Перетягивание каната по-европейски
11.03.2007 | 22:47
Александр Майстровой, Новости недели
От того, чья позиция - Франции или Германии - относительно будущего правительства ПА возобладает в ЕС, во многом зависит политика Квартета.
Признает ли Квартет, и в его лице международное сообщество, будущее коалиционное правительство ФАТХа и ХАМАСа?
Более чем когда бы то ни было ключ к ответу на этот вопрос находится в руках Объединенной Европы. Из четырех участников Квартета (США, ЕС, Россия и ООН) пока только Москва сделала окончательный выбор в пользу признания палестинского правительства вне зависимости от выполнения им требований Квартета.
Ежегодные визиты главарей ХАМАСа в Москву с неизбежной про-палестинской риторикой российских лидеров стали уже своего рода традицией после того, как Кремль превратил заискивание перед исламским миром в часть своей новой политической концепции. Как это было и в случае с предшественником нынешней России, Советским Союзом, Израиль и его конфликт с палестинцами, в частности, и арабами, вообще, имеет лишь косвенное отношение к выбору Путина. "Дружба" с арабами нужна России по нескольким причинам: во-первых, сохранить высокие цены на нефть (а Саудовская Аравия в последнее время проявляет готовность выбросить на международный рынок дополнительное количество баррелей, что приведет к падению цен на энергоносители); во-вторых, чтобы максимально "насолить" Америке, сковать ее силы на Ближнем Востоке и ослабить американское влияние в Восточной Европе и на постсоветском пространстве; в-третьих, чтобы ослабить "ваххабитов" на Кавказе и Средней Азии, чем задобрить Эр-Рияд.
Подобная "дружба" по принципу "враг моего врага – мой друг" уже привела в 90-х годах к вспышке террора на территории самой России. Ибо, с точки зрения тех же ваххабитов, политика Москвы была проявлением ее слабости и продажности. Однако российские власти, как всегда, мыслят не в масштабах долгосрочных интересов, а сиюминутной выгоды, что при таком подходе оправдывает братание с Ираном тех же ваххабитов и ХАМАСа.
Так или иначе, на сегодняшний день Москва готова снять все требования к ХАМАСу и палестинскому правительству, чем раскалывает Квартет. ООН с ее откровенно антиизраильской позицией и коррумпированной верхушкой по определению не в состоянии придерживаться сколько-нибудь последовательных принципов. Так как трудно хранить верность тому, чего не имеешь.
Остаются США и ЕС, и ключ к ближневосточной политике сейчас находится в руках Брюсселя. Поскольку США, хотя и остаются наиболее влиятельным участником Квартета, вряд ли смогут выдержать давление всего мира. Особенно в ситуации, когда "джи-ай" увязли в Ираке и нынешняя администрация утратила поддержку, а Джордж Буш находится в изоляции внутри собственной администрации и испытывает растущее давление со стороны Республиканской партии. Учитывая зависимость США от Европы в иранском вопросе, трудно представить, что Вашингтон найдет в себе достаточно сил, чтобы противостоять давлению Брюсселя в палестинском вопросе.
Европа стоит перед выбором, исход которого пока не ясен, и зависит от того, чья точка зрения возобладает. В ЕС к настоящему моменту сложились два лагеря, отражающие разный подход к ближневосточной проблеме. Один, во главе с Францией, выступает за смягчение или даже фактическое упразднение требований, предъявляемых ХАМАСу или будущему палестинскому правительству, в котором ХАМАС займет доминирующие позиции.
На Елисейских полях с самого начала приветствовали соглашение между ФАТХом и ХАМАСом в Мекке, дав понять, что оно открывает путь к признанию нового правительства ПА, даже если это правительство и не признает Израиль. Во время визита Махмуда Аббаса в Париж французские лидеры не скрывали, что могут отказаться от требований к палестинцам и готовы возобновить помощь им в полном объеме. Во всех заявлениях Парижа прослеживалось стремление выдать желаемое за действительное и на основании этого отказаться от санкций против ПА. Так, Жак Ширак заявил, что формирование нового правительства ПА открывает путь к ...признанию им Израиля, хотя главари ХАМАСа непрестанно и настойчиво подчеркивали, что никогда не признают "сионистское образование". "Соглашение в Мекке представляет собой шаг вперед на пути к выполнению требований Квартета", - провозгласил президент Франции. Его министр иностранных дел Филипп Дуст-Блази, в свою очередь, заявил о "полной поддержке усилий президента Аббаса по созданию правительства национального единства в соответствии с принципами Квартета". Где и в чем Ширак и Дуст-Блази обнаружили "соответствие требованиям Квартета" и "продвижение на пути к выполнению требований Квартета" непонятно. Однако сознательная подмена реальности иллюзиями открывает путь к снятию санкций с будущего палестинского правительства, вне зависимости от его действий и позиции.
По словам французских дипломатов, в Париже попросту убедились, что давление на ХАМАС бесполезно и раз ХАМАС не идет на уступки, то ЕС само должно уступить палестинским исламистам. "Гениальность" французского дипломатического изобретения в том, чтобы отложить вопрос о признании ХАМАСом Израиля на более поздний и неопределенный срок, довольствуясь обещанием исламистов временно прекратить террор.
Французская позиция вряд ли кого-то может удивить, но проблема в том, что Францию поддерживает большинство ведущих стран ЕС: Италия, Испания, Бельгия, Финляндия.
Против фактического отказа от требований Квартета выступают две страны: Германия и Нидерланды. Их поддерживает с некоторыми оговорками Англия, в которой в последнее время очень сильны про-палестинские настроения.
Правительство Ангелы Меркель, ориентируясь на Вашингтон, не готово попустительствовать французской политике умиротворения. Здесь предлагают не торопиться с выводами и подождать пока новое палестинское правительство будет сформировано и огласит свои принципы. И если эти принципы будут отвечать условиям Квартета, взвесить возможность его признания. "Очевидно, Франция будет настаивать на более прагматичной позиции, но это не значит, что Германия примет такой подход", - сказал политолог из Института международных отношений в Париже Доминик Моси.
Позиция Берлина вызвала нескрываемое раздражение палестинцев и уже привела к открытому давлению на него. В канун встречи министров иностранных дел стран-членов ЕС в Брюсселе Абу Мазен направил чрезвычайно резкое по тону письмо в адрес главы МИДа Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, обвинив ЕС (читай – Германию) в "несбалансированном подходе и произраильских симпатиях Евросоюза".
Германия – сегодня президент ЕС, и от ее позиции зависит многое. Однако поддерживаемые лишь голландцами немцы находятся в изоляции, что усиливает профранцузский лагерь.
На уровне политических структур в ЕС уже сейчас прослеживается стремление признать будущее правительство ПА вне связи с его базисными принципами. Так, Европейский Комитет уже успел разработать новый механизм по оказанию помощи ПА, вместо существующего с момента прихода к власти ХАМАСа в прошлом году. Тогда ЕС оказывал гуманитарную помощь палестинцам посредством негосударственных организаций (НГО) в обход правительства, сформированного ХАМАСом. Новый механизм позволит напрямую субсидировать палестинское правительство. План этот уже готов, был представлен Европейским комиссаром по внешним делам Бенитой Ферреро-Вальднер и ждет только официального одобрения Брюсселя.
Второй не слишком обнадеживающий симптом – растущая критика различных структур ЕС в адрес Израиля. Израиль все чаще и все резче обвиняется в угнетении палестинцев и создании для них невыносимых условий существования. Европейские чиновники постоянно описывают ситуацию на "территориях" как "гуманитарную катастрофу" и возлагают ответственность на Иерусалим.
Все это дает основания полагать, что французы и их союзники обладают сегодня большим влиянием, нежели немцы и голландцы. Саммит европейских лидеров 8-9 марта станет несомненной вехой в выработке ЕС своей позиции в отношении ПА.
Если Парижу удастся навязать свою точку зрения оппонентам, США останутся единственной силой в Квартете, отстаивающей требования, предъявляемые палестинцам. Однако их возможности будут весьма ограниченными.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: