Бульдозеры в Восточном Иерусалиме
27.02.2007 | 00:51
Александр Майстровой, Новости недели
Разрушая дома арабских жителей столицы, Израиль собственными руками создает себе врагов и дает козыри своим недоброжелателям.
"Как сардины в бочке"
Дом Али Джума, расположенный на склоне холма, - один из крайних в деревне Джабель-Мукабер, расположенной в Восточном Иерусалиме. С места, где он находится, виден пропускной пункт и «стена безопасности». Одноэтажный и обветшалый, дом этот производит жалкое впечатление своей ветхостью и запущенностью. В нем Джума живет уже десятки лет со своей семьей, в которой двенадцать (!) детей и бессчетное число внуков. Впечатление, что дом этот – детский сад, молодежное общежитие и дом престарелых одновременно.
Джума, смуглый старик с благообразным лицом, медленно, но довольно свободно говорит на иврите. Он рассказывает, что двадцать лет назад его семья обратилась в муниципалитет Иерусалима с просьбой предоставить им разрешение на строительство нового дома. Разрешение это они так и не получили, как не получили и убедительного обоснования, почему им нельзя строить. И тогда они начали возводить новый дом на свой страх и риск. Через несколько лет, когда новый дом был уже практически построен, власти подогнали бульдозеры и снесли его до основания. Остались одни развалины – их видно и сейчас. Для Али Джумы это – постоянное напоминание о травме, которую они пережили.
С того времени он продолжает добиваться разрешения на возведение нового дома. "Мы заплатили деньги адвокату, он их взял, обещал, что поможет, но потом сказал, что сделать ничего не может. В муниципалитете все время находят какие-то причины, чтобы не позволить нам строить здесь. Говорят, что нет канализации, нет шоссе. Что это – "зеленая территория" и поэтому здесь строить запрещено. Это продолжается уже восемнадцать лет", - разводит он руками. Выводок внуков Али слушает рассказ деда с нескрываемым интересом, детишки мгновенно облепляет деда, когда я достаю фотоаппарат. "Но почему нам нельзя строить? - вопрошает Джума. – Мы – законопослушные граждане, мы платили бы налоги. Я потерял кучу денег и времени. И мне ничего не объясняют. Годами мы живем, как сардины в бочке".
Али Джума – далеко не единственный в Джабель-Мукабер, который столкнулся с подобным отношением. Мохаммеду Шкирату – учителю местной школы – судя по всему, придется пройти те же испытания, что и Джуме. В 2002 году он начал строительство своего дома, так и не получив разрешения. Дом уже построен, и он более чем скромен: небольшая, побеленная, одноэтажная мазанка. Для Шкирата этот дом – своего рода символ будущего. В его семье – десять детей, и все они каким-то образом умещаются в трех комнатах. "Мы спим в несколько этажей – кровать над кроватью, - говорит он. – Ни у взрослых, ни у детей нет места. Это невыносимо. Новый дом – наша единственная надежда".
Однако, скорее всего, этой надежде не суждено будет сбыться. В 2002 году Мохаммед начал строительство, а когда дом уже был готов, пришло распоряжение о его сносе. Это значит, власти подгонят бульдозеры и снесут его мазанку за полчаса. Шкират, полноватый, немного сутулый мужчина, говорит, что надеется на помощь, благодарит. Чувствуется, что ему неловко быть просителем, неловко перед сыном, который внимательно наблюдает за происходящим.
Путь мытарств, который он прошел, почти полностью совпадает с тем, что прошел Джума. "Мне назначили штраф за незаконное строительство, я обратился к адвокату, заплатил ему три тысячи шекелей, чтобы задержать выселение и снос. Но он не справился. Поднял руки. Тогда я пошел к Шмулику. Мы сделали новые карты, провели измерения, я заплатил за них десять тысяч. С ним мы пошли к новому адвокату".
В результате приказ о выселении удалось отложить до 12 сентября. До этого адвокат обещает если не отменить приказ о сносе, то, по крайней мере, отложить его. "Мы надеемся, Шмулик поможет нам убедить их", - говорит он.
Шмулик – это Шмуэль Давидсон, архитектор, имеющий свою фирму в иерусалимском районе Тальпиот. Вместе со своим компаньоном Хасаном Абд эль-Кадером, закончившим архитектурный факультет Киевского университета, он уже предотвратил снос десятков арабских домов в Восточном Иерусалиме, подготовив и обосновав проекты по их заселению. "Моя задача – спланировать всю инфраструктуру так, чтобы снять все возражения и оговорки муниципалитета. Чтобы они могли дать разрешение на строительство. Однако беда в том, что мы работаем в ситуации, когда нет ясных законов. Нет системы, нет порядка. Все зависит от воли, желания, настроения муниципальных служащих, от каких-то побочных причин и мотивов. И неясно, когда речь идет о политической подоплеке, когда – о глупости того или иного чинуши, а когда – о бюрократических проволочках", - говорит он.
Давидсон не планировал заниматься архитектурными проектами в арабских деревнях Иерусалима. Тем более, что одноэтажные, более чем скромные постройки здесь неспособны принести серьезный доход. У Шмуэля есть намного более интересные и прибыльные проекты – он получает заказы на расширение музеев (в частности, музея Герцля), преподает в Еврейском университете, недавно выпустил альбом по арт-искусству. Проектами в Восточном Иерусалиме он начал заниматься с 1995 года, когда к Хасану, его компаньону, обратились местные арабы с просьбой спланировать строительство, которое получило бы одобрение муниципалитета.
"Лишь тогда я столкнулся с теми страданиям, которые испытывают живущие здесь люди, и хаосом, который царит во всем, что связано с выдачей разрешений на строительство домов арабами, - говорит он. – Мне удалось помочь многим, мы подготовили десятки проектов, которые после невероятных усилий и проволочек были приняты муниципалитетом. В деревне Джабель-Мукабер меня все знают. Здесь множество историй такого рода. В некоторых, как с Мохаммедом, удалось уговорить чиновников, по крайней мере, отложить снос домов. Но чем это закончится в его случае, я не знаю. Здесь все непредсказуемо, все зависит от тысячи случайностей, от чьей-то воли, желания, от "высших интересов".
Назло самим себе?
О каких же "высших интересах" идет речь? Хасан Абдель Кадер, как и Шмуэль, считает, что городские власти преднамеренно препятствуют строительству по политически соображениям. "Но все равно, даже если так, многие действия властей выглядят нелогичными".
Хасан разворачивает карту Джабель-Мукабер. "Посмотри, - объясняет он мне на хорошем, разве что с небольшим акцентом, русском языке. – С одной стороны идет так называемое Американское шоссе (его выстроили в свое время американцы), с другой – проект нового Окружного шоссе, за которым идет "стена безопасности". Власти не дают разрешения на строительство домов в зоне, где пройдет новое Окружное шоссе и на прилегающей к нему территории. Видимо, они исходят из технических соображений и соображений безопасности. Хорошо, это можно понять. Но между Американским шоссе и Окружным – большая и совершенно незастроенная территория. Если вы сносите дома, которые прилегают к Окружному шоссе и "стене безопасности", если вы не даете строить здесь, то дайте строить на той огромной пустующей территории, которая остается. Но нет, постоянные проблемы. Мы с огромным трудом добиваемся разрешений на строительство, и далеко не всегда нам это удается", - говорит он, показывая на цифры на карте: красные – означают, что строительство одобрено, белые, - что приказ о сносе вступил в действие.
По словам Хасана, ситуация в Джабель-Мукабер типична для всего Восточного Иерусалима. Множество построенных без разрешения домов сносятся, а разрешения на строительство не выдаются без сколько-нибудь убедительных на то обоснований. "Я знаю всех этих людей, в массе своей – это люди бедные, многие неграмотные. Они рожают детей, создают огромные семьи, а потом не в силах обеспечить их жильем. Они не планируют свою жизнь. Мне и жаль их, и обидно за них. Однако мне непонятно, почему не дать им возможности строить. Это ведь не враждебное Израилю население. Все они работают в Израиле, и единственное, к чему они стремятся, – это зарабатывать. Если дать им строить, они будут исправно платить налоги, а их дома на этой пустой территории – никому не помеха".
Хасан, после учебы в Киеве вернувшийся в Иерусалим с женой-украинкой, говорит, что устал от всей этой ситуации. "Конечно, я вырос здесь, привык, здесь у меня родня, мой воздух, но я бы с удовольствием уехал отсюда. На ту же Украину, например. Здесь скопилось очень много озлобленности, ненависти. Все – и евреи, и арабы – ненавидят, подозревают друг друга. Здесь тяжелая атмосфера, и вряд ли что-то улучшится в обозримом будущем. Все очень запутано".
Через призму "теории заговора"
Впрочем, для координатора Движения против сноса арабских домов Меира Маргалита, во всей ситуации нет ничего запутанного, все предельно ясно. Израиль, руководствуясь аморальными идеологическими установками, специально разрушает арабские дома, чтобы заставить местных жителей покинуть Восточный Иерусалим. "Это – преднамеренная политика выдавливания арабов, - уверен он. – Они [власти] боятся роста арабского населения и хотят заставить местных жителей перебраться на "территории". Это – идеология".
Движение против сноса арабских домов было создано в 1997 году левыми организациями, и оно делает все, чтобы предотвратить это явление. Как? Маргалит не скрывает. Главное – привлечь внимание Запада, западных правозащитников, дипломатов, СМИ. Невысокий, нервный, суетливый, он во время встреч с арабскими жителями непрестанно повторяет одну и туже наизусть заученную мантру: "Я сделаю, что могу, все, что в моих силах! Мы приедем сюда с западными журналистами, с представителями посольств, они увидят своими глазами, что здесь происходит, в мире начнется компания протеста, на Израиль будет оказано давление, и снос приостановят. Там, на Западе, и так возмущены строительством стены, а теперь мы продемонстрируем им еще и это".
Арабы, которым он это сообщает, слушают внимательно, некоторые - настороженно, некоторые - не скрывая некоторого скепсиса. Чрезмерная эксцентричность и пылкость защитника их прав, видимо, вызывает у них некоторое недоверие, сомнение.
Учитывает ли он все последствия таких действий для своей страны, вынужденной противостоять террору, страны, и без того подвергающейся мощному и одностороннему прессингу извне? У Маргалита нет ни малейшего сомнения в своей правоте. Он борется за торжество справедливости. "В 2006 году власти разрушили 850 домов в пределах "зеленой черты", 90 домов – в Иерусалиме. В общей сложности, вместе с "территориями", - 2500 разрушенных домов! Это немыслимо!
Движение против сноса арабских домов – крохотное даже по израильским понятиям: в него входит всего семь человек. Однако количество еще ничего не значит, куда важнее - активность его представителей. По словам Маргалита, Движение не только привлекает внимание к неприглядному явлению, но получает помощь практически со всего мира: от Евросоюза, от правозащитных организаций, от христианских организаций - судя по всему, вне зависимости от их отношения к Еврейскому государству и его проблемам.
Полученные деньги идут на восстановление домов. Иногда, говорит Маргалит, это настоящая война на истощение. "Государство сносит дома, мы их восстанавливаем, они сносят, мы строим новые... В некоторых случаях это происходит по четыре раза. Своего рода соревнование на выдержку".
Меир – убежденный борец протии сноса домов. "Это – ущербная идеология. Нас, в первую очередь, волнует не то, что разрушают арабские дома, а то, как это отражается на нас, евреях, когда выселяют невинных людей. Это подрывает моральные принципы Еврейского государства. Мы отравляем свою душу, из народа, который должен быть примером для человечества, мы превращаемся в варваров. На карту поставлено даже не будущее этих несчастных людей, которых мы выселяем, но национальная мораль и совесть".
Меира Маргалита можно понять. Снос домов ни в чем не виноватых людей, желающих лишь улучшить свой быт, - жестокое и несправедливое явление. Однако как всегда в подобных случаях, было бы неправильно делать обобщения.
Несомненно, что незаконные арабские дома разрушаются в намного большем масштабе, чем еврейские. Но и еврейское незаконное строительство также наказывается. При этом во многих случаях муниципалитет все же идет навстречу арабам.
По самым последним данным жители все той же деревни Джабель-Мукабер обратились к городским властям с просьбой разрешить им строительство 170 квартир, а получили разрешение на строительство… 350-ти. В рамках проекта, одобренного муниципалитетом, арабам выделена дополнительная земля, в частности – для строительства местной школы. Решение это, видимо, частично проистекает из желания предотвратить конфликт между жителями Джабель-Мукабер и компанией "Ноф Цион", строящей здесь жилой комплекс для религиозных евреев.
"В конечном счете, все начали осознавать, что местные жители нуждаются в территории для строительства. У нас еще есть некоторые препятствия для реализации проекта, но я благодарен председателю городской комиссии по строительству Иегошуа Полаку за его объективный и взвешенный подход", - сказал один из членов комиссии, представитель арабского сектора.
Последнее решение Полака никак нельзя назвать "вытеснением арабов из Восточного Иерусалима", и усилия Маргалита, привлекающего внимание враждебных Израилю СМИ, европейцев и правозащитников могут оказать "медвежью услугу" тем, кого он пытается защитить. Ибо спровоцируют новый скандал, который вызовет политические разногласия, конфликты и осложнит позицию муниципалитета.
Нет сомнения, что решение жилищной проблемы арабов Восточного Иерусалима должно быть найдено, и бюрократические проволочки в выдаче разрешений на возведение новых домов устранены. Политика сноса домов и препятствования строительству не только аморальна, но и неразумна, ибо порождает озлобление и ненависть. И ненависть эта подталкивает людей, изначально лояльных к Еврейскому государству, к враждебной деятельности.
Снос домов бессмысленно осложняет жизнь и делает ее невыносимой для тысяч людей. Государство своими руками создает себе врагов, которым нечего терять. Характерный пример, - житель Джабель-Мукабер Файсал Цурхи, принадлежащий к семье местного мухтара. Его дом находится за пограничным пунктом, и он ежедневно вынужден добираться до него с работы, делая гигантский круг через Маале-Адумим. На протяжении уже многих лет Файсал обращается к городским властям с просьбой позволить ему построить дом в пределах муниципальной черты, - но безрезультатно. Новый же дом, без разрешения выстроенный им в пределах городской границы, власти грозятся разрушить, и приказ о сносе вступает в силу уже 20 февраля.
Ничего, кроме ожесточения, это принесет – тем более, учитывая то влияние, которым пользуется семья мухтара в Джабель-Мукабер. Действительно, аморальная, жестокая и бессмысленная политика.
Однако вряд ли можно воспринимать происходящее исключительно сквозь призму "теории заговора", как это делает Маргалит. И последнее решение городской комиссии, во главе которой стоит Иегошуа Полак, это доказывает. Скорее, речь идет о сочетании разных факторов – бюрократических неувязках, некомпетентности и безграмотности чиновников, политических соображениях и соображениях безопасности – в том числе, и тех, что связаны с возведением стены.
Маргалит же с водой выплескивает и ребенка. Лишая свою страну права защищать себя от террора, идя на сотрудничество с силами, открыто враждебными своей стране, он усиливает внутренний конфликт в обществе и придает вопросу исключительно идеологическую окраску. И это неизбежно отразится и на тех самых жителях арабских деревень, о которых он так печется.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: