Тихие рекомендации для глухих
26.02.2007 | 01:07
Яков Шаус, Вести
Заключение комиссии Зайлера про звучало не слишком громко и гроз но - прислушаются ли к этим выводам те, кому общество доверило руководство страной?.
В начале этой недели были обнародованы выводы комиссии Зайлера, расследовавшей факты грубейших служебных нарушений и коррупции в руководящем звене израильской полиции. Комиссию во главе с отставным судьей Варди Зайлером назначила еще министр юстиции Ципи Ливни после того, как в СМИ всплыли невероятные истории о работавшем на мафию полицейском-киллере и странных контактах полковника полиции с известными преступниками.
Напомню эти казавшиеся фантастическими сюжеты, В конце 1990-х годов офицер спецподразделения полиции Цахи Бен-Op участвовал в... грабежах в Беэр-Шеве, организованных братьями Периньян. Они же в 1999 году поручили ему ликвидировать их конкурента Пинхаса Бухбута. С первой попытки Бен-Ор только ранил гангстера, но десять дней спустя, будучи в полицейской форме, без помех проник в больничную палату и застрелил лежавшего там Бухбута. Через несколько месяцев Бен-Ор уволился из полиции и целиком сосредоточился на разбое. В конце концов его арестовали. Бен-Op предлагал обвинению сделку: ему гарантируют смягчение наказания, а он выступит государственным свидетелем по делу братьев Периньян. Это предложение дважды отклоняли! Мало того, уже когда сделка с прокуратурой была на мази, обладателя ценнейшей информации о воротилах криминального мира перевели под домашний арест. Естественно, его сразу попытались убрать, и в 2002 году после тяжелого ранения Бен-Ор бежал в Мексику. Но и там его нашли и заставили замолчать навсегда.
Делом об убийстве Бухбута занимались полковник Йорам Леви и его помощник подполковник Руби Гильбоа. Существуют серьезные подозрения, что они не только помешали ходу расследования, но поддерживали «особые связи» с семейством Периньян. Леви сам не отрицал, что в «служебных целях» встречался с информаторами, которые были связаны с Периньянами, - хотя столь высокопоставленный офицер не должен был работать со «стукачами». Кроме того, распечатки телефонных разговоров Леви показали, что он лично беседовал с братьями-гангстерами. О чем?..
Возвращение к «делу Бен-Ора» напомнило о запущенной криминогенной ситуации на юге страны. Могли ли не знать о деле «оборотня в погонах» и подозрениях в адрес полковника Йорама Леви руководители полиции Южного округа? Не случайно комиссия Зайлера допросила 13 сотрудников полиции и прокуратуры, среди которых были генеральный инспектор полиции Моше Каради (прежде возглавлявший Южный округ), его предшественник на этом посту Шломо Ааронишки, глава полиции Иерусалимского округа Илан Франко, бывший начальник полиции Южного округа и заместитель генерального инспектора полиции (ныне депутат кнессета от партии Наш дом - Израиль) Ицхак Ааронович, прокурор Южного округа Иска Лейбович, а также руководители Отдела министерства юстиции по расследованию служебных нарушений полицейских (МАХАШ), «благодаря» которым жалобы на самые грубые просчеты и нарушения блюстителей порядка бесследно исчезают.
Выступление Варди Зайлера перед оглашением выводов его комиссии было весьма резким. Характеризуя вопиющие промахи в работе полиции, он без расшаркивания употреблял слово «коррупция». Но... конкретные выводы комиссии были гораздо умеренней личного комментария Зайлера.
Комиссия рекомендовала не продлевать истекающую через полгода каденцию генерального инспектора полиции Моше Каради. Следует отметить, что сам Зайлер высказался за немедленную отставку Каради, но перевесили голоса более либеральных членов комиссии Узиягу Бергера и Нурит Шнит. Что касается главы иерусалимской полиции Плана Франко, который считался кандидатом в преемники Каради, то предложено не выдвигать его на этот пост. Комиссия пришла к выводу, что Шломо Ааронишки, руководя израильской полицией, не мог не знать о происходящем в Южном округе, но... не рекомендовала применять по отношению к нему административных мер. Никаких взысканий не получит и бывший руководитель Южного округа Ицхак Ааронович. Комиссия укоризненно отметила (без оргвыводов), что в свое время мог более активно реагировать на сигналы начальник МАХАШа Эран Шендар, сегодня являющийся генеральным прокурором Израиля. Только полковника Йорама Леви и подполковника Руби Гильбоа комиссия предложила отстранить от исполнения служебных обязанностей, а возможно, и понизить в звании.
Сразу же после обнародования рекомендаций комиссии Зайлера Моше Каради заявил, что уходит в отставку. И вскоре министр внутренней безопасности Ави Дихтер сообщил, что новым генеральным инспектором полиции назначает Яакова Ганота, до этого возглавлявшего Управление тюрем. Его заместителем должен стать Мики Леви, прежде руководивший Иерусалимским округом, а в последнее время работавший представителем израильской полиции в США. Ави Дихтер решил снять с поста заместителя генерального инспектора полиции Бени Каньяка и перебросить его в Управление тюрем.
Возможно, Ави Дихтер в этот момент очень нравился себе: с момента формирования правительства Ольмерта он ничем не проявил себя, не сумел сказать ничего путного о перестройке работы полиции - теперь же выглядел (перед журналистами) уверенным, принципиальным, решительным. Но его кадровые назначения вызвали бурю!
Кандидатуру Яакова Ганота должна утвердить комиссия по высшим государственным назначениям во главе с отставным судьей Яаковом Тиркелем. Но, видимо, ей придется повременить. Юридический советник правительства Мени Мазуз сразу предупредил Дихтера, что его решение может быть оспорено в БАГАЦе. И действительно, в Высший суд справедливости уже поступило обращение амуты ОМЕЦ, которая указывает на серьезные нарушения, допускавшиеся в прошлом Яаковом Ганотом, и требует обосновать его назначение на пост руководителя израильской полиции.
За годы службы в полиции Яаков Ганот не просто допускал нарушения - против него выдвигались обвинения в злоупотреблении служебным положением, мошенничестве, получении взяток! В 1994 году, когда Ганот руководил Северным округом полиции, МАХАШ предлагал отдать его под суд. Выяснилось, что богатый арабский подрядчик из Назарета, не имевший никаких причин проявлять заботу о Ганоте, устраивал для него на своей вилле многолюдную вечеринку. Видимо, без всякой связи с этим полиция замяла дело о драке, в которой участвовали члены семьи подрядчика.
Генерала полиции Ганота не раз останавливали на дорогах за превышение скорости. А подчиненного ему шофера полиции он откомандировал... к себе домой для обслуживания собственных жены и детей. Были и такие «мелкие» факты, как хамское обращение с сотрудницей больницы, которую Ганот прилюдно обозвал «нулем».
Окончательно дело Ганота рассматривалось в Верховном суде. После долгих дискуссий судьи решили строго не наказывать генерала. Настаивавший тогда на суровых санкциях судья Ицхак Замир ныне находится на пенсии, но он счел своим долгом высказаться о решении министра внутренней безопасности. «К Каради были претензии, но он не заподозрен ни в каких криминальных делах, - справедливо констатировал Замир. - Тем не менее Каради отправляется в отставку, а вместо него ставят Ганота, за которым числятся гораздо более тяжкие нарушения, совершенно несовместимые с должностью главы израильской полиции!»
Следует отметить, что все вспоминают неприглядные истории, в которых Ганот фигурировал в качестве руководителя Северного округа полиции. А чем он так отличился в Управлении тюрем, что наградой может стать только пост генерального инспектора полиции? Израильские тюрьмы находятся в ужасающем состоянии - постыдном для цивилизованной страны. Никакого сравнения с пенитенциарной системой любого демократического государства. Недаром Лев Леваев просит разрешить ему открыть частную тюрьму! Мы постоянно слышим о побегах заключенных - в том числе палестинских террористов. Достаточно вспомнить недавний прыжок через забор серийного насильника Бени Селы: да, во дворе суда его упустил полицейский конвой, но администрация тюрьмы отправила опаснейшего преступника на судебное слушание, даже не глянув на «ксиву», в которой была указана совсем другая дата!
Реакция министра внутренней безопасности на разоблачения коррупции в полиции удручающе напоминает поведение его патрона после провалов во второй ливанской войне. Операция против «Хизбаллы» обнаружила системный кризис ЦАХАЛа. Но главной целью премьер-министра было не исправление ошибок, а выведение себя из-под огня критики. Ушел в отставку начальник Генштаба, вместо него пришел новый - но никто не собирается менять внутренние порядки в армии, методы подготовки офицеров. Точно так же сегодня «исправляют» положение в полиции - а ведь тут ситуация гораздо хуже и опасней для общества.
ЦАХАЛу не дало воевать в полную силу высшее политическое руководство. Но хотя всем ясно, что армия должна стать мобильней и эффективней, ее боеспособность ни у кого не вызывает сомнения. В ЦАХАЛе существует достаточно строгий отбор в боевые части, а обязательная воинская повинность обеспечивает попадание в армию хотя бы на три года лучших еврейских голов. В полицию, гарантирующую хорошее жалованье и государственную пенсию, идут люди, которым не светила карьера ни в армии, ни на производстве, ни в бизнесе, ни - упаси Бог - в науке. Соответственно, подбираются кадры не очень высокого интеллектуального и совсем неприглядного культурного уровня. В еврейской полиции считаются нормой хамское обращение с гражданами, рукоприкладство. Система подготовки полицейских, а тем более криминалистов отсутствует - чем объясняется беспомощность наших следователей в раскрытии преступлений. Им проще всего припугнуть подозреваемого и выбить из него «признание». Но непотопляемость владельцев подпольных казино и борделей, наркоторговцев, мафиозных кланов объясняется не только непрофессионализмом сыщиков, но и все более очевидными связями полицейских с преступным миром.
Все это стало возможным из-за отсутствия контроля над полицией и круговой порукой в правоохранной системе. Отдел министерства юстиции по расследованию служебных нарушений полицейских в редчайших случаях (а получает он тысячи жалоб!) углубляется в изучение поступаемой информации. А кто возглавлял МАХАШ в период, когда творились чудовищные дела в полиции Южного округа (да только ли на юге!)? 11 лет находился на этом посту Эран Шендар. В отчете комиссии Зайлера указывается, что именно по его вине не было возбуждено дело против полковника Йорама Леви. Шендар спустил на тормозах и другие расследования фактов коррупции среди высших чинов полиции. Зато теперь Шендар - генеральный прокурор страны!
Вся история «перевертыша» Бен-Ора - это удивительно слаженные действия полиции, прокуратуры и суда, направленные на то, чтобы утаить правду и свернуть дело! Кто-то дважды предотвратил судебную сделку, чтобы Бен-Op не разоблачил братьев Периньян. Кто-то отпустил его из-под стражи, чтобы облегчить гангстерам ликвидацию опасного свидетеля. Кто-то не перекрыл Бен-Ору (как полагается в таких случаях!) выезд из страны, чтобы киллеры «достали» его в Мексике.
И вот сегодня никого не наказывают - разве что Йорама Леви наконец отдадут под суд. Но наверняка дело затянется, о нем забудут, и никто не гарантирует, что полковника, перезванивающегося с гангстерами, строго накажут. Поразительно то, что разные комиссии годами изучают и в конце концов прощают вопиющие промахи полиции, ничего не предпринимающей против преступников, которые известны любому обывателю! Комиссия Зайлера не обидела бывших начальников Южного округа полиции. Они несут ответственность за рост насилия в регионе, за беспредел бедуинов, терроризирующих израильских фермеров. Не лучше обстановка на севере, где полиция панически боится что-то предпринимать в арабских населенных пунктах. В центре страны на улицах идут перестрелки между мафиозными группировками. В квартиры мэров, пытающихся навести порядок в городах, влетают гранаты.
Питательная среда крупной преступности - хулиганство, грабежи, рэкет. Любой мальчишка знает в лицо главарей хулиганских шаек, любая школьница покажет, где в Л оде, Рамле или Яффо можно купить наркотики. Но полиция не желает заниматься «мелкими делами».
Необходима срочная и коренная ломка всей полицейской системы. Надо не только по-новому подбирать кадры и обучать их, но и ввести строжайшую ответственность за нарушение полицейскими служебных и этических норм. Полицейский, распустивший руки или уличенный в посещении подпольных казино и любых контактах с уголовниками, должен навсегда изгоняться из полиции и ответить перед законом.
Может ли начать такую перестройку нынешнее правительство, в котором каждый третий находится под следствием? Случайно ли Ави Дихтер назначил новыми руководителями полиции людей с подмоченной репутацией? Случайно ли заместителем генерального инспектора полиции станет Мики Леви? Он командовал полицией Иерусалима, когда мэром столицы был Ольмерт, и считается близким ему человеком. Известно, что нынешний выдвиженец за две недели до выступления Дихтера наведывался в канцелярию премьер-министра.
На главе правительства сегодня висят сразу несколько очень неприятных дел. Нет оснований утверждать, что новым руководителям полиции заранее даны какие-то указания. Но все-таки при «плохом» Каради полиция начала уж слишком бесцеремонно трясти высших лиц государства. Все-таки премьер-министру будет приятней, когда ее возглавят люди, обязанные ему и к тому же неспособные проявлять чрезмерную принципиальность из-за собственного рыльца в пушку.
"Вести"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Вести" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: