С широким внедрением в массы идеи о том, что дети непременно должны иметь карманные деньги, представители юного поколения приобретают новые рычаги воздействия, прежде всего материальные.
Суммарная покупательная способность всех израильских детей в возрасте от 12 до 15 лет, согласно статистическим данным, определяется внушительной цифрой – полтора миллиарда шекелей в год. Родители, некогда пошедшие на поводу у демократии, что выразилось в готовности регулярно давать деньги на мелкие расходы, впоследствии все чаще кричат «караул» - и даже требуют изменения израильского законодательства, которое бы жестко определило права юных потребителей, что им можно покупать, а что нет. Но давайте рассмотрим тему подробнее.
Девочка с пирсингом
У пятнадцатилетней Маши П. из города Бат-Яма была давняя мечта. Она хотела сделать себе «пирсинг». Скромненько и со вкусом - всего пара шариков в носу, один на языке и еще один на пупке. Маша с мамой живут очень скромно, на одну мамину «метапельскую» зарплату. Но мама, стараясь не отстать от родителей одноклассниц дочери - коренных израильтян, отчисляла ей каждый месяц «на карманные расходы» по восемьдесят шекелей. Маша, как и полагается сознательной девушке, деньги откладывала. Мама, наблюдая за этим радовалась, предполагая, что деньги пойдут на «стоящее дело». Когда же девочка появилась дома в наколках и шариках, мама пришла в ужас.
- Откуда это, зачем, на какие деньги?
- Как на какие? - удивилась в ответ дочь. - На мои карманные. Ты ведь сама их мне давала!
- Но я давала на хорошее дело, а не на эту пакость!..
В доме возник конфликт.
- Как ты могла такое сделать! - кричала возмущенная мама. - Да если бы я знала, что ты так израсходуешь мои деньги, в жизни бы не дала!..
- Мама, но я уже взрослая, я для того и просила, чтобы у меня были свои деньги, чтобы сама могла их использовать. Ты ведь сказала: трать по своему усмотрению.
- Вот будешь сама зарабатывать, сама и используешь.
- Больше ни одному твоему слову я верить не буду, - ответствовала дочка. - А в отношении денег... Не дашь? Ну и пожалуйста. Заработаю летом, отдам. Только устрой меня куда-нибудь. Сама знаешь, работы для подростков нет, вот и приходится у родителей просить на самое необходимое. Но если уж ты дала, так будь человеком и не вмешивайся: я их трачу так, как хочу..
Между тем, весьма многие из израильских родителей, узнав об этой истории, сочли бы, что маме Маши просто повезло: подумаешь – «пирсинг»! Невинная забава! Хорошего конечно, мало, но и вреда особого для здоровья, если манипуляция проведена в профессиональном заведении, тоже не много. Остается проверить, достаточно ли приличное это заведение, не внесена ли инфекция и, в случае чего, вовремя предупредить ее распространение. Гораздо больше родителей, дети которых располагают некоторой суммой свободных денег, пугает возможность того, что в ближайшем киоске, где продаются всевозможные «пицухим», то бишь сухие закуски типа «бисли» или «бамбы», самостоятельное чадо не приобрет «хагигат» то есть легкий наркотик, с которого и начинается опасная тропа.
«В тот момент, когда я отчитывала дочку за «пирсинг», позвонила моя знакомая, - рассказывает мать Маши, Ирина М. - Я тут же поведала о том, как «удачно» девочка потратила полученные на карманные расходы деньги. Я рыдала в телефонную трубку, а в ответ услышала: «Ты что, дура? «Пирсинг» – это мелкие шалости! Считай, что дешево отделалась. Самое главное, чтобы она не приобрела наркотики, все остальное – «бесэдер гамур».
Хочу «тампакс»!
Проблема детского потребления в эпоху торжества рыночной экономики, не нова. В свое время, когда на неокрепшие советские головы, впервые обрушилась мощная комммерческая реклама, кое-кто из телезрителей, особенно юных, был введен в заблуждение.
Однажды мне пересказали разговор, произошедший между ребенком и родителями в разгар коммерциализации российского телевидения. Ему на тот момент было семь лет. После просмотра рекламных роликов он заявил родителям: «Батончики «Марс» пробовал, «Сникерс» пробовал, но почему вы никак не купите мне «Тампакс», я тоже хочу». И для пущей убедительности добавил: «Уже всем мальчишкам в нашем дворе купили».
Ах, приятно вспомнить те наивные времена... Современные израильские ребятишки с раннего детства подвергаются мощной, практически неограниченной рекламной обработке, чего не было во времена нашего детства. Они очень рано «просекают» разницу между батончиками и тампончиками, но не защищены от волны рекламы, для них в принципе не предназначенной. Волна накатывает на них со всех сторон, прежде всего со стороны телевидения и интернета, ошеломляя шквалом взрослых товаров.
В Израиле девятилетний сын моих знакомых пришел из школы возмущенный. «Почему вы мне до сих пор не купили презерватив? – спросил он. - Если у вас, как всегда, нет денег, то купите хотя бы один!»
Между прочим продажу в детско-подростковые руки товаров сексуального характера педагоги считают одним из самых проблематичных последствий свободного владения деньгами. Если у ребенка есть на руках деньги и он является с ними в магазин, то с какого возраста ему полагается отпускать, например, презервативы, противозачаточные пилюли и прочие подобные товары? С десяти? Пожалуй, рановато. С пятнадцати? А что, если поздно? Педагоги и родители сегодня уже близки к тому, чтобы передать рассмотрение проблемы профессиональным правоведам. Пока же однозначного ответа на этот вопрос не существует.
Сколько у них денег?
Рита П., кассирша супермаркета, пришла домой с работы и обнаружила в шкафу новую кофточку дочери, на которой красовался ярлычок с ценой на сумму 800 шекелей. Рита до сих пор считала, что одевается неплохо, следит за модой, покупает себе вещи хоть и по скидке, но в фирменных магазинах. Но чтобы летнюю маечку за такие деньги?! Когда в конце сезона можно не хуже – и всего за пятьдесят шекелей. У Риты перехватило дыханье. Она просто задыхалась от гнева.
На претензии девочка отреагировала равнодушно.
– Ты что же думаешь, - сказала она, - что я хочу выглядеть так же бедно, как ты? Как выглядишь, так тебя и оценивают. И оставь свои русские заморочки типа «по одежке встречают, по уму провожают». Это было давным-давно, в незапамятные времена и не здесь, а теперь все изменилось. Ты ничего не смыслишь в нынешней ситуации.
Израильские дети – вопреки всем душераздирающим отчетам – далеко не бедны. По крайней мере, в своей массе. В среднем, согласно только что проведенному исследованию, заказанному Всеизраильской ассоциацией в защиту детей, не менее 57 процентов израильских подростков в возрасте от 12 до 15 лет получают от родителей 127 шекелей в среднем на мелкие расходы ежемесячно. Поскольку заведомо известно, что «в среднем» - понятие растяжимое, становится ясно, что те, кто их действительно имеет, располагают немалыми суммами. По мнению экспертов современные дети гораздо лучше разбираются в моде, чем их отцы и матери. Так было всегда, везде и во все времена. Но в нынешние времена характер потребителя формируется очень рано, наши ребятишки значительно менее романтичны, чем мы в их времена, и хорошо знают, что где и почем. Поэтому они предпочитают приобретать настоящие «бренды», и дешевые товары их совершенно не устраивают. Согласно данным вышеупомянутого исследования, ребятишки смело и безо всяких рекомендаций со стороны взрослых приобретают модные вещи в среднем на сумму в 937 шекелей и выше в год. Та же статистика утверждает, что дети самостоятельно, без родителей приобретают компьютеры, дорогие программы, электронные приборы. Подростки предпочитают сначала скопить деньги, а потом отправиться в самостоятельное плавание по торговым морям. В общем, интересное кино...
Родители недовольны
А что же дальше? А дальше возникает явное противоречие. Родители оказываются страшно возмущены... результатами собственной проделанной работы.
«Я была в шоке, осознав, что за деньги, которые я даю, меня же еще и считают дурой, - рассказывает Мария О., мама пятнадцатилетней Оли. - Она теперь может покупать то, что считает нужным, вообще не советуясь со мной и не считаясь с моим мнением. И получается, что я сама это и породила. Самое главное, что отыграть назад теперь уже очень трудно, если не вовсе невозможно.
Глава Всеизраильской ассоциации в защиту детей Ицхак Кадмон предлагает депутатам кнессета в срочном порядке разработать правила, в соответствии с которыми детям до 16 (или до 18) будут запрещены к продаже определенные вещи. Обсуждается, каким образом можно будет наконец ограничить какими-то правилами и интернет. Есть также идея выдать рекомендации по поводу карманных денег.
Подростки-предприниматели
Пока взрослые разбираются с тем, сколько денег нужно подростку для жизни, чтобы хватило на «хорошее дело», но по ошибке не ушло на плохое, сами молодые люди находят источники доходов, которые и не снились их родителям. Новые времена, бизнес в мировой электронной сети открыли невероятные возможности для бизнесменов младшего возраста.
...Вечер, мы идем по старой торговой улочке Кфар-Гилади в Южном Тель-Авиве. Адрес, который записан на обрывке бумаги, мальчишки «байкеры» передают друг другу из рук в руки. Еще он вывешен в интернете, но напрасно искать вывеску на фасаде, ее нет. Хозяину жаль тратится. Свои все равно найдут. Над косметическим магазином наверху, в небольшой комнате стоят коробки с запчастями. На них - штампы магазинов далеких стран. Много коробок из США, есть и грузы, доставленные из Таиланда. Ни одного готового велосипеда здесь не найти, кроме лежащего на полу старого транспортного средства из детской коллекции хозяина.
- Вам колеса, шины, седло, рукоятки? – спрашивает продавец. У нас есть все. Соберу по вашему вкусу.
В четырнадцать лет Ави, выросший в семье небогатого торговца из Южного Тель-Авива, увлекся велосипедами. Нет, он естественно, не пошел в секцию, потому что с детства терпеть не мог занятия под руководством тренера, чьи-то команды и распоряжения. Он просто стал разбирать и собирать старые велосипеды в надежде получить из них что-нибудь путное, на чем можно было бы прыгать, как по телевизору.
Потом он выяснил, что в Израиль прыжковые велосипеды, по которым сходят с ума все подростки, практически не завозятся. В шестнадцать лет он обнаружил целый незанятый сегмент рынка. Оставалось найти выгодных поставщиков. Ави сел к компьютеру и отправил по всему свету запросы. Так в семнадцать лет он начал собственный бизнес, и вот уже четыре года крутится в нем. Собранный по индивидуальному заказу велосипед обойдется подростку в шесть тысяч шекелей, можно приобрести детали, тоже, прямо скажем, далеко не дешевые, зато фирменные. Покупателей - тех же подростков, которые находят адрес через интернет, - хватает.
Так выглядит один из примеров молодежного бизнеса, каких в нашей стране уже немало. В компьютерном бизнесе успешно работают подростки в возрасте четырнадцати лет и немногим старше. Их заработки порой во много раз превосходят зарплату родителей. В международные интернет-компании с радостью принимают на работу школьников, не дожидаясь, пока те получат аттестат зрелости. Большинство детей, устроившихся на работу, руководствуются девизом: «Стать богатыми еще в молодости». И в самом деле, зачем зря время терять?
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)