Израильтяне - слабо организованные потребители, и их можно обманывать бесконечно и практически безнаказанно. Но вот на нашу сторону неожиданно встал суд. Как отреагируют производители и торговцы?.
Микроскоп для изучения обертки
Израильский потребитель уже давно забыл о том, что существует инфляция. Но не забыли об этом те, кто производит потребительские товары. Хорошо им было во времена оные: захотел - и повысил цену, а заодно и улучшил собственные экономические показатели.
Но сейчас повышение цен израильтяне встречают в штыки. Изменились привычки, появился выбор, стало больше торговых сетей, предлагающих самые разнообразные товары. И поэтому производителю (а вместе с ним и импортеру) приходится прибегать к более изощренным способам добычи легких денег.
Кто из нас регулярно изучает количество товара, указанное на упаковке? Честно говоря, я неоднократно сталкивался с тем, что его и найти-то нелегко. Кашрут - да, калории - да, а вот вес где-то сбоку, самыми маленькими цифирками (кстати, срок годности тоже пропадает не пойми куда). Если же упаковка осталась прежней, то никому и в голову не придет ее рассматривать.
Правда, бывает и по-другому. Изменяется- упаковка (размер, форма, цвет), и ты лихорадочно ищешь привычный товар, который к тому же переставили на другую полку. До веса ли здесь? Вот творческая мысль и работает.
Меньше товара -больше «навара»
В ноябре 2003 года газета «Едиот ахронот» опубликовала серию статей, в которых представила перечень популярных товаров, вес которых в упаковке был уменьшен. Причем уменьшение составило от нескольких процентов до 25%. Ни в одном из этих случаев компании не сообщили об уменьшении веса, ни разу не были снижены цены. Общество потребителей оценило ущерб, нанесенный жульничеством компаний, в 40 миллионов шекелей. После публикаций в газете министерство промышленности и торговли подало иски против компаний.
Простой трюк позволил как производителям, так и импортерам повысить цены без того, чтобы потребитель узнал об этом. Стиральный порошок, конечно, особо удобен для этого, так что кроме «Хенкель Сод» отличились в этом деле также «Бенкизер» (импортеры порошка «Колон») и израильский филиал «Проктер энд Гэмбл», ввозивший порошки «Ариэль» и «Тайд». Все они ссылались на то, что им пришлось «выровнять фронт» с другими фирмами, совершившими ранее тот же маневр.
Но не только производители порошков обманывали покупателей. Та же «Бенкизер», например, уменьшила объем жидкости для мойки посуды «Калия» - с 4 до 3 л, а также с 2 до 1,5 л. Как утверждала компания, таким образом, ей удалось сохранить прежнюю цену, несмотря на рост евро.
То же самой касается компании «Лайман Шлиссель», импортера «Нутеллы». Вместо упаковки в 400 г израильский потребитель получил упаковку в 385 г. Справедливости ради скажем, что цена снизилась, но не в той же степени, в которой уменьшилось количество продукта.
Съежились также упаковки туалетной бумаги от «Хуглы» - и «Мульти», и «Лили», причем количество рулонов оказалось прежним, так что покупатель не почувствовал подвоха: уменьшилась длина рулонов.
«Осем» уменьшил упаковки «Сладкой бамбы» с 30 до 25 г, а «Висли» - с 200 до 190 г. Цена на них, естественно, осталась прежней. К чести компании следует сказать, что сразу после публикации она объявила, что возвращает прежний вес упаковки.
Уменьшил вес своих продуктов, особенно выпечки, и «Элит» -с 500 до 450 г и с 450 до 425 г.
Землетрясение
В начале февраля Тель-Авивский окружной суд принял удивительное для нашей страны решение: он разрешил предъявление представительского иска против изготовителя стирального порошка «Сод» компании «Хенкель Сод».
Иск против «Хенкель Сод» был подан еще три года назад, но только сейчас он признан представительским и, поскольку право в Израиле; прецедентное, то решение окружного суда является обязательным и для судов более низкой категории (мировых). Не очень израильские судьи любят рассматривать частные иски как представительские.
«Среди производителей и импортеров стало привычкой уменьшать количество товара в упаковке. Мы надеемся, что вследствие решения суда это явление прекратится, ведь речь идет об очень важном судебном решении», -сказал по поводу своего успеха представлявший истца адвокат Дорон Леви - его специализацией как раз и является подача представительских исков.
Другие авторитеты в этой области выразили надежду, что решение суда станет неприятным сюрпризом для многих промышленных компаний, прибегающих к трюкам вроде уменьшения веса товара, находящегося в упаковке: «Начиная с сегодняшнего дня все эти фирмы стали уязвимы для судебного преследования».
Частный иск вырос в представительский, и сумма его составила 4 миллиона шекелей. Теперь «Хенкель Сод» придется отвечать за то, что она прекратила выпуск порошка «Компакт Сод Парфюм» в упаковке 1,5 кг и начала выпускать его в новой упаковке весом 1,25 кг. Истец утверждает, что компания никоим образом не предупредила клиентов об этом изменении, и более того - она не снизила на него цену. Клиент пострадал, но, поскольку он - лишь один из многих, купившихся на новую упаковку, то следует говорить о представительском иске.
Компания «Хенкель Сод» пыталась сослаться на то, что она -лишь производитель товара, а назначение розничных цен -это прерогатива продавца, но судья решил, что компания сама по себе пыталась ввести клиента в заблуждение, не изменив упаковку и не указав, что количество товара уменьшилось. Причем не только истца, но и всех остальных покупателей.
Имя им – легион
В последнее время клиенты подали много исков против самых разных компаний, утверждая, что те изменили вес товара без оповещения об этом потенциальных покупателей и снижения цены. Среди таких компаний - «Проктер анд Гэмбл», «Элит», «Йотвата» и многие другие. Нашелся даже адвокат, взявший на себя обязанность подать такие иски, зовут его Йохи Гева. Подал он их ни мало ни много целых 32, и во всех констатировалось уменьшение веса товара при сохранении упаковки и цены. Несомненно, после решения против «Хенкель Сод» шансы Гевы на успех резко выросли.
12 февраля Гева подал еще один иск с требованием признать его представительским. На этот раз «под раздачу» попала крупнейшая сеть Израиля «Шуфер-саль». Сеть продает консервы под названием «Chicken of the Sea» («Морские цыплята») - кусочки тунца в цветочном масле. Истец обнаружил, что хорошо знакомая ему баночка содержит уже не 120 г, а только 112г. Каково же было его удивление, когда в сети ему сказали, что вес товара был снижен два года назад. Сумма иска составляет 7 миллионов шекелей, и у него появились хорошие шансы на успех.
Вот личные впечатления от очередного похода в «Шуфер-саль». Никаких цыплят на прилавке не было. Но я прошелся вдоль длинного стеллажа, на котором были выставлены соусы и национальная израильская еда - тхина. Вся продукция самых разных производителей была расфасована в стандартные израильские банки (вес нетто - 500 г). Вся, да не вся. Майонез собственного производства «весил» только 450 г, что существенно снижало привлекательность разницы в цене. Конечно, размеры банок были слишком похожими, чтобы с первого взгляда их различить.
Усилиями Гевы и его сподвижников многие мелкие иски подобного рода могут стать представительскими, и тогда компании подумают несколько раз, прежде чем вводить в заблуждение покупателей. Наказать их станет намного проще благодаря прецедентному праву.
Вместе с тем пока рано говорить о полном успехе, поскольку дело лишь передано в суд. При подаче обычного иска ответчику предоставляется 30 дней для подачи соответствующего документа, после чего суд рассматривает доводы сторон. У представительского иска - два этапа, на первом из них подается просьба о признании иска представительским, и ответчику предоставляется возможность защищаться. На этом этапе суд рассматривает лишь соответствие иска требованиям представительского иска, и если он завершается успехом, то тогда начинается рассмотрение этого иска в обычном порядке, в конце которого суд решает, принять требования истца или отклонить их.
Как показывает опыт, в Израиле представительские иски редко доходят до суда. Истец не склонен к долгому ожиданию, ответчик побаивается поражения. Обычно стороны приходят к компромиссу. В данном же случае следует дождаться окончания процесса.
Кто виноват и что делать?
Ну, кто виноват, мы уже выяснили - не мы. Хотя, с другой стороны, именно мы. Столь дешевый обман может существовать лишь там, где потребитель слаб. А израильтяне - крайне слабый потребитель, измученный десятилетиями инфляции. Но на нашу сторону неожиданно встал суд, постановивший, что требовать от покупателя слишком многого (бесконечного сравнения цен, контроля веса упаковки и т. п.) нельзя.
Как водится, найдется немало охотников половить рыбку в мутной воде. Но давайте сравним потребительский Израиль десятилетней давности, до начала реформ, и нынешний, и тогда станет ясно, что лед тронулся даже в нашей южной стране.
"Вести"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Вести" (Израиль)