семейству замужество дочери обходится в полмиллиона долларов и больше.
Тут возникает вопрос: откуда деньги? Ведь у ортодоксов мужчины чаще всего не работают, а их женам редко удается в перерывах между беременностями найти зарплату, превышающую минимальную. Сегодня некоторые религиозные женщины работают в хай-теке, но и там платят недостаточно, чтобы скопить сотни тысяч. Левые партии любят напоминать, что из кармана израильского налогоплательщика учащиеся ешив получают стипендию и пособия на детей. Но это все же не те суммы, которые могут позволить делать такие дорогие покупки, как несколько - по числу дочерей - квартир. Приходится залезать в долги, для покрытия ранее взятых ссуд брать новые займы, на сей раз - внутри своей общины, а когда и это не помогает - ездить в Штаты и просить тамошних благотворителей, чтобы помогли выполнить на Святой земле заповедь «пру у-рву».
Большинство женихов, особенно тех, что обучаются в престижных заведениях, подобное положение дел вполне устраивает. Они могут спокойно устроить свою жизнь, не прибегая к такому вульгарному и неподобающему для «талмид-хахама» (успешного студента ешивы, которого ортодоксальная традиция ставит выше обыкновенного еврея, пусть даже соблюдающего заповеди, коего принято презрительно именовать «ам ха-арец» или попросту «амха») занятию, как работа. И при этом не сильно ограничивать себя в средствах: те из брачующихся, кто имеет самую высокую цену на рынке женихов, выторговывают себе помимо квартиры и пышной свадебной церемонии еще и ежемесячное пособие от родителей жены. Не слишком большое, как правило, но все лучше, чем голая стипендия от Службы национального страхования. Правда, поскольку статус «талмид-хахама» не гарантирует богатства в дальнейшем (для чего надо иметь высокую квалификацию в какой-то гражданской области либо открывать свое успешное дело), то у такого удачно женившегося господина может возникнуть повод для головной боли, когда придет пора выдавать своих дочек замуж...
Среди учащихся престижных ешив встречаются люди с совестью. Они полагают, что не стоит набрасывать долговую удавку на потенциальных тестя и тещу, что можно и снизить требования к приданому. Но против такого подхода выступают не только их менее совестливые соученики, но и возглавляющие ешивы раввины. Если бессребреники собьют цену учености на брачном рынке, то снизится рейтинг заведения, а соответственно - и размеры пожертвований от набожных американских евреев. Кроме того, если жених согласится на частично оплаченную квартиру, то ему придется брать ипотечную ссуду на оплату остатка, а для ее возврата - идти работать, и это станет еще одним пятном на репутации ешивы.
Надо заметить, что в последнее время рядовые ортодоксы начинают бунтовать против подобных порядков. Нет, до забрасывания ешив использованными подгузниками дело не доходит - такое поведение эта публика допускает лишь в отношении светских «ам ха-арец», - но в религиозные газеты идет поток жалоб на невыносимость долговой кабалы, в которой оказываются семьи в силу необходимости выдать дочерей замуж. В поддержку их требований выступают даже некоторые авторитетные бней-бракские раввины, например Хаим Каневский, который полагает, что расходы на первоначальное обустройство молодых должны делиться между семьями жениха и невесты поровну. Разве что при покупке квартиры доля семьи невесты должна быть выше на символическую сумму - для демонстрации почтения к роду занятий жениха.
Раввины, не разрешающие оглашать свои имена, имеют еще более радикальные подходы.
- Необходимы коренные изменения подхода к размерам приданого, - говорит один из них. - Учащихся ешив настраивают на го, чтобы они запрашивали как можно больше. Это ненормальная ситуация, и ее следует исправлять. Возможно, на тех, кто решится первыми отказаться от полной оплаты стоимости квартиры семьей невесты, будет оказываться давление, но если их примеру последует большинство, это просто станет нормой. Кроме того, авторитетные раввины должны запретить покупать для молодых семей квартиры в Иерусалиме и Бней-Браке -пусть живут в более дешевых местах, вроде Бейтара. Да и стоит поощрять строительство подобных недорогих проектов, в которых прибыль подрядчика обусловлена не престижностью района, а числом проданных квартир, например в Негеве.
Другой раввин также предлагает вариант альтернативного решения проблемы:
- Пусть расходы каждой из породнившихся семей не превышают 15.000 долларов: по 5000 -на свадьбу и мебель и 10.000 -взнос за квартиру. Остальная часть ее стоимости должна покрываться за счет ипотечной ссуды. А потом семьи жениха и невесты должны будут помочь с ее возвратом, выплачивая половину месячного платежа, составляющего в среднем 1300 шекелей.
Но пока раввины-прагматики судят да рядят, рынок женихов процветает, загоняя все новые семьи в долговую кабалу...
"Вести"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Вести" (Израиль)